Слайд 3
Предпосылки формирования предметной деятельности
Слайд 5
Структура предметного действия
Слайд 6
Классификация предметов по характеру и степени закрепленности социального
предназначения
Слайд 7
Разновидности предметных действий
Слайд 8
Предметно-манипулятивная деятельность =
ориентировочно-исследовательская =
практическое экспериментирование
Слайд 9
Задачи руководства предметно- манипулятивной деятельностью
Развивать познавательную активность,
обогащать положительный эмоциональный опыт действия, поддерживать проявление интеллектуальных эмоций
(удивления, сомнения, догадки, радости успеха).
Развивать целенаправленность познавательной деятельности детей, формировать элементарные обследовательские действия.
Слайд 11
Место в режиме дня
Прогулка –
«исследовательские» действия детей
с объектами неживой природы (снегом, льдом, лужами, тенью, ветром,
песком), включенные в план наблюдений
Вторая половина дня –
совместное разрешение проблемной ситуации, специально подготовленной педагогом (почему сдувается воздушный шарик, почему не едет машинка…)
Слайд 14
Выявляем скрытые свойства
Предметы звучат при встряхивании, сжимании, постукивании…,
но не все
Предметы можно разбирать на части и соединять
друг с другом (но не все)
«Воду в решете не носят»
Тонет – не тонет
Какие кораблики размокают в воде
Не все фломастеры рисуют…
Слайд 15
Предметная среда: Игрушки
игрушки с секретами и сюрпризами (пеналы,
шкатулки с разными застежками…),
игрушки со светозвуковым эффектом,
заводные игрушки,
магнитные
игрушки,
бытовые предметы для «исследования» (часы, телефон…),
приборы (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрофонарики, метроном),
игрушки для рассматривания (железная дорога, мельница, серпантиновая дорога, мыльные пузыри и др.)
игрушки из разных материалов и разной плотности (твердые, мягконабивные, из разных тканей, набитые крупами, бумагой, лоскутками и пр.),
верстачок с колышками и молотком,
сборно-разборные игрушки
Слайд 16
Предметная среда: материалы
волокуши, наборы мешков разного веса,
столы-поддоны
для действий с песком, водой (льдом),
плавающие и тонущие предметы
(губки, дощечки, предметы металлические, резиновые, пластиковые и т.д.),
пластические материалы (глина, тесто),
материалы для пересыпания и переливания (пластиковые бутылки и баночки, фасоль, горох, макароны и др.),
трубочки для продувания, просовывания,
природный материал (камушки, ракушки, плоды),
сито, воронки, лопатки, ложки, совочки, ведерки…
Слайд 18
Разновидности предметных действий
Слайд 19
Предметы-орудия
используются для выполнения таких действий, которые только рукой
выполнять
невозможно
неудобно
непринято
«Ручное» действие с орудием – предмет используется как дополнение
руки
Слайд 20
Что предпочесть педагогу?
Орудийные действия
Ручные действия
Длительное прямое обучение (многократный
показ, напоминание, коррекция, контроль)
Развитие тонкой моторики, восприятия, формирование трудовых
навыков
Косвенное руководство (постепенное усложнение условий, побуждение к самостоятельному поиску)
Развитие наглядно-действенного мышления, познавательной активности, настойчивости
Слайд 21
Принципы организации работы
по развитию «ручных» (опосредованных) действий
детей раннего возраста
с орудиями и подручными средствами
Соблюдение четкой
последовательности в предъявлении заданий.
Варьирование и усложнение условий при повторном предъявлении задания.
Обеспечение возможности самостоятельного поиска ребенком способа действия путем проб и ошибок.
Слайд 22
Последовательность заданий
1. Обнаружение и использование имеющейся связи между
двумя объектами:
а) «достань машинку»,
б) «раскрути подвеску»,
в) «в
какой конуре спряталась собачка?»
2. Установление результативной связи
а) подставить стульчик,
б) вытолкнуть палочкой
Слайд 23
Последовательность заданий
3. Учет соответствия предмета-орудия форме и положению
предмета-цели:
а) столкнуть шарик – палки разной длины,
б) выловить
рыбок – сачок, палочка с кольцом, с крючком,
в) выловить шарики из банки – черпачок, сачок, ложка.
4. Объединение предметов в целое с помощью орудия, выбор орудия:
а) верстачок с втулками – молоток, отвертка, гаечный ключ,
б) верстачок с винтами,
в) конструктор с крупными деталями.
Слайд 24
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАДАНИЙ
5. Решение двухэтапных задач (развитие целенаправленности):
а) чтобы
достать что-то, нужно подставить стул, предварительно освободив его,
б) чтобы
вытолкнуть что-то палкой, нужно достать ее со шкафа, подставив стул,
в) чтобы достать что-то палкой, нужно сделать из двух коротких палок длинную.
6. Развитие причинного мышления (нахождение причины неэффективности действия):
а) порванный сачок,
б) отверстие на дне ведерка…
Слайд 26
Разновидности предметных действий
Слайд 27
Особенности
предметно-бытовых действий
Имеет сложную технику, включающая множество операций,
выполняемых в определенной последовательности.
Разные операции требуют разного уровня «ручной
умелости».
Не является самоценным действием (входит в состав деятельности по самообслуживанию)
Слайд 28
«Упражнения в практической жизни»
Соединение-разъединение частей одежды:
«Липучки»
Пуговицы (разного размера)
Замки
(«молнии»)
Кнопки
Шнурки
Слайд 29
«Упражнения в практической жизни»
Действия с посудой
Пересыпание
Перекладывание ложкой
Переливание
(разные
емкости – разные способы)
Слайд 30
Организация предметной среды
дидактические игрушки с застегивающимися элементами («липучки»,
«молнии», пуговицы, шнурки и т.д.):
выполненные с элементами «сюрпризности»,
«собери игрушку»,
панно (коврик)
дидактические игрушки с завязками
сенсомоторные щитки, на которых укреплены различные виды замочков (крючок, защелка, задвижка, дверная цепочка)
Слайд 31
Организация предметной среды
в монтессори-группах для детей 2,5-3 лет
клеенчатые
фартуки, полотенца для рук,
полки-столики и подносы для размещения
материала,
набор сосудов разных форм для переноса и переливания воды (чашки, кувшины и т.д.),
губка, тряпочка для освоения действия выжимания и вытирания стола,
миска, венчик , мыльная пена для взбивания (движения рук как при раскатывании глины), соломинка и сосуд для выдувания мыльной пены,
пластмассовая терка и овощи,
ведро и швабра для мытья пола.
Слайд 33
Разновидности предметных действий
Слайд 34
Игра – это Воссоздание
эмоционально значимых ситуаций
в
условно-образном плане
Слайд 35
Предметная игра -
это деятельность с социально закрепленными
значениями предметов, с общими схемами использования вещей применительно ко
все более разнообразным и более условным ситуациям.
Слайд 36
Игра ребенка
раннего возраста
Игра дошкольника
Процессуальная
Отобразительная
Изобразительная
Предметная
Сюжетно-ролевая
Творческая
Слайд 37
I этап
Действия с предметами
игрового обихода
Объекты: реальные
предметы или уменьшенные копии (расческа, утюг, кастрюля…).
Действия:
хорошо знакомое из
жизненного опыта
производимое в данный момент взрослым
Слайд 38
Содержание – I этап
Наливать из чайника (бутылки) и
пить
Накладывать еду в тарелку и есть ложкой
Мыть руки, вытирать
полотенцем, причесываться
Вытирать пол, подметать или мыть пол
Играть на неозвученном пианино
Стирать и гладить белье
Варить кашу. Мыть посуду
Звонить по телефону. Пылесосить
Шинковать овощи. Ремонтировать (молотком…)
Слайд 39
Технологическая карта – I этап
Словесное указание, сопровождаемое подачей
предмета («на, причешись»).
В случае затруднения:
Показ схемы действия с предметом
(операций, наиболее важных для передачи значения предмета).
В случае затруднения:
Выполнение схемы действия рукой ребенка.
Слайд 40
Технологическая карта – I этап
Комментирование педагогом хода игры
(проговаривание смысла действия).
Демонстрация взрослым собственной увлеченности игрой (как условие
и как прием).
Одобрение попытки ребенка воспроизвести действие.
Поддержка инициативных действий имитационного характера.
Слайд 41
Диагностика – I этап
Игровая задача: одиночная, возникает спонтанно
или принимается от взрослого.
Игровое действие: схематичное, небрежное, многократно повторяющееся,
адресованное себе или взрослому.
Примечание: хаотичность действий, переплетение с манипулированием.
Материал: чашка, кастрюля, ложка, тазик и т.п.
Методика: прямая постановка игровой задачи: «Дай мне пить».
Слайд 42
Игровой центр – I этап
Минимизирован (мойка, плита).
Предметы игрового
обихода в нескольких экземплярах вносятся в соответствии с планом
на небольшой промежуток времени.
Размещение предметов в подсказывающей ситуации (утюг на доске, кастрюля на плите)
Организуются подгрупповые игры с использованием зачинов («шли-шли, утюжки нашли», «приходите ко мне в гости, я вас угощу»).
Преобладают прямые указания, одобрение.
Слайд 43
II этап
Действия с предметами-заместителями
предметы полифункционального характера,
используются
в дополнении привычной ситуации действия,
ребенок затрудняется называть заместитель игровым
названием,
ребенок обнаруживает привязанность к заместителям, использованным взрослым
Слайд 44
Принципы использования заместителей
Использовать один и тот же заместитель
для обозначения разных предметов и, наоборот, разные заместители для
передачи значения одного предмета.
Проговаривать все значения используемых предметов, производимых действий, воображаемых качеств и состояний.
Использовать образно не оформленный материал, сходный по форме и величине с заменяемым предметом.
Предлагать заместители только в ходе игры в сочетании с игрушками игрового обихода.
Слайд 45
Технологическая карта – II этап – использование заместителей
Показ
схематичного способа действия с заместителем
Многократное называние заместителя игровым названием
Указание
к воспроизведению действия
Комментирование действия ребенка
Вопрос на называние действия и затем заместителя
Слайд 46
Последовательность – II этап
Действия, которые без замещения не
могут существовать в качестве игровых («скушаем банан, морковку, пряник…»)
Действия
с условно-плоскостными игрушками
Действия с заместителями предметов-орудий игрового обихода
ДАЛЕЕ – НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ
Действия с изображенными предметами
Действия с воображаемыми предметами (продуктами питания)
Слайд 47
Технологическая карта - II этап
Формы постановки игровой
задачи
Прямое указание: «Вымой посуду»
Предположение: «Ты, наверно, хочешь /
решил / собрался / будешь мыть посуду»
Вопрос: «Ты посуду будешь мыть? – Ты вымыл посуду?»
Вопрос в безличной форме: «А посуда вымыта?»
Констатация: «Посуда грязная»
Альтернатива: «Может быть, Мишка проголодался или захотел спать?»
Слайд 48
Игровой центр – ii этап
Крупногабаритные предметы: мойка с
краном, плита, кроватка, стол и стульчики (главное требование –
функциональность и узнаваемость; возможно использование мягких модулей).
Другие крупные предметы (гладильная доска, пианино, ванночка и т.п.) могут выставляться временно - пока они востребованы детьми.
Полочки для хранения мелкого материала.
Куклы – в минимальном количестве.
Слайд 49
Игровой центр – II этап – размещение мелкого
игрового материала
На полочках в 1-3 экземплярах.
В общей сумме не
более 10, но при условии, что дополнительные экземпляры хранятся вблизи и предоставляются детям при необходимости.
Еженедельные изменения материала, обусловленные: а) интересами детей,
б) содержанием проводимых совместных игр, в) дидактическими задачами.
Слайд 50
Диагностика – II этап
Игровая задача: одиночная, ставится самостоятельно
на основе косвенного обозначения взрослым.
Игровое действие: а) использование заместителей
в дополнение привычной ситуации действия, б) самостоятельный подбор предметов, необходимых для решения задачи.
Примечание: игра неустойчива.
Слайд 51
Диагностика – II этап
Материал: стол, стульчик, плита, раковина,
предметы посуды (кастрюля, тарелки, чашки), неоформленный материал (палочка, шарик,
втулка, кирпичик), мишка (или кукла).
Методика: косвенные указания к началу и продолжению игры («мишка голодный», «посуда грязная»), предложение в ходе игры предметов-заместителей («где у тебя ложка?», «на, печенье, конфетку, угости мишку»)
Слайд 52
III этап
развитие сюжета
Сюжет – последовательность событий, воссоздаваемых
в игре.
Появление цепочки из 2-3 взаимосвязанных задач, реализуемых в
рамках одной предметной ситуации.
От ассоциативных воспоминаний о связи задач к предварительному планированию.
Слайд 53
Технологическая карта – III этап
Обозначение в начале игры
обеих игровых задач: «Мишка голодный, хочет кушать. Давай сначала
сварим кашу, а потом его покормим»
Подчеркивание момента перехода к решению второй задачи: «Все, сварили кашу. Кушай, Мишка»
Постепенное увеличение степени активности ребенка в совместных играх
Слайд 54
Технологическая карта – продолжение
Инициатива у педагога, ребенок –
партнер, на которого направлены действия: «Испеку булочки и вас
угощу»
Инициатива у педагога, ребенок реализует одну из задач, действия направлены на куклу: «Будем кормить Мишку, вымой ему лапы перед едой»
Ребенок выполняет обе поставленные педагогом задачи, действия направлены на педагога: «Хочу кушать, пожарь мне котлеты»
Слайд 55
Технологическая карта - продолжение
Педагог обозначает (в косвенной форме)
игровую задачу, следующую за той, которую ребенок поставил сам:
«Уже все скушали, посуда грязная», «Дорога была дальняя, бензин, наверно, кончился»
Педагог косвенно обозначает игровую задачу, предшествующую той, которую ребенок собрался выполнять
Малыш собирается кормить Мишку – Педагог: «Суп холодный» или «Не забыл ли вымыть лапы»
Слайд 56
III этап
обогащение игровых действий
Прямые указания к выполнению
отдельных операций: «Суп горячий, нужно подуть»
Косвенные указания в форме
объяснения воображаемых последствий небрежного действия: «Неудобно так спать», «Ножки замерзнут»
Косвенные указания в форме соотнесения с реальностью: «Разве ты на полу сидишь во время еды?»
Слайд 57
Технологическая карта - продолжение
Организация параллельной игры (педагог развертывает
рядом с ребенком свою игру по его сюжету, осуществляя
детализированные игровые действия)
Совместное выполнение детализированных игровых действий
Предложение ребенку: а) предмета, б) заместителя, в) набора предметов для выбора заместителя (в целях обогащения действия)
Слайд 58
Технологическая карта - продолжение
Расположение игрушек в подсказывающей ситуации:
конус около терки, «котлеты» на сковороде
Использование специальных наборов предметов:
муляжей овощей и фруктов, самодельных кругов-тарелок с изображением на них различных видов супов, салатов и т.п.
Слайд 59
Игровой центр – III этап
Увеличение количества крупногабаритных предметов
(буфет, холодильник…)
Кухонная посуда – на полочке около плиты, столовая
посуда – в буфете, продукты – в холодильнике и т.п.
Заместители в коробках в один слой на разных полках в дополнении к игрушкам
Еженедельные изменения с целью обогащения и усложнения игровых действий
Периодическая замена части предметов на панно с их изображением
Слайд 60
Диагностика – III этап
Игровая задача: самостоятельная постановка 2-3
взаимосвязанных задач
Игровые действия: а) многозвеньевые, технически совершенные, б) свободное
использование полифункциональных заместителей и воображаемых предметов.
Примечание: игра имеет устойчивый, самостоятельный характер, возможна куплетная форма игры.
Слайд 61
Диагностика – III этап
Материал: расширенный игровой уголок, коробка
с образно неоформленным материалом.
Методика: наблюдение за самостоятельной игрой ребенка,
отдельные вопросы ребенку на называние совершаемых им действий и используемых заместителей. При необходимости – косвенные указания к использованию заместителей, к детализации действий, к развитию сюжета
Слайд 62
IV этап
речевое сопровождение игры
Переход на новый уровень
условности: от обозначения предмета (с помощью заместителя, жеста или
слова) к обозначению действия.
Освоенные игровые действия сокращаются, обозначаются словом или жестом и появляются новые развернутые игровые действия.
Появление словесных обращений к игрушкам.
Слайд 63
Технологическая карта – IV этап – активизация речевого
сопровождения
Вопросы к играющему ребенку, требующие называния действий, заместителей, воображаемых
предметов и состояний
Речевые поручения: «Скажи Мишке то-то»
Параллельная (или совместная) игра, содержащая образец обозначения замысла, проговаривания плана игры, речевого сопровождения игровых действий
Побуждение к самостоятельному поиску заместителей
Слайд 64
Игровой центр – IV этап
Замена предметов на панно
(для хорошо освоенных действий)
Подготовка игрового материала для новых игровых
задач и действий
Приглашение куклы «жить в нашем доме»
Слайд 65
Диагностика – IV этап
Игровая задача: обозначение замысла, соответствие
последовательности задач жизненной логике (в рамках одной предметной ситуации).
Игровое
действие: а) замена словом или жестом, б) самостоятельный побор и называние заместителей, в) частое обращение к кукле.
Материал: тот же.
Методика: наблюдение.
Слайд 66
V этап
развитие ролевого поведения
Предпосылки перехода к ролевой
игре:
Способность вообразить и представить себя кем-то другим
Способность относить ряд
игровых задач к одному действующему лицу
Слайд 67
Технологическая карта («радуга»)
Игра в животных
Описание некоторых особенностей животного
(внешний вид, где живет, что любит)
Привлечение детей к игре
Вопросы
на закрепление в роли
Выполнение игровых действий (любых)
Логическое завершение игры
Слайд 68
Технологическая карта - продолжение
Игра во взрослых – представителей
знакомых профессий (врач, повар, дворник, фотограф и т.п.):
Показ ролевого
поведения (без побуждения к повторению): назвать себя, использовать выразительный атрибут, выполнить 2-3 игровых действия в роли.
Размещение игровых атрибутов, элементов спецодежды в игровом центре (если ребенок входит в роль без них – не напоминать об их использовании)
Слайд 69
Технологическая карта – V этап
Вопросы после совершения действия:
«Ты как врач лечил Мишку?»
Вопросы по ходу игры: «Кто
купает Мишку?»
Вопросы до игры: «Кем ты будешь?»
Слайд 70
Диагностика – V этап
Игровая задача: принятие роли; постановка
игровых задач, связанных с ролью.
Игровое действие: обозначающие действия разных
уровней (схема, заместитель, жест, слово), использование различных средств выразительности (тон, мимика, жесты, характерные движения) для передачи особенностей персонажа.
Количественный анализ: устойчивость, разнообразие игровой деятельности.
Слайд 72
Центр конструктивных действий
- стол для конструктивной деятельности,
- корзины
для мобильного размещения материала,
- наборы настольного строительного материала (кирпичи,
кубы, разные пластины, призмы, цилиндры, полукубы),
- набор крупного строительного материала (кирпичи, кубы, призмы…)
- наборы лего крупного и среднего размера,
- набор крупных мягких модулей (для постройки мебели, машин)
- коробки с прорезями в виде окон (для домов, машин, поездов),
- пластиковые емкости,
- картинки с изображением построек,
- игрушки для обыгрывания построек (животные, машины)
Слайд 73
Разновидности предметных действий
Слайд 74
Сенсорный центр
настенные или напольные сенсорные коврики,
крупная мозаика,
крупные картинки-пазлы (из 2-15 частей),
наборы кубиков с предметной картинкой
(из 4 частей),
пирамидки конусные,
пирамидки с 5-7 кольцами убывающей величины (мягкие, пластмассовые, деревянные),
-пирамидки с разноцветными шариками или кольцами,
матрешки 3-5местные,
наборы предметов-вкладышей (от 2 до 9 элементов),
«занимательные коробки» и фигурные доски с вкладками разных форм (до 9) или разной величины (до 5),
коробки с разными крышками.
Слайд 75
Материалы для развития движений
горка, лесенка, кольца, перекладина, маты
туннель с домиком, арки для подлезания,
крупные мягкие модули, мягкое
бревно,
крупные машины, качалки, самокаты, велосипеды,
массажные коврики, дорожки,
набор кубов с отверстиями,
скамейки, веревки, гимнастические палки,
кегли, обручи, кольца, тележки, машинки
мячи разных размеров (в т.ч. массажные), корзины,
поролоновые или надувные мячи, прикрепленные на резинках к потолку
Слайд 76
Центр развития речи
набор игрушек-животных,
доска (магнитная или фланелеграф)
плоскостные и
силуэтные фигурки животных, предметов,
сюжетно-дидактическое панно на липучках, кнопках,
детские
книги, книги-ширмы,
наборы предметных картинок (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии и др.),
наборы сюжетных картинок,
серии картинок для установления последовательности действий и событий,
разрезные картинки (из 2-4 частей) по темам,
парные картинки,
лото (пластиковое, картонное) разной тематики