Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.
Слайд 5
Одним из основных центров по изготовлению и росписи
матрёшек является город Семёнов. В этих краях традиции древнерусского
орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись.
Слайд 6
Делать расписных матрёшек начали с того времени,
когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни
Мериново, расположенной в 8 км от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода Сергиево - Посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской.
Слайд 7
Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными
мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсентий
Федорович привез с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь.
Слайд 8
В настоящее время мастера используют в росписи три
цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов
платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке . Роспись каждой семёновской матрёшки неповторима и оригинальна.
Слайд 10
На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе
расположено село Полхов-Майдан, один из известных центров росписи по
дереву. Полхов-Майданская матрешка – это соседка Семеновской матрешки.
Слайд 11
Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у
крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала
пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.
Слайд 12
В 1928-1930 гг. в Полхов-Майдане из отдельных
мастеров складывается артель « Красная заря». В это время
вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система. Эти приемы получили названия:
«цветы с наводкой» - цветочная роспись очерчена четким черным контуром;
«цветы без наводки» -рисунок выписывается по фону безлинейного контура;
прием « под масло» - роспись по глухому цветному фону;
«пестрение» -простейшая кистевая роспись мазками или точками.
Слайд 13
«Цветы с наводкой» - наиболее типичная и любимая
в Полховском майдане роспись матрешки.
Слайд 14
Роспись Полховских матрешек строится на сочетании малиново- красного,
зелено-желтого цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. «Цветы с
наводкой» - наиболее типичная и любимая в Полховском майдане роспись матрешки.
Слайд 15
Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера
учились у одного учителя – природы, работали с одинаковыми
природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.