Слайд 4
I группа.
Права обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность
личности
Слайд 6
Право на жизнь – это:
ОБЩЕПРИЗНАННОЕ, ЕСТЕСТВЕННОЕ И НЕОТЪЕМЛЕМОЕ
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА, СУТЬ КОТОРОГО СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО НИ
ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВОЛЬНО ЛИШЕН ЖИЗНИ.
- принадлежит человеку в силу его рождения и не может быть предоставлено ему государством;
- не зависит от наличия или отсутствия гражданства;
не может быть ограничено;
неотчуждаемо.
Слайд 7
Нормативное закрепление - в конце XVIII в. В
Декларации независимости США от 4 июля 1776 г., где
в качестве «самоочевидных истин» провозглашалась та, что «все люди сотворены равными и что все они наделены определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью»
Слайд 8
Законодательная база
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г.
Ст. 3 : «Каждый человек имеет право на жизнь,
на свободу и на личную неприкосновенность»
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966г.
Ст. 6 «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни»
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950г.
Протокол №6 от28.04.1983г. Относительно отмены смертной казни.Ст.1 «Смертная казнь отменяется».
Американская конвенция о правах человека от 22.11.1969г.
Ст. 4 закрепляет право на жизнь и вводит ограничения смертной казни
Слайд 9
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных
свобод (Статья 2)
Право на жизнь
1. Право каждого лица на
жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:
a) для защиты любого лица от противоправного насилия;
b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;
c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
Слайд 10
Текстуальное закрепление в европейских конституциях права на жизнь
Строится практически по одинаковой схеме.
1. Либо краткая констатация
данного права (ст. 28 Конституции Республики Болгария; ст. 2 Конституции ФРГ).
2. Либо ещё фиксируются и гарантии недопущения произвольных казней или полного запрета на применение данного вида наказания. Например, Конституция Португалии (ст. 17) провозглашает: "1. Человеческая жизнь неприкосновенна. 2. Применение смертной казни не допускается" (ст. 24). Аналогичная формулировка содержится в Конституции Республики Словения (ст. 17): "Человеческая жизнь неприкосновенна. В Словении нет смертной казни".
Слайд 11
Статья 1 Главы V Конституционного закона Республики Албания
"Об основных конституционных положениях" гласит: "Право человека на жизнь
защищается законом. Никто не может быть лишен жизни, иначе как на основании вступившего в законную силу приговора суда, вынесенного в связи с умышленным особо тяжким преступлением, за которое законом в качестве меры наказания предусмотрена смертная казнь. Смертная казнь не применяется к лицам, не достигшим на момент совершения преступления 18-летнего возраста, а также к женщинам"
Слайд 13
Когда даруется право на жизнь?
С момента зачатия или…
С момента рождения?
Слайд 14
Искусственное прерывание беременности
Слайд 15
Эвтаназия
Практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и
испытывающего невыносимые страдания.
Термин «эвтаназия» впервые употреблен Френсисом Беконом в XVI
веке для определения «легкой смерти».
Разрешена: Штат Орегон (1997 г.), Голландия и Бельгия (2002 г.), Вашингтон, Монтана (2008 г.), Люксембург (2009 г.).
Впервые в мире она была применена 1 апреля 2002 года в Нидерландах
Слайд 16
Отношение к эвтаназии
«С традиционной точки зрения, только
Бог может распоряжаться жизнью и смертью, при этом либеральная
концепция говорит о том, что человек сам вправе распоряжаться своей жизнью. Правда, в данном случае речь идет о том, что некто расстается с жизнью не сам, а в сущности обращается за этим к другим людям» //Генри Резник, глава адвокатской палаты Москвы
«Сначала говорилось об облегчении страданий неизлечимо больных - сейчас говорят о помощи людям, уставшим от жизни, а также об умерщвлении младенцев, родившихся с серьезными болезнями. Боюсь, что еще через десять лет будет пропагандироваться полудобровольный уход из жизни людей, невыгодных с экономической точки зрения, пожилых, больных, слабых» // Глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин
Слайд 17
«Подавляющее большинство мусульманских деятелей к эвтаназии относятся отрицательно.
В мусульманских странах это однозначно не разрешено и не
одобряется»
«Всевышний дает человеку жизнь - и только Он вправе отнять ее у него»// Заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России, главы Совета муфтиев России Фарида Асадуллина
«Еврейский взгляд на этот вопрос исходит из того, что человеческое тело человеку не принадлежит. Оно принадлежит Всевышнему и дано человеку во временное пользование. Каждый наш вздох призван прославлять Всевышнего, и от этой миссии нельзя уклониться. Полагаясь на Бога, веря в Него, человек должен прожить свою жизнь до конца, данного ему Всевышним»// Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин
Слайд 18
Причины запрещения эвтаназии:
У врачей не будет стимула для
дальнейшего развития возможностей медицины для спасения жизни человека.
Человек может
выздороветь.
Жизнь дана человеку Богом и природой и никто не имеет права, даже врач, лишать человека жизни.
Слайд 19
В Бельгии впервые применили эвтаназию к неизлечимо больному
ребенку
Эвтаназия в отношении детей любых возрастов в Бельгии разрешена
с 2014 года
В Бельгии к больному ребенку применили эвтаназию, сообщает 17.09.2016 Reuters со ссылкой на заявление главы национального комитета по эвтаназии Вима Дистелманса. Это произошло впервые после того, как в 2014 году в стране были приняты правила, согласно которым эвтаназию можно применять к детям всех возрастов.
Подробностей относительно возраста и заболевания несовершеннолетнего представитель комитета не привел, отметив лишь, что ребенок был в критическом состоянии.
Бельгия легализовала эвтаназию в 2002 году. Два года назад были внесены изменения в правила, которые разрешили применять эвтаназию и в отношении детей, находящихся в безнадежной ситуации.
Бельгия — единственная страна, где разрешена эвтаназия в отношении детей любого возраста, добавляет агентство. В Голландии, например, эвтаназию можно применять лишь к детям старше 12 лет.
Согласно данным бельгийского национального комитета по эвтаназии, с 2003 по 2013 год число пациентов, подвергнутых эвтаназии в Бельгии, выросло почти в восемь раз, до 8752 случаев.
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/society/17/09/2016/57dd3cad9a794703317af9b3
Слайд 20
Смертная казнь
Смертная казнь – разрешённое законом лишение человека
жизни в качестве наказания.
Наиболее частым видом смертной казни в
современном мире являются расстрел, смертельная инъекция, электрический стул, повешение, газовая камера.
Слайд 22
Отмена смертной казни
Рекомендована Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 8
декабря 1977 года и от 15 декабря 1980 года,
а также вторым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 года.
16 мая 1996 г. Президент Б. Ельцин издал Указ №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».// СЗРФ.1996. №21. Ст. 2468. Она не была отменена, на неё был введен мораторий.
Мораторий на смертную казнь в России действовал пока в России не были повсеместно сформированы суды присяжных. А это произошло к 1 января 2010 года. После состоявшихся 11 октября 2009 года выборов органов местного самоуправления в Чечне - а именно органы МСУ помогают при отборе присяжных заседателей - стало понятно, что уже с 1 января Россия вновь столкнется с необходимостью принимать решение по смертной казни. Появился запрос Верховного суда.
КС рассмотрел запрос в короткие сроки и принял Определение.
Слайд 23
Продолжение
Определение Конституционного Cуда Российской Федерации от 19 ноября
2009 г. N 1344-О-Р город Санкт-Петербург "О разъяснении пункта
5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях« // Российская газета. Федеральный выпуск №5050 от 27. 11.2009г.
Конституционный суд этим определением фактически превратил мораторий на смертную казнь в "необратимый процесс". В Определении КС отмечено, что:
"Тот факт, что протокол N 6 до сих пор не ратифицирован, в контексте сложившихся правовых реалий не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования права на жизнь".
Так же истолковывается часть 2 статьи 20, указывая, что в России действуют "гарантии права на жизнь, комплексный мораторий на смертную казнь. В результате продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни (более 13 лет) сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя РФ, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания.
А суды присяжных - не повод для применения смертной казни. Мораторий продлен и будет действовать до тех пор, пока Россия не откажется от своих обязательств по Конвенции или не пересмотрит вторую главу своей Конституции через Конституционное Собрание.
Слайд 24
продолжение
Однако в УК РФ такой вид наказания как
смертная казнь предусматривается.
Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает
верховенство международных договоров Российской Федерации над законами РФ, в случае возникновения между ними противоречий.
Таким образом, можно сделать вывод, Протокол №6 относительно отмены смертной казни имеет большую юридическую силу, нежели УК РФ.
Во всей этой ситуации удивляет следующее: почему же законодательство РФ не приведено в соответствие с международным и почему не ратифицирован Протокол №6 и соответственно не внесены изменения в УК РФ?
В общем-то ситуация следующая: применять смертную казнь нельзя. Но и путь назад у России есть.
Слайд 25
Составы УК РФ, за которые предусмотрена смертная казнь:
Статья
105. Убийство
Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного
деятеля
Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Статья 357. Геноцид
Слайд 26
Призрак смертной казни бродит по Госдуме
№ 12 (503) от 31 марта 2016
[«Аргументы Недели », Мила ПИВОВАРОВА ]
Депутат думского комитета по
безопасности и противодействию коррупции Д. Носов вносит в Госдуму законопроект о введении смертной казни для террористов.
Документ предлагает усилить ответственность за совершение террористического акта, если такие деяния повлекли смерть двух и более лиц, установив наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни.
Кроме того, автор инициативы предлагает ввести смертную казнь для наркодилеров-иностранцев. Огромная часть вербовки, по его словам, осуществляется методом «террористического зомбирования», на практике так используются 90–95% смертников.
Депутат добавил, что ещё предлагается усилить ответственность иностранных граждан вплоть до смертной казни, в случае если они уже имели судимость за «незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
Мораторий на смертную казнь действует в России с момента её вступления в Совет Европы. В 1997 году страна подписала протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни.
– Вопрос о возможной отмене моратория неоднократно поднимался Госдумой РФ, особенно после страшных террористических угроз, но пока безрезультатно, – напомнил парламентарий.
Сейчас, по его мнению, в условиях меняющегося мира, возможно, пришло время действующий мораторий отменить.
Слайд 27
На сегодняшний день уже более 150 стран не
применяют смертную казнь...
Слайд 28
Самая массовая за последние годы казнь состоялась в
Иране. В центральной тюрьме Тегерана «Эвин» через повешение были
казнены 29 человек, осужденных за распространение наркотиков и другие тяжкие преступления.
Слайд 29
За что казнят в Китае?
Государственная измена;
Сепаратизм;
Вооруженные
беспорядки и бунты;
Переход в стан противника;
Шпионаж;
Продажа за
рубеж путем выкупа, вымогательства, шантажа и других незаконных способов получения секретов и информации государственной важности;
Подкуп противником;
Преступная халатность, повлекшая за собой пожар;
Преступная халатность, повлекшая за собой наводнение;
Преступная халатность, повлекшая за собой взрыв;
Преступная халатность, повлекшая за собой выброс отравляющих веществ;
Преступная халатность, поставившая под угрозу общественную безопасность;
Нанесение вреда транспортным средствам;
Нанесение вреда транспортным коммуникациям;
Нанесение вреда энергетическому оборудованию;
Нанесение вреда огнеопасному или взрывоопасному оборудованию;
Захват воздушных судов;
Незаконное производство, приобретение и продажа, транспортировка, пересылка по почте огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
Незаконное приобретение и продажа, транспортировка ядерных материалов;
Хищение стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
Грабеж стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
Производство, реализация отравленных или вредоносных продуктов питания;
Производство, реализация поддельных лекарственных препаратов;
Контрабанда оружия и боеприпасов; .
Слайд 30
продолжение
Контрабанда оружия и боеприпасов;
Контрабанда ядерных материалов;
Контрабанда
поддельных денежных знаков;
Контрабанда культурных ценностей;
Контрабанда драгоценных металлов;
Контрабанда редких видов животных и предметов из них;
Контрабанда обычных видов товаров и материальных ценностей;
Контрабанда твердых видов отходов;
Производство поддельных денежных знаков;
Фондовые махинации;
Махинации с векселями;
Махинации с финансовыми инструментами;
Мошенничество с аккредитивами;
Выдача мнимых чеков НДС с целью извлечения незаконной прибыли от возврата экспортного НДС, а также неуплаты налогов и пошлин;
Печать, продажа поддельных чеков НДС специальной уставленной формы;
Умышленное убийство;
Умышленное нанесение телесных повреждений;
Изнасилование;
Изнасилование несовершеннолетних;
Захват заложников;
Похищение и продажа женщин и детей;
Грабеж;
Хищение;
Слайд 31
продолжение
Передача информации о способе совершения преступления другим лицам,
подстрекательство;
Вооруженный побег;
Организация и помощь в вооруженном побеге;
Разграбление древних захоронений и мест, представляющих археологическую важность;
Разграбление окаменелых останков древних людей, а также древней флоры и фауны;
Контрабанда, продажа, транспортировка и производства наркотических веществ;
Организация притонов и проституции;
Принуждение к проституции;
Порча военного оборудования, военных сооружений, а также средств военной коммуникации;
Умышленная поставка непригодного военного оборудования или строительство непригодных военных сооружений;
Расхищение государственных фондов и имущества;
Взяточничество;
Неподчинение приказу в военное время;
Сокрытие или заведомо ложная передача военной информации;
Отказ в передаче военных приказов или фальсификация таковых;
Сдача в плен;
Дезертирство с фронта;
Препятствование выполнению военных задач;
Дезертирство;
Распускание слухов и смуты в военное время;
Хищение или грабеж военного оборудования и материальных ресурсов военного использования;
Незаконная реализация или передача в пользование третьим лицам военного оборудования;
Изувечение, мародерство населения в военное время
Слайд 32
Премьер Пакистана отменил мораторий на смертную казнь
Премьер-министр Пакистана
Наваз Шариф 17.12.2014г. принял решение отменить мораторий на смертную
казнь после нападения 15.12.2014 г.талибов на школу в Пешаваре, которое унесло жизни более 140 человек.
В результате нападения погибли 132 ученика, девять учителей, а также девять человек из числа нападавших. Ответственность за атаку взяли на себя пакистанские талибы.
Представители талибов заявили, что хотели таким образом отомстить военным Пакистана, которые проводят операции против семей боевиков.
Слайд 34
Жизнеутверждающий пример
Мальчик родился у 36-летней итальянки, которая 9
недель как была мертва.
У беременной случилось кровоизлияние в
мозг, и всё это время её поддерживали на аппарате жизнеобеспечения, чтобы она могла доносить сына. (АИФ №52, 2014)
Слайд 37
Наука установила, что происходит с человеком после смерти
Американский
профессор Роберт Ланца, работающий в Университете Северной Каролины выдвинул
свою теорию о том, что происходит с человеком после смерти. Он утверждает, что наша жизнь похожа на многолетнее растение и имеет свойство перерождаться.
Роберт Ланца уверяет, что существует целая бесконечность вселенных, в которых «проигрываются» разные варианты событий. После смерти человек переходит в другой мир — параллельную вселенную. Поэтому бояться смерти, по его мнению, не нужно.
Ученый приводит пример, как работает перемещение между вселенными. К примеру, в одной из них вы сели в такси, которое через 5 минут попадет в аварию, а в параллельной вы забудете деньги дома, после чего решите пройти пешком и будете наблюдать за тем, как то такси, в которое вы в последний момент передумали садиться, попадет в аварию, а пассажир вместе с водителем умрут. Отмечается, что при этом сознание наше не может распознать это бесконечное перемещение по вселенным.
(По материалам сайта bis73.ru)
Слайд 39
Право на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22).
Слайд 40
В XII или XIII веке в Париже в
суде обсуждалось дело о том, что парламентарий, размахивая руками
в разговоре, задел нос соседа. Сосед подал на него в суд. Парламентарий, размахивавший руками, сказал: "Я имею право размахивать руками! ". Суд вынес решение: «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».
Урок можно завершить историей про англичанина Хулигэна, фамилия которого стала нарицательной. Когда его в очередной раз судили за драку, он заявил, что является свободным человеком и делает все, что захочет. Судья ответил: " Ваша свобода размахивать кулаками заканчивается там, где начинается кончик носа стоящего рядом человека".
Наша свобода заканчивается там, где начинаются наши страсти.
Слайд 41
Важно обеим сторонам (государству и личности, государству и
обществу, индивиду и индивиду) помнить, например, крылатую фразу о
том, что «ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается кончик носа стоящего рядом человека».
Слайд 42
II группа.
Права обеспечивающие нравственную ценность личности
Слайд 43
Право на достоинство, честь
Достоинство личности охраняется государством. Ничто
не может быть основанием для его умаления (ч.1 ст.
21 Конституции)
Достоинство – это такая категория, которая связывается с ценностью человека и осознанием им этой ценности.
Чувство собственного достоинства сродни чувству гордости, оно означает, что человек «знает себе цену»
Достоинство – это признание обществом социальной ценности, уникальности и неповторимости человека, значимости каждой личности как частицы человеческого общества.
Речь идет о человеке, вообще, как виде в биологическом мире. То есть как человек отличается от других биологических видов.
Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст. 23 Конституции)
Честь – это такая категория, которая связывается с моральными качествами личности.
Понятию чести близки по смыслу понятия – доброе имя, престиж, реноме, имидж.
Честь – это оценка личности другими людьми, всем обществом с точки зрения её моральных качеств.
Речь идет о каждом (конкретном) человеке. То есть как один от другого отличается по моральным качествам.
Слайд 46
Охрана государством достоинства личности.
Слайд 48
III группа.
Права обеспечивающие свободу личности
Слайд 49
Свобода и свобода
Что защищает общество от попыток
разрушить его внутреннее равновесие?
Несмотря на трудности и проблемы, граждане
России «объединились вокруг патриотических ценностей». Сейчас в мире нарастает неприятие идеалов, давно и упрямо пропагандируемых глобалистами. Во многих странах ощущается запрос на возвращение к традиционным, скажем так, человеческим ценностям. Лишнее тому доказательство — недавний успех Франсуа Фийона, выступающего за укрепление суверенитета Франции. Глобалист Ален Жюппе потерпел полное поражение.
Основной ценностью страны остается человек. Но и человек, в свою очередь, должен понимать, что он не живет исключительно ради самого себя. Он живет в обществе, в государстве. Он живет не «против» других, а вместе с другими. Иными словами, у него существуют не только права, но и обязанности. Скажем, право на свободу личности, которое никто не отменяет, не дает ему права на оскорбление чувств верующих, других фундаментальных для людей чувств.
Свобода одного человека не выше и не важнее свободы других, иначе мы неизбежно перейдем границу классического политического либерализма и не только признаем определенные права меньшинства — что необходимо, но и дойдем до отрицания прав большинства, что недопустимо.
Мы видим, сколь методично и упорно сторонники так называемой глобализации поддерживают любую политику, направленную на ослабление основ европейского общества, — основ реальных, а не вымышленных.
Механизмом защиты такого общества от любых попыток нарушить баланс между законными интересами индивидов и нравственными ценностями, формируемыми большинством, является право. Но оба элемента — образование и право — могут успешно развиваться только в том случае, когда мы правильно понимаем их функциональную роль.
Автор — доктор публичного права Университета Монпелье (Франция), приглашенный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Карин Беше-Головко : Свобода и свобода. // Известия 3.12.2016 http://izvestia.ru/news/648854#ixzz4RkMvxnBT
Слайд 50
Мы видим, сколь методично и упорно сторонники так
называемой глобализации поддерживают любую политику, направленную на ослабление основ
европейского общества, — основ реальных, а не вымышленных.
Любая система построена на вере — вере в родных, которые нас любят и воспитывают, вере в религиозные ценности, которые создали фундамент европейских обществ и государств, вере в государство, которое защищает каждого. Без этих оплотов европейские общества не выживут. Поэтому тот факт, что в своем послании президент России обратил внимание именно на эти ключевые элементы, очень символичен.
Позволить оскорблять часть общества автоматически увеличит риск раскола самого общества. Терпимость, о которой так часто говорят в последнее время и которую следует отличать от так называемой толерантности (весьма, как выясняется, избирательной), является единственным естественным цементом, скрепляющим все общественные группы. Конечно, невозможно обязать кого-то, например, верить в Бога или жениться, но так же запрещено вести пропаганду против ценностей, в которые верит большинство.
Здесь незаменимую роль играет не только семья, но и образование. В школе маленький человек растет именно для того, чтобы стать Человеком. В школе он проводит едва ли не больше времени, чем в семье. Там он знакомится со своей страной, ее историей, ее легендами. Он находит героя, на которого хочет быть похож. В школе во многом определяется его система ценностей, возникает понимание того, как устроен мир. Он находит ответы на свои вопросы. Допустим, можно ли получать награды (грамоты, места в конкурсе) почти автоматически, то есть только за участие и без особого труда, или для этого нужны серьезные знания, нужны усилия, иначе не преуспеешь? Может ли обман принести блага или он всегда приносит одни проблемы? Кем в конце концов тебе хочется быть: вечным иждивенцем или уникальным в своей области специалистом?
Слайд 51
продолжение
Невозможно построить устойчивое общество, опираясь только на семью.
Здоровая семья есть необходимое, но недостаточное условие. Требуется также
создавать школьные программы не в зависимости от «универсальных» рекомендаций глобальных структур, чаще всего озабоченных чем угодно, кроме прорывного развития той или иной страны (зачем плодить себе конкурентов?), а учитывая потребности своего общества и постоянно задавая себе вопрос: в какого взрослого человека я хочу, чтобы вырос этот ребенок? Какое общество нужно стране? Как правильно заметил российский президент, образование должно закладывать основы нравственности. Образование, причем как среднее, так и высшее, является механизмом формирования общества знающих и нравственных людей, любящих свою страну и готовых приносить ей пользу. При этом пользу они смогут приносить только опираясь как собственно на знания, так и на свободное творчество, на что обратил внимание президент. Знания без творчества — это догматизм. Творчество без знаний — это невежество. Оба варианта неприемлемы.
Механизмом защиты такого общества от любых попыток нарушить баланс между законными интересами индивидов и нравственными ценностями, формируемыми большинством, является право. Но оба элемента — образование и право — могут успешно развиваться только в том случае, когда мы правильно понимаем их функциональную роль.
Карин Беше-Головко : Свобода и свобода. // Известия 3.12.2016 http://izvestia.ru/news/648854#ixzz4RkMvxnBT
Слайд 52
Право на свободу совести (ст.28)
Слайд 53
Свобода совести
Светский подход
Совесть – этическая категория, выражающая высшую
форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону её самосознания.
Проявляется:
а) в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, б) в комплексе эмоциональных переживаний. /Философский словарь, М. 1986, с.433-34.
Теологический подход
Совесть – это Бог в тебе. Совесть и Бог – это одно и то же. Совесть - Весть это Бог, т.е. совместно с Богом. Быть с Богом – соблюдать его заповеди.
На вопрос одного юноши: «что ему сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» - Господь прямо говорит: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди» (Матфей, 19, 16-19).
Десять заповедей Закона Божия были размещены на 2-х скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.
Слайд 54
Заповеди Закона Божия
Любовь к Богу
1. Я —
Господь Бог твой, да не будет у тебя других
богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира … не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
Любовь к ближнему
1. Не убивай.
2. Не прелюбодействуй.
3. Не кради.( Бескорыстность)
4. Не произноси на другого ложного свидетельства. («Не судите сами , да и не судимы будете»)
5. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему. (Грех против этой заповеди - зависть)
Десять заповедей Закона Божия ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно.
Слайд 56
Право на свободу вероисповедания (ст.28)
Слайд 59
Численность
Сегодня население Земли составляет 6 055 049 000
человек.
За ХХ век количество людей выросло почти в
4 раза, а за ближайшие 50 лет вырастет ещё на треть. По расчетам специалистов к 2050 году на Земле будут проживать около 9 000 000 000 человек.
В цифрах
Христиан 2, 3 милиарда: миллиард католиков, 700 милионов протестантов 600 миллионов православных.
Мусульман1.5 милиарда 1 милиард суннитов, 500 милионов шиитов. И ислам имеет тенденцию самой быстропрогрессирующей религии, особенно в странах запада.
Буддистов более 500 млн человек. В 1996 году в мире было более 320 миллионов буддистов. Но эта цифра говорит только о так называемых “чистых” буддистах, которые одновременно не исповедуют других религий (что в буддизме возможно) . Если же учитывать и “чистых” и “нечистых”, то буддистами являются около 500 млн. человек.
13.4 % исповедуют Индуизм.
6.4 % Китайская этническая религия [Ch-folk].
3.6 % Этнические религии.
1.7 % Новые азиатские религии.
Менее одного процента составляют следующие малые религиозные группы
Сикхисты (Sikhs) – 23 млн. человек, ок. 0.3 %.
Иудаисты – 14 млн. человек, ок. 0.2 %.
Бахаисты – 7 млн. человек, ок. 0.1 %.
Каждая из этих религий соответствует или превышает население средней европейской страны. Например, иудаисты в среднем в полтора раза превышают население таких стран как Австрия, Греция или Португалия.
На краю религиозной жизни находятся квази-религии – 80 млн. , ок. 1.4 % населения Земли.
Слайд 61
Порядок достижения совершенства
(очищение чакр человека)
Сахасрара (теменная область). Связь
с Вселенной.
Аджна (область эпифиза мозга). 3-ий глаз.
Вишудха (область горла).
Чакра любви.
Анахата (сердечная чакра). Доброта.
Манипура (область солнечного сплетения).Физическая сила. Воля.
Свадхистана (область пупка). Половая сила.
Муладхара (область крестца). Движение.
Энергия кундалини в виде 3,5 витка змеи поднимаясь от чакры к чакре приводит к состоянию самадхи или нирваны. Каждая чакра имеет по нескольку консусов (вихрей). Состояние физического тела отображается исходя из общего состояния энергетического поля человека (через конуса чакр) через космос.
Канал сушумны
Слайд 62
Энергетическое поле человека
3 9
40 114
146 666
Во вселенной существуют соответствующие этим полям миры, составляющие в совокупности абсолют (или белый, или чёрный).
По завершению цикла бессмертия триада воплощается в физическое тело – реинкарнация. Значительная часть идёт на «временную свалку».
Слайд 64
Физик доказал существование жизни после смерти
Профессор из медицинской
школы Университета Северной Каролины заявил, что согласно теории биоцентризма,
смерть является иллюзией, которую создает наше сознание. Роберт Ланц утверждает, что после смерти человек переходит в параллельный мир.
Исследователь говорит, что жизнь человека похожа на многолетнее растение, которое всегда возвращается, чтобы снова зацвести в мультивселенной. Все, что мы видим, существует благодаря нашему сознанию, считает ученый. Роберт Ланц подчеркнул, что люди верят в смерть, потому что их так учат, или потому что сознание ассоциирует жизнь с функционированием внутренних органов. Ланц считает, что смерть не является абсолютным завершением жизни, а представляет собой переход в параллельный мир.
В физике давно существует теория о бесконечном числе Вселенных с различными вариациями ситуаций и людей. Все, что может случиться, уже где-то происходит, а значит, смерть не может существовать в принципе.
Слайд 66
По христианству духовная жизнь людей
держится на 3-х китах:
10
библейских заповедей Закона Божия.
а) 7 смертных грехов:
1.
Зависть 6
2. Скупость 4
3. Блуд 7
4. Объедение 2
5. Гордость 1
6. Уныние 5
7. Гнев 3
б) 5 тяжких грехов:
1. Прерывание беременности на 5 месяце
2. Мысли и поступки, направленные на убийство божественных чувств в себе или в другом человеке, предательство любви ради материальных благ.
3. Сожаление о прошлом, настоящем или будущем.
4. Чувства ненависти, обиды, грубого отношения к людям.
5. Злословие.
Слайд 67
Три добродетели:
Вера
Надежда
Любовь
4. Семь таинств
( присущи православию и католицизму):
крещение
причащение
покаяние (исповедь)
миропомазание
брак
елеосвящение
священство
Слайд 68
Особенности православной церкви
Слайд 69
Болгарская церковь отказалась от участия во Всеправославном Соборе
Всеправославный
собор, который не созывался более тысячи лет, пройдет с
16-26 июня 2016г. на острове Крит без представителей Болгарской православной церкви. Как передает "Интерфакс", со ссылкой на заявление Синода Болгарской церкви, такое решение принято ввиду "серьезных причин".
Ранее в Болгарской церкви заявляли, что в повестке Собора отсутствуют особо важные темы, а по уже одобренным проектам документов возникли разногласия. При этом по принятому регламенту этого мероприятия редактировать тексты в ходе его работы будет невозможно.
В частности, критике подвергся проекта документа Собора, который регламентирует отношение Православной церкви с иными христианскими конфессиями. Ряд критиков требуют, чтобы в документе католиков и протестантов называли не "Церквями", а еретиками.
Предполагается, что участники Собора примут документы на следующие темы: отношений Православной церкви с остальным христианским миром, поста, брака, церковной миссии в современном мире, окормления православных в диаспоре.
Слайд 70
Особенности католической церкви
Добавление (филиокве) к «символу веры» (в
догмат Троицы): святой дух исходит не только от Бога-отца,
но и от Бога-сына.
Строгая централизация: центр (Ватикан) – папство.
Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства
Резкое разграничение между клиром и мирянами
Отказ от сложной церковной иерархии
Слайд 71
Особенности протестантизма
Возник в XVI в. в странах Западной
Европы в связи с реформацией (борьба против католической церкви
и папства)
Основные формы протестантизма:
Лютеранство
Кальвинизм
Англиканская церковь
Некоторые христианские секты – баптистов, меннонитов, квакеров, адвентистов, методистов и др.
Упрощенный культ:
отсутствие монашества, культа Богородицы, святых икон, ангелов;
число тайн сведено к двум (крещение и причащение)
Распространен в Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Голландии, Финляндии, Швейцарии, Германии, США
Слайд 72
Ислам
Ислам — одна из трёх мировых религий. Ислам является второй
по численности религией в мире.
Мусульманские общины имеются более чем
в 120 странах и объединяют до 1,5 млрд. человек.
В 35 странах мусульманами является большая часть населения.
В 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства.
В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией.
Только 18% мусульман живут в арабских странах.
Исла́м — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха).
Слайд 74
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
613 г.
пророк
Мухаммед
выступил с
проповедью
монотеистической
религии,
которую назвал
Ислам (покорность)
622 г.
Переселение
Мухаммеда и
его
приверженцев
в г. Ясриб
(г. Медина),
начало
мусульманского
летоисчисления
630 г.
Принятие нового
учения
Мухаммеда
властью г Мекки.
Формирование
феодально-
теократического
государства
Арабский Халифат
На этапе зарождения Ислам был синкретической религией, впитавшей в себя элементы ряда религий Аравийского полуострова.
Основное влияние на первоначальный ислам оказали доисламские древние верования и культы, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.
После смерти Мухаммеда в 632 году Ислам формировался под значительным влиянием христианства и иудаизма.
Вскоре после смерти Мухаммеда в исламе возникла политическая партия шиитов, которые признавали законным преемником Мухаммеда его зятя Али и отвергали династию Омайядов. Постепенно шииты преобразовались в религиозное направление и откололись от основного течения ислама. Сторонники ортодоксального ислама стали называться суннитами.
Слайд 75
Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом,
человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем
Абу Талибом.
ПРОРОК МУХАММЕД
Мухаммед (араб. ок. 570 год — 8 июня 632 года) — пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Родился в Мекке (Западная Аравия) в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухаммеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой.
Излюбленным местом молитв и размышлений Мухаммеда была гора Хира близ г. Мекка. В конце третьего года непрерывных молитв и религиозных исканий его труды увенчались успехом: к нему снизошло первое откровение Бога. В одну из ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему Мухаммеду на горе Хира впервые явился некто могучий и страшный и приказал ему (неграмотному!) читать, а когда Мухаммед отказался, сам прочел ему пять строк и приказал повторить их, и строки эти врезались в сердце Мухаммеда.
Слайд 76
КОРАН И СУННА – «СВЯЩЕННЫЕ» КНИГИ ИСЛАМА
Коран (аль-Куран
- «чтение вслух, наизусть») - главный источник исламского вероучения
и права. Согласно исламской традиции, Коран был передан Мухаммеду Аллахом через ангела Джабраила. Коран - книга несотворенная. Оригинал Корана хранится на седьмом небе под престолом Аллаха.
Текст Корана содержит 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов. Все суры принято делить на мекканские (90 сур, датируемых 610 - 622 годами) и мединские (24 суры – 622 - 632 годами), в соответствии с периодами проповеди.
Су́нна в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т.е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна составлена в IX веке из шести сборников хадисов. Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты в отличие от шиитов считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран.
Слайд 77
ВАЖНЕЙШИЕ ДОГМАТЫ ИСЛАМА
Вера в единого Аллаха
Вера в ангелов,
демонов, всех посредников Аллаха
Вера в святость Корана
Вера в конец
света, воскресение мертвых, в ад и рай
Все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, которые произошли и произойдут во Вселенной, вплоть до конца света и дня страшного суда, предопределены им и происходят по его воле
Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится в 112 суре Корана: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: «Он – Аллах единый, Аллах самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного ему».
раб. Шариа – надлежащий путь – базируется на Коране и Сунне
(свод норм морали, права и культурных предписаний, регулирующих
обществаенную и личную жизнь мусульманина)
Действия,
выполнение которых
считается строго
обязательным
Желательные
действия
Добровольные
действия
Нежелательные
действия
Строго
запрещенные
виды действий
Ш А Р И А Т
ДОГМАТЫ
Слайд 78
ОСНОВНЫЕ КУЛЬТОВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА
ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА
Произнесение
вслух
шахады –
основного
положения
символа
веры – «Нет Бога
кроме Аллаха и
Мухаммед –
посланник
его».
Произнесение
этой
формулы
вероучения,
понимание ее
смысла и
искреннее
убеждение в
истинности –
первое условие,
чтобы быть
правоверным
мусульманином.
Ежедневный
пятикратный
ритуал молитвы –
салят (намаз).
Первая - утренняя
молитва на заре,
совершается в
промежуток
времени
от рассвета до
восхода солнца.
Вторая –
полуденная.
Третья – во
второй
половине дня
до заката Солнца.
Четвертая – при
закате Солнца.
Пятая –
в начале ночи.
Пятница – день
коллективной
молитвы.
Соблюдение
поста (саум)
в месяц
рамадан.
В течении этого
месяца
правоверный
мусульманин
не имеет права
с рассвета до
наступления
темноты
ни пить, ни есть,
ни курить.
В месяц
рамадан
каждый день
совершается
особая молитва
после
проведенного
днем поста.
Обязательная
уплата налога
(закят),
взимание которого
предписано в
Коране, а размеры
обложения
разработаны в
шариате.
Первоначально
закят был
добровольной
милостыней во
имя Аллаха, затем
превратился в
обязанность для
очищения грехов.
Кроме
обязательного
налога существует
добровольное
пожертвование –
садака – 1/40 часть
годового дохода.
Хадж –
паломничество
в Мекку.
Хадж состоит
в посещении
в Мекке главного
храма Каабы,
поклонение
главной святыне
ислама –
гробнице
Мухаммеда
в Медине, а также
других
священных
мест Хиджаза.
Паломничество
должно
совершаться в
двенадцатый
месяц
мусульманского
календаря.
Первое
культовое
предписание
Второе
культовое
предписание
Третье
культовое
предписание
Четвертое
культовое
предписание
Пятое
культовое
предписание
9
Слайд 79
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСЛАМЕ
РАЗДЕЛЕНИЕ ИСЛАМА ПРОИЗОШЛО В VII
ВЕКЕ
(на основе спора о принципах наследования религиозной и светской
власти)
Сунниты
Шииты
Придерживаются концепции исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать
уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи).
Такой договор заключается между религиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть – будущим халифом.
Почти 90% мусульман являются сторонниками суннизма.
Полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам – ближайшим родственникам пророка Мухаммеда.
Признают 12 имамов из числа прямых потомков Али – зятя Мухаммеда. Двенадцатый имам – Мухаммед бек аль Хасан таинственно исчез и скрывается от людей – считается ожидаемым.
12
Слайд 80
Возникло в результате массового недовольства городской бедноты и
крестьян Персии в середине XIX века.
Идейным вождем движения
выступил Мухаммед Али, принявший прозвище «Баб» («врата» в смысле посредника между людьми и богом). Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму.
Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом («тарикат» по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших «священную войну» против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды - послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду - духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.
13
ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТ
БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Слайд 81
Возникло среди бедуинов Аравии в XVIII веке (последователи
Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба). В нем отражен стихийный протест
против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу.
Выступают за равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. По учению главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама, избранный общиной. Община также имеет право сместить любого неугодного халифа. Существует одна хариджитская община – ибадиты (в Аммане и некоторых районах Африки.
13
ХАРИДЖИТЫ
ВАХХАБИЗМ
Слайд 82
МАЛАКИТСКИЙ
Основан в VIII в. в Медине законоведом Маликом
ибн Анасом. Довольно консервативен. Главными источниками права считаются Коран
и Сунна, причем последняя - продолжение Корана. Используется кияс. Иджма применяется с существенными ограничениями. Весьма характерно использование такого приема, как истислах, являющегося изобретением этого мазхаба.
ХАНБАЛИТСКИЙ
ШАФИИТСКИЙ
Основан в IX в. Ахмедом ибн Ханбалом, окончательно сложился в XI в. Основными источниками права служат Коран и Сунна, последняя - комментарий к Корану и ее авторитет почти приравнивается авторитету Корана. Отрицает любые новации, не предусмотренные Кораном и Сунной. Применение кияса и иджмы при решении правовых вопросов используются в очень ограниченных пределах, в иджме признается лишь согласованное мнение первого поколения сподвижников Мухаммеда. Выделяется своим фанатизмом и нетерпимостью.
Основан на рубеже VIII и IX вв. имамом Мухаммедом аш-Шафии и представляет компромисс между ханафитским и маликитским мазхабами. Коран и Сунна - единый источник, Сунна - дополнение к Корану. Допускает сравнительно либеральное толкование Корана. Иджма используется довольно широко. Применение кияса ограничено, истихсан полностью отвергается. Браки с немусульманками не допускаются.
ХАНАФИТСКИЙ
Либеральный, возник в VIII в. в г. Куфа (Ирак), назван по имени основателя - богослова и законоведа Абу Ханифы. Безоговорочно в качестве источников считает Коран и отобранные хадисы Сунны, допускает их относительно свободное толкование. С некоторыми ограничениями применяется иджма, используются кияс и специфичный для этого мазхаба истихсан. Разрешает своим сторонникам брать в жены, помимо мусульманок, также представительниц других единобожных религий (прежде всего христианок и иудеек).
Различия между школами состоят в выборе источников и приемов при решении различных возникающих в реальной жизни правовых вопросов. Когда в Коране и Сунне нет прямых указаний, как решить возникший конкретный вопрос, то используются такие косвенные пути, как суждение по аналогии («кияс»), согласованное мнение законоведов («иджма»), независимое индивидуальное суждение законоведа («рай») с его вариантами - предпочтительное решение («истихсан») и независимое суждение ради пользы («истислах»).
БОГОСЛОВСКО-ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ СУННИЗМА (МАЗХАБЫ)
Слайд 83
МЕЧЕТЬ - религиозный центр, место проведения культовых мероприятий
МЕКТЕБЕ - школа, в которой преподает мусульманское духовенство
МЕДРЕСЕ -
школа, в которой готовят священнослужителей
МУФТИЙ - высшее духовное лицо. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма, шиизма и т.д.), а также толка (мазхаба), который зависит от школы шариата.
Первоначально, до 1517 года, высшим духовным лицом мусульман считались халифы, после того как с 1517 года титул халифа стали носить османские султаны, они начали назначать своих заместителей по духовным вопросам с правом издания фетв. Первым муфтием был Кемаль-паша.
ИМАМ - духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею.
МУЛЛА - тюрко-персидское мусульманское духовное звание, аналогичное званию имама, настоятель мечети.
УММА - сообщество верующих т.е. весь исламский мир.
10
Слайд 84
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ ИСЛАМА
Праздник
окончания
поста.
Приходится
на начало
следующего
за рамаданом
месяца.
Из
названия
праздника следует,
что правоверный
мусульманин
после окончания
поста обязан
внести
представителю
духовенства
фитр –
т.е.
подношение
в натуральном или
денежном виде.
День жертво-
приношений,
отмечается через
семьдесят дней
после окончания
поста уразы.
В память об этом
празднике каждый
мусульманин
обязан принести
жертву (курбан),
т.е. зарезать при
чтении
соответствующей
молитвы овцу,
корову, коня,
верблюда.
Если человек не
принесет
жертву –
свалится в ад.
Ураза-
байрам
Курбан-
байрам
Посвящен памяти
чудесного ночного
путешествия
пророка
Мухаммеда на
быстром как
молния коне
Аль-Бураке из
Мекки в
Иерусалим,
а также
вознесении на
небо к престолу
Аллаха, который
соблаговолил
принять его и
удостоить беседы,
во время которой
Мухаммед
изрек
99 тысяч слов.
Мирадж
День рождения
Мухаммеда.
Праздник
отмечается
12 числа
раби-аль-авваля
и
сопровождается
чтением молитв
и проповедей
в мечетях и
домах
верующих,
угощениями и
подношениями
духовенству.
Мавлюд
День отдыха
Мусульман.
Имеет
такое же для них
значение, как
воскресенье
для христиан и
суббота
для иудеев.
В пятницу
проводятся
большие
торжественные
полуденные
богослужения,
люди надевают
праздничные
одежды и т.д.
Пятница
Слайд 85
ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Совет муфтиев России
Председатель -
муфтий Шейх Равиль Гайнутдин
ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН (создается по
национально-территориальному принципу)
Центральное духовное управления мусульман России, (г. Москва)
Верховный муфтий Талгат Таджудин
Духовное управление мусульман Европейской части России (г. Москва)
Муфтий Равиль Гайнутдин
Духовные управления мусульман регионов России (Дагестан, Татарстан, Чечня и др.)
Сегодня в России более 30 духовных управлений мусульман
16
Слайд 86
ДОЛЯ МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Слайд 87
Новый халифат
Радикальные исламисты, контролирующие северо-восточные районы Сирии и
значительные территории Ирака, объявили о создании нового исламского государства
и потребовали от мусульман всего мира присягнуть ему на верность. Заявление о создании «исламского халифата» было сделано в самом начале священного для мусульман месяца Рамадан. Главой самопровозглашенного государства стал Абу Бакр аль-Багдади – лидер исламистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта».
Халифат – исламское теократическое государство. Слово «халиф» переводится как «наследник (преемник) пророка Мохаммеда». Первый халифат был основан мусульманами-суннитами после смерти пророка в VII веке нашей эры. Халифаты возникали в разные эпохи и существовали иногда десятилетиями, а иногда целыми столетиями, как халифат Аббасидов (750 – 1258 годы). Последний халифат был упразднен в Турции в 1924 году после падения Османской империи. Мустафа Ататюрк стал основателем светского турецкого государства.
Халифат является политической моделью, характерной именно для мусульман-суннитов, а не шиитов. Шииты считали, что наследником пророка должен быть двоюродный брат Мохаммеда – Али. Однако, согласно суннитским традициям, правитель должен избираться. Али стал четвертым халифом после Абубакара, Омара и Османа. Все четверо известны в исламе как «четверка праведников»: – Али не называли халифом. Его называли имамом. В конце концов шииты признали передачу по наследству титула имама, а не халифа.
Слайд 88
Свобода мысли и слова
Свобода мысли
Это основа духовной жизни
человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без
внешнего контроля со стороны государства, общества и отдельных лиц.
Мысль всегда свободна, это её имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении. Не случайно в Конституции РФ (ч.1 ст.29) говорится не о праве на свободу мысли и слова, а об их гарантии.
Гарантии свободы мысли:
- Наличие демократического режима в стране
- Недопущение монополии на информацию
- Недопущение мощного идеологического прессинга на человека
- Строгая регламентация технических средств (например детектор лжи), иных способов (например гипноз), способных проникнуть в мыслительные процессы и воздействовать на них.
Свобода слова
Это возможность выражать или не выражать свою мысль вовне, высказывать своё отношение к событиям окружающей действительности, отстаивать свою точку зрения, иметь собственное мнение, получать и распространять информацию любым законным способом
Ограничения свободы слова:
- Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч.2 ст.29 Конституции РФ).
- Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29 Конституции РФ).
- Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется ФЗ.(ч.4 ст.29 Конституции РФ). (См. Закон о государственной тайне от 21.07.1993г. № 5485-1,ст.5)
Слайд 90
Издеваться над святынями можно, а шутить о Charlie
Hebdo нельзя?!
Во Франции завели дело на комика за
шутку о теракте
Правоохранительные органы Франции начали расследование в отношении юмориста Дьедонне Мбала-Мбала после его высказывания по поводу теракта, совершённого в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo.
Решение о начале расследования было принято 13.01.2015г. Накануне Дьедоне принял участие в массовых манифестациях в память жертв терактов и в защиту свободы слова, которые с размахом прошли во Франции в воскресенье 11.01.2015г.: под лозунгом «Je suis Charlie» («Я Шарли»).
Вернувшись домой, Дьедоне на своей странице в Facebook иронично отозвался о манифестации и заявил, что ощущает себя террористом Шарли Кулибали, виновным в гибели пяти граждан.
Справка. Пахабный сатирический журнал позволял себе издеваться не только над пророком Мухаммедом, но и над Иисусом Христом, Святой Троицей и терактами в московском метро.
Это примеры грязного творчества, оскорбляющего миллионы людей, а не свобода слова!!!
Слайд 92
Право на пользование родным языком
Языки народов Российской Федерации
являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. 25
октября 1991г. принят Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" №1807-1, в соответствии с которым Российское государство обязано заботиться о языках всех народов России — больших и малых, создавать условия для их сохранения и равноправного самобытного развития. Главные положения этого закона легли в основу ст.68 Конституции.
Закон определил, в частности, основы правового положения языков народов, проживающих в России, гарантии их защиты, урегулировал использование языков в разных сферах государственной деятельности (издание законов и иных правовых актов, выборы, правосудие и т.д.), в обучении и воспитании, в топонимике, отношениях Российской Федерации с зарубежными странами
Слайд 93
Языки народов Российской Федерации — наше национальное достояние
Конституция РФ (ч.2 ст.26) закрепляет право на выбор языка:
а) общения, б) воспитания, в) обучения, г) творчества.
В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов.
В государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения
Слайд 94
Государственным языком РФ на всей её территории является
русский язык (ч.1 ст.68)
Русский язык — это родной
язык большинства населения Российской Федерации — русского народа. Русский язык знает и им активно пользуется подавляющее большинство граждан России, независимо от их национальности. Это эффективное средство консолидации общества, укрепления его единства.
Русский язык является основным средством межнационального общения народов России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями.
Утвердившееся в нашей стране двуязычие и многоязычие не было навязано «сверху». Это объективная потребность совместного бытия народов федеративного государства.
Слайд 95
продолжение
Это язык, на котором государственная власть общается с
населением. На нем публикуются законы и другие правовые акты,
пишутся официальные документы, протоколы и стенограммы заседаний, ведутся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка.
Это язык официальных вывесок и объявлений, печатей и штампов, маркировки отечественных товаров, дорожных знаков и наименований улиц и площадей.
Это и основной язык воспитания и обучения в школах и других учебных заведениях. Государственный язык преимущественно используется на телевидении и радио, при издании газет и журналов. Государственная власть гарантирует заботу о всемерном его развитии, обеспечивает активное употребление в политической, культурной и научной сферах
/ФЗ от 01.06.2005г.№53-ФЗ «О государственном языке РФ»
Слайд 96
Государственные языки республик в составе РФ
В соответствии
с ч.2 ст.68 республики в составе Российской Федерации самостоятельно
устанавливают свои государственные языки. Централизованно регламентировать эти вопросы — значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела.
Государственными в основном были провозглашены языки народов, давших название республике.
В ряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл — марийский луговой и марийский горный языки. В тех республиках, где приняты законы о языках, наряду с национальным (национальными) в качестве государственного определен также русский язык — в Бурятии, Хакасии, Саха (Якутии) и др. т.к. государственно-правовая деятельность республик предполагает их отношения с центральными органами Федерации, другими её субъектами.
Слайд 97
Сохранение родного языка
В соответствии с ч.3 ст.68 Конституции
серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков
в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
Так, в ст.4 Закона о языках народов Республики Хакасия определяется, Что Республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований.
В Законе Республики Саха (Якутии) о языках определяется, что эвенкийский, эвенский, юкагирский, чукотский языки в местах компактного проживания соответствующих народностей признаны местными официальными языками и используются наравне с государственными.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены право граждан России на получение основного общего образования на родном языке (См. ч.2 ст.6 Закона Российской Федерации «Об образовании»), право этнических групп создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка (См. ст.21 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).
Слайд 98
Право определять и указывать свою национальную принадлежность
Русский —
это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических
предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.
Декларация принята ХVIII Всемирным Русским Народным Собором, Москва, 11 ноября 2014 г.
Слайд 99
Русские – один из самых чистокровных народов в
Евразии.
Недавние совместные исследования российских, британских и эстонских ученых-генетиков поставили
большой и жирный крест на обихожем русофобском мифе, десятки лет внедрявшемся в сознание людей ‑ дескать, “поскреби русского и обязательно найдешь татарина”.
Результаты масштабного эксперимента, опубликованные в научном журнале “The American Journal of Human Genetics” совершенно однозначно говорят, что “несмотря на расхожие мнения о сильной татарской и монгольской примеси в крови русских, доставшейся их предкам ещё во времена татаро-монгольского нашествия, гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного северо-западного, центрального и южного регионов”.
Слайд 100
Мы не татары. Татары не мы. Никакого влияния
на русские гены т.н. «монголо-татарское иго» не оказало. Никакой
примеси тюркской «ордынской крови» у нас, русских, не было и нет.
Более того, ученые-генетики, подытоживая свои исследования, заявляют о практически полной индентичности генотипов русских, украинцев и белорусов, доказав тем самым, что мы были и остаемся одним народом: «генетические вариации Y-хромосомы жителей центральных и южных районов Древней Руси оказались практически идентичны таковым у украинцев и белорусов».
Один из руководителей проекта, российский генетик Олег Балановский признал в интервью Газета.ру, что русские являются практически монолитным народом с генетической точки зрения, разрушив еще один миф: «все перемешались, чисто русских уже нет». Как раз наоборот ‑ русские были и русские есть.
Слайд 101
Далее, исследуя материалы останков из древнейших захоронений, ученые
установили, что «славянские племена освоили эти земли (Центральную и
Южную Россию) задолго до массового переселения на них в VII-IX веках основной части древних русских». То есть земли Центральной и Южной России были заселены русскими (русичами) уже, как минимум в первых веках по Р.Х. Если ещё не раньше.
Это позволяет развенчать и еще один русофобский миф ‑ о том, что Москва и окружающие её области, якобы, издревле были заселены угро-финнскими племенами и русские там — «пришельцы».
Мы, как доказали генетики ‑ не пришельцы, а совершенно автохтонные жители Центральной России, где русичи жили с незапамятных времен. “Несмотря на то что заселены эти земли были ещё до последнего оледенения нашей планеты около 20 тысяч лет назад, свидетельств, прямо указывающих на наличие каких-либо «исконных» народностей, живших на этой территории, нет” ‑ указывается в докладе.
То есть нет никаких свидетельств, что до нас на наших землях жили какие то другие племена, которых мы, якобы вытеснили или ассимилировали. Если так можно выразиться ‑ мы тут живем от сотворения мира.
Слайд 102
Определили ученые и дальние границы ареала обитания наших
предков: «анализ костных останков указывает на то, что основная
зона контактов европеоидов с людьми монголоидного типа находилась на территории Западной Сибири».
А если учесть, что археологи, раскопавшие древнейшие захоронения 1 тысячелетия до Р.Х. на территории Алтая, обнаружили там останки ярко выраженных европеоидов (не говоря уже о всемирно известном Аркаиме) ‑ то вывод очевиден. Наши предки (древние русичи, протославяне) ‑ исконно проживали на всей территории современной России, включая Сибирь, а вполне возможно и Дальний Восток. Так что поход Ермака Тимофеевича со товарищи за Урал с этой точки зрения был вполне законным возвращением ранее утраченных территорий.
Таким образом, современная наука разрушает русофобские стереотипы и мифы, выбивая почву из-под ног наших «друзей»-либералов. Дальнейшие их спекуляции на данные темы уже окончательно выносятся за рамки здравого смысла, представляя интерес исключительно для психиатров, исследующих механизмы навязчивого бреда…
Слайд 104
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну.
Слайд 105
С понятием неприкосновенности частной жизни тесно связаны:
а)
понятие профессиональной тайны, б) право на неприкосновенность жилища
Профессиональная тайна
- это закрытость сведений о личной жизни граждан, полученных специалистами в сферах, связанных с частной жизнью. К данному виду тайн относятся:
Тайна исповеди;
Слайд 106
Право на неприкосновенность жилища(ст.25)
Смысл данной нормы:
-Никто не имеет
права проникать в жилище против воли проживающих там лиц
-Запрещается всякое аудиовизуальное наблюдение за тем, что происходит в жилище
Законное проникновение в жилище против воли проживающих в нём лиц (т.е. нарушение рассматриваемого права) возможно в двух случаях:
При чрезвычайных происшествиях (землетрясения, пожары, аварии, наводнения, иные сходные события и явления);
При осуществлении правоохранительной деятельности (раскрытие преступлений; оперативно-розыскная деятельность; административно-правовое воздействие, имеющее цель предотвратить или пресечь правонарушение либо преступление; исполнение приговоров, судебных решений; деятельность, направленная на обеспечение обороны и безопасности государства; иная деятельность, направленная на охрану правопорядка).
Формы нарушения права на неприкосновенность жилища:
-проникновение в жилище работников правоохранительных органов;
-обыск, осмотр места происшествия, следственный эксперимент и др.;
прослушивание телефонных переговоров;
Установление аппаратуры аудиовизуального наблюдения.
Слайд 107
Жилище
Место жительства
- Жилой дом с приусадебным участком,
- Квартира,
- Служебное жилое помещение,
Специализированные дома (общежитие, дом маневренного фонда,
специальный дом для престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.)
Место пребывания
- Гостиница,
-Санаторий,
- Дом отдыха,
- Пансионат,
- Кемпинг,
- Каюта парохода,
- Купе поезда,
- Гараж,
- Автомобиль,
- Туристическая палатка,
- Иное помещение, в котором человек находится временно.
Слайд 108
Свобода передвижения и выбор места пребывания и жительства
в пределах РФ (ч.1 ст.27)
Закон РФ от 25 июня
1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Право свободного передвижения ограничено: в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в ЗАТО, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2013 г. №376 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На оформление регистрации у граждан будет 90 дней с момента приезда в новое помещение, если они самостоятельно этого не сделают, то уведомить орган регистрационного учета будет должен собственник или наниматель помещения. На это ему отводится три дня; В законе дано определение, кто может быть отнесен к кругу «родственников» нанимателей (собственников) жилого помещения: • супруги; • дети (в том числе усыновленные); • супруги детей; • родители (в том числе приемные); • супруги родителей; • бабушки, дедушки или внуки.
В УК РФ появились две новые статьи 322.2 и 322.3, в соответствии с которыми за фиктивную регистрацию россиян и иностранцев по месту пребывания («временная регистрация») и по месту жительства установлен штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или лишение свободы до 3 лет.
В КоАП РФ введена ответственность за проживание гражданина России без регистрации или разрешение на такое проживание нанимателем или собственником жилья. Проживающему установлен штраф в 2–3 тыс. рублей, а собственникам или нанимателям этого помещения (физ. лицам – 2–5 тыс. рублей; юр. лицам – 250–700 тыс. рублей).
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 387-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации." На ФМС России возлагаются полномочия по ведению единого информационного ресурса регистрационного учета граждан, доступ к сведениям которого могут по запросу получить и органы государственной власти и местного самоуправления (например в целях оказания государственных или муниципальных услуг).
Слайд 109
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ
"О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в Закон
Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3420; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7341; 2012, N 53, ст. 7638; 2013, N 48, ст. 6165) следующие изменения:
1) статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;
регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;
регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания - фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места пребывания;
снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства - фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства;
место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;
фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица."
Слайд 110
Право на свободный выезд из РФ и беспрепятственное
возвращение в РФ
(ч.2 ст.27)
(Федеральный закон Российской Федерации от
15 августа 1996 г. N 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» )
Общие положения
-выезд гражданина РФ за её пределы не влечёт для него, его супруга и близких родственников каких-либо ограничений;
-граждане РФ, пребывающие за рубежом, находятся под её защитой и покровительством (через дипломатические и консульские учреждения);
-документом, удостоверяющим право гражданина РФ на выезд за её пределы и въезд на её территорию, является добровольно получаемый заграничный, дипломатический, служебный паспорт, паспорт моряка;
-граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за границу, сохраняют право на получение трудовой пенсии.
Ограничения права
-при допуске к сведениям особой важности, совершенно секретным, сведениям отнесённым к государственной тайне, заключён контракт, предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ;
-призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу;
-задержан по подозрению в совершении преступления;
-осуждён за совершение преступления до отбытия наказания;
-уклоняется от исполнения обязательств, наложенных судом;
-сообщил о себе заведомо ложные сведения.
Слайд 111
Забота о детях, их воспитание – равное право
и обязанность родителей (ч.2 ст.38)
В настоящее время совокупный долг
граждан России, обязанных выплачивать алименты, составляет гигантскую сумму — 92 млрд рублей.
По данным Генпрокуратуры РФ и Федеральной службы судебных приставов (ФСПП) России, всё больше нерадивых родителей привлекается не только к административной, но и к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов по ст. 157 УК РФ. Так, в 2009 году было возбуждено более 53 тыс. дел по данной статье, в 2010 году их количество превысило 61 тыс., в 2011 году — 71 тыс. За 2012 год официальных данных нет, а за 10 месяцев 2013 года было возбуждено около 60 тыс. алиментных уголовных дел и взыскано более 1 млрд рублей задолженности.
Слайд 112
В Калининграде суд признал за россиянами право не
носить фамилию
РИА «Новости» 04.03.2016.
Как отмечается, данное решение суд
вынес при рассмотрении иска местного жителя против нотариуса, который отказывал ему во вступлении в наследство, так как у мужчины нет фамилии.
В постановлении суда говорится, что при регистрации рождения заявителя (в 1957 году в Баку) в соответствующие документы не были внесены сведения о его фамилии, а также о фамилии его отца.
При этом согласно статьям 7 и 8 Конвенции о правах ребенка, после рождения ребенок регистрируется и с момента рождения имеет право на имя. Отмечается, что государство должно уважать право на сохранение индивидуальности его имени.