Слайд 2
Актуальность проблемы
Развитие музыкальных способностей - важная задача дошкольного
образования.
Дошкольный возраст является сензитивным по отношению к
развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке.
Музыкальный фольклор имеет большую воспитательную ценность.
Слайд 3
Теоретические и методологические
основы исследования
Л.С. Выготский
Б. М. Теплов
Н.А. Ветлугина
О.П. Радынова
А.Г. Гогоберидзе
К.В. Тарасова
Слайд 4
Аппарат исследования
Объект исследования
- процесс развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование народной музыки для развития музыкальных способностей дошкольников.
Гипотеза исследования – можно предположить, что целенаправленное использование народной музыки в работе с дошкольниками благоприятно отразится на развитии музыкальных способностей.
Слайд 5
Целью исследования является привлечение детей старшего дошкольного возраста
к народной культуре, народной музыке для развития музыкальных способностей.
Задачи
исследования:
Изучить методическую литературу по исследуемой проблеме.
Рассмотреть психологию музыкального развития дошкольников.
Рассмотреть роль и значение народной музыки в жизни ДОУ.
Провести опытно-экспериментальную работу по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через включение народной музыки в повседневную жизнь дошкольников.
Разработать методические рекомендации воспитателям по применению музыкального фольклора в педагогической деятельности.
Слайд 6
Методы исследования
Теоретические
Эмпирические
Анализ
Обобщение
Систематизация психолого-педагогической литературы
Интерпретация литературных источников
Наблюдение
Проведение
диагностики
Педагогический эксперимент
Сравнение данных
Слайд 7
Понятийно-категориальная основа исследования
Народная музыка, музыкальный фольклор — музыкально-поэтическое творчество
народа, неотъемлемая часть народного творчества, передаваемого из поколени я в поколение.
Творчество
- процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Музыкальные способности - это
«индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности».
Слайд 8
Эмоциональная отзывчивость на музыку
Музыкально-ритмическое чувство
Музыкально-слуховое представление
Основные музыкальные способности
Слайд 9
Развивающая
предметно-пространственная среда
1. Насыщенная
2. Трансформируемая
3. Полифункциональная
4. Вариативная
5.
Доступная
6. Безопасная
Слайд 10
Экспериментальная работа проводилась
на базе МБДОУ «Детский
сад №430»
Нижний Новгород
Слайд 11
Этапы исследования
I этап – констатирующий эксперимент –
выявление начального уровня развития музыкальных способностей, подбор диагностических методик,
проведение первичной диагностики.
II этап – формирующий эксперимент – организация образовательной работы по развитию музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора.
III этап – контрольный эксперимент – в этот период производился анализ результативности проведенной работы по развитию музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора
Слайд 12
Констатирующий эксперимент
Критерии диагностики по методике К.В. Тарасовой
Эмоциональная
отзывчивость на музыку
Наблюдение за детьми во время слушания музыки.
Чувство
музыкального ритма
Прослушивание русской народной песни «Андрей-воробей».
Сначала ребенок только слушает музыкальный отрывок, а затем одновременно со вторым, третьим и четвертым его воспроизведением хлопает в ладоши под музыку.
Звуковысотный слух
Ребенку предлагается спеть русскую народную песенку, которая ему нравится, или, если у него возникли затруднения, педагог сам выбирал песню из числа тех, которые дети этой группы разучивали на музыкальных занятиях.
Репродуктивный компонент музыкального мышления (способности к восприятию и анализу музыки)
Прослушивание двух контрастных по общему настроению и содержанию фрагментов веселой «Камаринской» и спокойной «Во поле береза стояла». Ребенок слушает музыкальный отрывок, а затем рассказывает, какая эта музыка и о чем она может рассказать.
Слайд 13
Критерии музыкальности
Высокий (10-12 баллов) – ребёнок
с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на
неё, интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поёт всю мелодию или отдельные её отрывки, воспроизводит ритмический рисунок, легко определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы между собой.
Средний (7-9 баллов) – ребёнок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку, с трудом воспроизводит ритмический рисунок, интонирует общее направление движения мелодии.
Низкий (4-6 баллов) – ребёнок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, не воспроизводит ритмический рисунок, интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует, не определяет вообще или неверно определяет общее настроение музыки.
Диагностика по методике К.В
Тарасовой (экспериментальная группа)
Таблица 1
Гистограмма 1
Диаграмма 1
Диагностика по методике К.В. Тарасовой (контрольная группа)
Таблица 2
Гистограмма 2
Диаграмма 2
Слайд 16
Целенаправленное наблюдение за детьми вовремя СМД (экспериментальная группа)
Таблица 3
Гистограмма 3
Диаграмма 3
Слайд 17
Целенаправленное наблюдение за детьми вовремя СМД (контрольная группа)
Таблица 4
Гистограмма 4 Диаграмма 4
Слайд 18
Планирование взаимодействия с детьми
Формирующий эксперимент
Слайд 19
Народные музыкальные игры и хороводы
Хороводная
игра «Золотые ворота»
Хороводная игра «Кошки мышки»
Народная музыкальная игра «Ручеёк»
Слайд 20
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Слайд 21
Участие в праздниках
Русский народный танец «Матрёшки»
Ансамбль «Ложкарей»
Слайд 22
Интегрированные занятия
«Танец дымковских барышней»
«Народная ярмарка»
Слайд 23
Интерактивные музыкально-дидактические игры
Музыкальная д/и «Узнай по звуку» Музыкальная
д/и « Русские народные
песенки»
Музыкальная д/и «Что лишнее?»
Слайд 24
Авторские интерактивные
музыкально -дидактические игры
Слайд 25
Планирование взаимодействия
с родителями
Сообщение: «Русская народная
кукла в играх современных детей».
Слайд 26
Партнерское взаимодействие с семьями воспитанников
Досуг «Музыкальная гостиная»
Мастер-класс: «Русские
народные игры и хороводы»
Музыкальная
гостиная с участием
ансамбля ложкарей « Былина»
Слайд 27
Партнерское взаимодействие с воспитателями
Семинар-практикум «Использование
фольклора в процессе организации образовательной деятельности»
Педагогический совет на тему
«Народная песня в жизни детей»
Слайд 28
Контрольный эксперимент
Диагностика по методике К.В Тарасовой (экспериментальная
группа)
Таблица 5
Гистограмма 5
Диаграмма 5
Слайд 29
Диагностика по методике К.В. Тарасовой (контрольная группа)
Таблица 6
Гистограмма 6
Диаграмма 6
Слайд 30
Целенаправленное наблюдение за детьми вовремя СМД (эксперемент.группа).
Таблица 7
Гистограмма 7 Диаграмма 7
Слайд 31
Целенаправленное наблюдение за детьми вовремя СМД (контрольная группа)
Таблица 8
Гистограмма 8 Диаграмма 8
Слайд 32
Сравнительные данные музыкальных способностей детей
экспериментальной и контрольной
групп по результатам диагностики в контрольном эксперименте
Экспериментальная
группа
Контрольная группа
высокий уровень 50%
средний уровень 50%
низкий уровень 0%
высокий уровень 20%
средний уровень 60%
низкий уровень 20%
Слайд 33
Сравнительный анализ данных уровня развития музыкальных способностей дошкольников
старшей группы (экспериментальная гр.)
высокий 20%
50%
средний 40% 50%
низкий 40% 0%
Слайд 34
Вывод
Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение
в проведенном нами исследовании, и говорит о том, что
целенаправленное использование народной музыки в работе с дошкольниками благоприятно отразится на развитии музыкальных способностей.
.