Слайд 2
Биография Василя Быкова.
Быков Василий (Василь) Владимирович, прозаик, публицист,
сценарист, родился 19 августа 1924 года в деревне Череновщина
Ушанского района Витебской области. Писал на белорусском и русском языках. Многогранно одаренный деревенский мальчик из-под Полоцка, одного из древнейших центров славянской культуры, не сразу обрел свое призвание. Прекрасно рисовал.
Перед войной начал учиться на скульптурном отделении Витебского художественного училища – одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 году отменяют стипендии, и, бросив учебу Быков, ищет заработка – семья жила трудно. Война застала Быкова на Украине: вначале копал окопы, затем 17-летним добровольцем отступал с армией.
Слайд 3
Биография Василя Быкова.
Быков принадлежит к поколению, почти полностью
уничтоженному войной. Юному лейтенанту, которому уже после победы исполнился
21 год, суждено было уцелеть. Войну Быков прошел взводным (самая смертельно опасная офицерская должность), сменялся только род войск – стрелковый взвод, взвод автоматчиков, взвод противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел заслуженные награды.
Буквально чудом спасся на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск над братской могилой, на котором было и его имя. Оттуда его мать получила «похоронку». Из боя – в госпиталь, из госпиталя – в бой. Сначала на своей земле, потом в Румынии, Венгрии, Австрии. Ч. Айтматов сказал, что судьба сберегла нам Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения.
Слайд 4
Биография Василя Быкова.
Впервые произведения Василя Быкова были опубликованы
в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с
рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова, многие из произведений которого посвящены действиям Великой Отечественной войны. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского лада.
В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».
Слайд 5
Биография Василя Быкова.
Середина 90-х как будто вернула писателя
в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение,
цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.
В декабре 2002 года Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию. Тогда писатель сказал, что он «давно мечтал поселиться в Чехии, всегда симпатизировал этой стране и ее гражданам». В решении проблемы переезда Быкова в Чехию активное участие принимала канцелярия чешского президента и лично Вацлав Гавел. Несколько последних лет Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, народный писатель Беларуси проживал в ФРГ, а до этого в Финляндии.
Слайд 6
Биография Василя Быкова.
Быков перенес в Чехии операцию по
удалению раковой опухоли желудка. В Беларуси писатель находился на
реабилитации после перенесенной операции, однако развитие болезни остановить не удалось…
19 августа 2003 года Василю Быкову исполнилось 79 лет. В этот день в райцентре Старые Дороги, на территории частного музея изобразительного искусства прошло открытие памятного знака в его честь. При жизни памятник ставят только лучшим из лучших… Гранитный камень с бронзовым барельефом Василя Быкова стоит сейчас в музеи рядом с другими памятными знаками в честь известных белорусов.
Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском.
Слайд 7
Борьба простых крестьян против фашистов.
В начале повести автор
показывает небольшой хутор Яхимовщина. Неподалеку начинают строить мост немцы.
Они быстро подступают к хутору.
Петрок, слабый и податливый, уверен, что при немцах можно будет благополучно прожить, если особо не высовываться. Степанида не верит в утешительные слова Петрока: «Ничего, как-нибудь. Мы перед ними вины не имеем. А коли к ним по-хорошему, то, может, и они... Не съедят, может...»
Вскоре после прихода немцев местные полицаи требуют у Петрока и Степаниды водки. Петрок готов им подчиниться, Степанида же их не боится.
Степанида и Петрок надеются, что немцы пройдут мимо. Но мало того, что не прошли мимо, они еще и поселяются на хуторе: устанавливают свою походную кухню, разворачивают палатку, выгоняют хозяев из избы в истопку.
Слайд 8
Борьба простых крестьян против фашистов.
Оккупанты не считают за
людей хозяев Яхимовщины, безжалостно избивают из-за пустяка Степаниду. Петрок
же безропотно выполняет их приказания. А в Степаниде зреют сразу два чувства: внутренний протест и предчувствие большой беды. Женщина не боится нанести врагам непосредственный урон. После избиений и унижений Степанида решается на безумный поступок: она тайком бросает в колодец немецкую винтовку.
Степанида не покоряется немцам, у нее твердый, мужественный характер. Даже Петрок, тихий и миролюбивый, поднимается до мысли, что немцы – звери.
Слайд 9
Борьба простых крестьян против фашистов.
Степанида своими руками поджигает
собственный хутор, спасаясь от врагов. Вся ее устоявшаяся жизнь,
привычный мир и она сама гибнет в огне.
Напоследок Степанида оставляет врагам «подарок». Она выменивает у Корнилы бомбу, прячет ее. Она держит в страхе немцев и полицаев. Степанида уносит тайну нахождения бомбы с собой в могилу.
«Но бомба дожидалась своего часа...»
Слайд 10
У истоков народного мужества.
События в «Знаке беды» с
его напряженной сюжетной коллизией берутся в двух временных планах,
взаимосвязанных между собой: в их прошлом и в их настоящем, когда герои повести – мирные сельские жители – оказались лицом к лицу с врагами. Используя в своем рассказе прием «возвращения в прошлое», автор предоставляет читателям возможность наблюдать, сравнивать, соотносить социальные и нравственно-психологические изменения в судьбах и мышлении людей, изображаемых им в драматические моменты предвоенного десятилетия и в первые черные месяцы войны. То, что герои повести думают и чувствуют, пронизывает все прежние состояния их жизни, все прошлые обстоятельства – подобно тому, как этим проникнуто их настоящее, и то, что зовут жизнью, и то, что именуют смертью.
Слайд 11
У истоков народного мужества.
Рассказанная писателем трагическая история Петрока
Богатьки и его Степаниды вызывает не только сострадание к
их горю, вконец изломанным надеждам. Повесть не просто утверждает с прежней настойчивостью и постоянством высоту моральных устоев и внутреннюю силу характера человека, что поверяет собственные поступки своей совестью, достоинством.
В. Быков никогда не утрачивал интереса к простым людям – к людям как личностям, а не символам. Вернее сказать, именно эти люди, чье назначение для него несомненно, почти всегда становятся нравственной величиной происходящих в его повестях событий. Но в «Знаке беды», бесспорно, писатель впервые так тонко и проницательно исследовал душу этих людей – не партизан, не окопных солдат – простых мирных жителей, вовлеченных в жестокий вихрь войны, так далеко заглянул в мир их бытия, подробно и с таким сочувствием рассказал о прожитом и пережитом ими, нашел слова, чтобы выразить все это – испытания и борьбу человека, - все, что пробуждало героев к более глубокому пониманию жизни.
Слайд 12
У истоков народного мужества.
Позиция самого автора здесь надежно
спрятана под фактурой изображаемых событий, он словно бы говорит
нам – вот человек, таков он, смотрите: он может обладать честью, даже когда все вокруг над ним издеваются, и достоинством даже когда все вокруг оставляет ощущение неискоренимости зла.
Художественным идеалом «Знака беды» является не притча, а реальная картина жизни, точный портрет человеческих чувств.
в «Знаке беды», где мученический путь героев символизирует собой ту непомерную цену, которую советский народ заплатил за победу над фашизмом, внутренний масштаб картины, ее трагедийность говорят нам о том, что для правды шаблонов нет.
Слайд 13
У истоков народного мужества.
Подлинность быковского сюжета, писал Г.
Бакланов, в том, что в нем «события разворачиваются по
своей непредугаданной и необратимой жизненной логике, а нам – и героям, и автору, и читателям – хочется иного; мы, зная исход, видя, как движется все к неизбежному, до последней возможности не перестаем надеяться, не можем смириться. И наше читательское соучастие не в том, что, забегая вперед по страницам, спешим узнать, как развивается интрига, а со всей болью за человека мы стремимся мысленно отвратить от него неизбежное, хотя это и не в наших силах. Отсюда и напряжение, которое не позволяет оставить книгу недочитанной, и понимание событий».
«Ее надо читать такой, какой она написана автором…».
Слайд 14
У истоков народного мужества.
Когда человек тонет, ему и
соломинка может помочь… Эта и другие истины, столь же
неоспоримые, сколь и традиционные, издавна укоренившиеся в сознании простых людей, надо сказать, довольно свободно уживаются в рассказе о жизни героев до войны с напряженными раздумьями о высоком назначении человека, его духовной крепости, его трудной ответственности за все, что было и есть при нем. Корни, из которых прежде всего вырастают эти истины, - сама народная жизнь, определяющая суть того, о чем повествует «Знак беды», это народный патриотизм, народное отношение к происходящему и связанные с ним идеи. Характеры рисуемой автором довоенной драмы втянуты в противоборство вокруг коренных человеческих понятий, и умелое использование пространства и времени оказалось для В. Быкова наилучшим средством выразить конфликт этих идей.
Слайд 15
У истоков народного мужества.
В повести «Знак беды» оказываются
способными на протест самые слабые и терпеливые люди. Сначала
на протес молчаливый, а потом на публичный отпор:
«-А вот хрена вам, а не водки! – говорит, ожесточаясь Петрок, избивающим его полицаям. - Вот, нате! - ткнул он Гужу фигу. - Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера вашего не боюсь! Вот и ему тоже! Кол в глотку всем вам!»
Если сравнить душевный взрыв Петрока, которого два гада-полицая, Гуж и Колонденок, волокут на веревке на «репрессию», с появлением его в первых картинах действия, то можно увидеть, какой трудный для себя путь проделал герой за то короткое время, которое читатель проживает с ним и Степанидой. Путь к высшей правде, мужеству, открытому неповиновению. Со связанными руками, избитый, униженный, погоняемый садистами, Петрок не отрекается от своих слов.
Слайд 16
У истоков народного мужества.
Надо знать характер Петрока, саму
натуру этого тихого и скромного от природы человека, в
отличие от боевой Степаниды старающегося как-то по-житейски сгладить, примирить непримиримое посредством всевозможных компромиссов, - надо знать все это, чтобы почувствовать предел, к которому он подошел и дальше которого ничего нет. Оба они, и Петрок и Степанида, сжигающая свой дом и себя, но так и не открывающая полицаям тайну захоронения бомбы, жизнью расплачиваются в поисках выхода из трагических тупиков войны, но им открывается и предчувствие доступной человеку высшей истины. Их правота – это правота добра и человечности, отвергающая насилие и зло. Как заметил И. Дедков, в «Знаке беды» В. Быков «узнаваем в полной мере: та же преданность человеку обостренной совестливости, непокорному и непокоренному, не способному бесконечно претерпевать любые обстоятельства и потому – героическому» .
Слайд 17
У истоков народного мужества.
В какой-то определенный момент в
повести происходит резкое ускорение нравственного процесса, существующие в героях
надежды распадаются, давая импульс новым силам. Речь не о том, что герои повести вместо старой совести обретают новую совесть, и даже не о том, что с приходом немцев на хутор человеческая жизнь вся как-то съежилась, обесценилась. В дни полного произвола на яхимовском хуторе, когда для Степаниды и Петрока словно бы исчезает последовательность времени, свертывается пространство, когда их измученные души не могут найти покоя, потому что само происходящее отказывает им в этом, - сила внутреннего сопротивления в героях возрастает в той же степени, в какой уменьшается преграда их собственной защищенности.
Слайд 18
У истоков народного мужества.
И это ведет героев не
только к одинаковой участи – смерти, но и обеспечивает
им ту неповторимость и индивидуальное напряжение, которое проистекает из ситуации и попыток преодолеть ее.
Образами своих героев автор как бы говорит читателям, что для него одинаково важны и столбовые дороги, и укромные уголки человеческой души. И еще он говорит, что в жизни, какой бы смертной угрозе она не подвергалась, продолжают действовать нравственные обязательства и нравственные принципы. И человек, если он подчинен этим обязательствам и следует этим принципам, способен не уронить своего достоинства в обстоятельствах жизни, которые обернулись против него.
Слайд 19
У истоков народного мужества.
Дорогой ценой заплатил герой В.
Быкова Петрок за свое человеческое достоинство. Но его выбор
стоил затраченных усилий. Петрок может не стыдиться себя – всех своих прежних заблуждений, всей потерянности, через которую прошел в проклятой для него неопределенности, отчаянных и таких же жалких попыток задобрить судьбу и тех, кто убил Янку, кто перевернул все вверх дном на хуторе, кто изгалялся над ним и Степанидой.
В. Быков не поскупился на развитие интересно начатых линий в образе Петрока: «история души» этого человека, познавшего всю боль на трудном пути духовного выпрямления – с самого начала и до конца, когда у него отняли жизнь, - раскрыта им с такой силой откровения, что заставляет читателя ощутить жаждущее свободы достоинство внутри себя.
Слайд 20
У истоков народного мужества.
В жизни всегда найдутся люди,
полагающие, что им лучше, чем тебе самому, известно, в
чем состоит твой долг. Степаниде за прошлые годы приходилось не раз сталкиваться с подобными людьми, да тот же Корнила, к которому она под конец приходит за бомбой, надо думать, вполне чувствует свое превосходство перед неожиданной просительницей. «Для чего тебе?...», «…Зачем?» - вопросы Корнилы свидетельствуют не только о его врожденной осторожности, но и о недоумении, о том, что Степанида, по его понятиям, не может поступать, руководствуясь собственными намерениями.
Хотя он сам и стремиться сбыть с выгодой для себя опасный «товар». В прозе В. Быкова, пожалуй, не сыскать аналогии этому предприимчивому человеку. Образ Корнилы по своим характеристикам и по своему положению в общей системе повести, когда он пытается «вывести» себя за пределы реального, видимо, принимая такое наивное во всех смыслах решение за высшую мудрость, - говорит о том, что пути, которыми можно таким образом сохранить жизнь, неизбежно ведут вниз, к падению.
Слайд 21
У истоков народного мужества.
Но не в характере этой
женщины, которая «всегда знала, что хотела», долго предаваться безысходному
пессимизму или произносить какие-то жалкие слова в оправдание своего бессилия перед воинствующим злом. Уже в эпизоде с кражей немецкой винтовки в голосе Степаниды отчетливо слышится нота реальной угрозы: «Кто с рожном полез на других, как бы сам на него не напоролся». А в финальной сцене, «когда она уже точно знала, что надо сделать», когда почти забытая нами среди других человеческих драм петрокова бутыль с керосином вот-вот должна была «выстрелить», ненависть Степаниды к своему притеснителю Гужу: «Кол тебе в глотку!» - становится символом ненависти всего народа к угнетателям. Непосредственное, личное переживание героини писатель превратил в народный характер, сделав его состояние открытым для анализа.
«Кол тебе в глотку!»
Слайд 22
У истоков народного мужества.
Автор почести взял на себя
нелегкую обязанность и столкнулся с огромной ответственностью: раскрыть истоки
народного мужества в суровых испытаниях первого года войны. Народная трагедия, воссозданная им без всяких прикрас, чуть заметного искажения истины и умолчаний в трагических судьбах его героев – рядовых тружеников, память о которых, как видно, в самом писателе пережила многих знаменитых, вся страшная повседневность войны и человеческое проклятье ей, проклятье и непокорство злу и насилию, свидетельствуют о том, что В. Быков – художник очень современный; за индивидуальной драмой своих героев он видит драму сегодняшнего мира в один из ответственнейших периодов го истории.
Слайд 23
У истоков народного мужества.
«Время такое, что нельзя благодушествовать.
И Быков как бы встряхивает за плечо – оглянитесь,
встревожьтесь, проверьте: не утрачено ли достоинство, готовы ли к испытаниям, не забываем ли, чьи мы?..» (Григорьев Е., Никич О. …А зачем? Заметки об экранизации)
это и есть самое главное, когда художник стремится к пробуждению достоинства в человеке, говоря ему правду. Чтобы человек, слыша слова правды, ощущал в себе ответственность за собственное достоинство и не мирился с несправедливостью. (Шагалов А. А.)
Слайд 24
Победа.
В повести показан героизм простых деревенских людей во
время Великой Отечественной войны. До бунта поднимается не только
Степанида, но и миролюбивый, мягкохарактерный Петрок.
Их подвиг – это подвиг всех людей, одержавших нелегкую Победу. Эта Победа досталась стране очень дорогой ценой.