Слайд 2
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный
комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми
в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
Слайд 3
Сарафан – одна из главных деталей народного русского
женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с
рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности.
Слайд 4
В русских деревнях сарафан играл особую роль, по
нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем
ли, есть ли дети) и о настроении (были костюмы для праздника и для кручины). Позднее, с приходом к власти Петра I изменился облик богатого русского сословия. Традиционный русский сарафан теперь считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей.
Слайд 5
Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма
был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная
вышивкой и камнями.
Слайд 6
Если незамужние девушки могли носить одну косу или
расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке
2 косы и всегда носили головной убор.
Слайд 8
Косоворотка
- исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая
располагалась асимметрично: сбоку (рубаха с косым воротом, а не
посередине переда. Воротник - крохотная стойка.
Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти.
Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.
Слайд 10
Был в истории русской моды и такой головной
убор как картуз. Картуз - мужской головной убор с
козырьком. Он был создан для лета из сукна фабричной выработки, трико, плиса, бархата, на подкладке.
Слайд 11
Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, гармошка,
колокола и другие.
Слайд 12
Русский народный танец — русское народное танцевальное искусство, представленное в
виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Для мужской
пляски характерны удаль, широта души, юмор; женский танец отличается плавностью, величавостью, лёгким кокетством]. Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.
Слайд 13
женский танец отличается плавностью, величавостью, лёгким кокетством
Слайд 14
Во всём танцевальном искусстве Европы не сыскать такого
танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если
она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской.
Слайд 15
Основным или первым блюдом русской кухни являются супы
или похлебки. Среди первых блюд наибольшее распространение получили щи,
борщ, рассольник, солянка, уха, супы грибные и овощные, окрошка, ботвинья. Наибольшей популярностью во всем мире пользуются русские щи и борщи.
Слайд 16
Как правило, в качестве вторых блюд русской кухни
использовались каши. Каша считалась непременным атрибутом любого стола в
любое время, сложилась даже поговорка: щи да каша — пища наша.
Каши заправляли сливочным и топленым маслом, медом, ягодами и фруктами.
Слайд 17
Блины – русское национальное блюдо, которое пришло в
наши дома из глубины веков. Каких только разновидностей этого
кулинарного изыска не придумали наши предки. В каждом доме у хозяйки был свой особый, передаваемый из поколения в поколение, рецепт.
Слайд 18
Русские пироги в русской кухне занимали особое место:
без них не обходился ни один праздник. Пекли именинные,
крестильные, свадебные русские пироги; из пресного, дрожжевого, слоеного теста; открытые и закрытые; маленькие пирожки и большие пироги; со всевозможными начинками: с яйцом и луком, с грибами и картофелем, говядиной и бараниной, из рыбы — рыбники, из курятины — курники, из ягод — ягодники.
Слайд 19
Недаром бытовала пословица: «В пирог все завернешь». Русские
пироги, выпеченные кому-либо в дорогу перед отъездом из дому,
назывались подорожниками. Были особые хлебальные русские пироги — с них срезали корку, а начинку ели ложками.
Слайд 21
В русской кухне соленья и квашенья занимают совершенно
особое место. Ведь как еще пережить долгую зиму с
заготовками и сохранить урожай, не имея уксуса?
Именно в России накоплен огромный народный опыт по заготовкам овощей в бочках без уксуса, за счет молочнокислого брожения.
Слайд 22
Соленья, мочения и квашения считаются традиционно русскими способами
заготавливать впрок овощи, фрукты, ягоды и грибы.
Слайд 23
Масленица — излюбленный народный праздник. Традиции и обычаи масленичной недели
пришли к нам из глубокой древности и по сей день остаются
неизменными.
Народные традиции и обычаисопутствуют многим праздникам, но Масленица — особое время, много значившее для наших предков. Это переломный период, когда зима встречается с весной. Наступление долгожданных погожих деньков и проводы надоевшей зимней стужи — одна из ключевых традиций.
Праздничные гуляния на улице давали людям возможность объединиться и весело провести время, ведь совсем скоро наступала весенняя страда — пора, когда начинались посевные и земледельческие работы. Также во время гуляний старшее поколение договаривалось о скорых свадьбах, женихи присматривали невест, а девушки тайком гадали на суженого. Народные поверья гласят, что тот, кто не веселится в масленичную неделю, будет жить в беде и горе.
Гуляния на улице сопровождались шуточными кулачными боями, игрой «стенка на стенку», демонстрации ловкости, катанием с гор на санях, а также в подводах с лошадьми под веселые песни и частушки. Традиционной была и забава лазания по гладкому столбу за призами. Родственники обходили каждый дом и одаривали друг друга небольшими сувенирами и подарками.
Слайд 25
Детям взрослые мастерили деревянные и глиняные свистелки. Веселой гурьбой
малыши бегали по улицам и свистели, подражая птичьим трелям. Эта традиция
также относится к призыву весеннего пробуждения земли. Дети постарше ходили и колядовали с веселыми песнями, выпрашивая вкусное угощение. Взрослые отвечали им низкими поклонами, давали сладости и просили передать родителям пожелания здравия и счастья.
Слайд 26
Одним из самых захватывающих и зрелищных действий, пожалуй, можно назвать
сжигание чучела зимы. Соломенную фигуру, символизировавшую уходящие холода, наряжали
в старую одежду. Сжигание чучела напоминало о скором потеплении, а также давало возможность избавиться от негатива в домах. В костер кидали ненужные поломанные вещи и старую утварь. Повсеместно люди зажигали костры, которые своим теплом топили остатки снега.
Слайд 27
Пасха – это чудесный праздник, полный света и
радости, один из древнейших праздников христиан и самый главный
в церковном богослужении. Это праздник триумфа жизни над смертью,
Слайд 28
С древнейших христианских времён сложилась традиция совершать Пасхальное богослужение
ночью. Оно всё буквально пронизано оптимизмом.
К вечеру Пасхи начинаются
народные празднества. В России народные гуляния с играми, хороводами, качелями назывались Красная горка и в разных местностях продолжались от одного дня до 2-3-х недель.
В царской России пасхальными яйцами «христовались», по очереди стукаясь разными концами. Дети устраивали игры-«покатушки», соревновались, у кого яйцо укатится дальше. Дети любили стукаться яйцами друг с другом («чокаться»), выигрывал тот из них, чье яйцо осталось целым. Пасхальные яйца катали и по земле, чтобы сделать ее
плодороднее. В русской культуре пасхальное крашеное яйцо символизировало возрождение, новую жизнь.
Слайд 30
В день Святой Троицы в храмах проходит торжественное праздничное богослужение,
отличающееся необычайной пышностью и красотой. Согласно канону, священники проводят службу
в одеждах зеленого цвета: этот оттенок символизирует животворящую, созидающую силу Святой Троицы. По этой же причине одним из главных символов праздника считаются березовые ветви — ими по традиции украшают храмы и дома — и свежескошенная трава, которой выстилают пол в церквях. Бытовало поверье, что пучок ветвей, использовавшихся в качестве церковного убранства, может стать прекрасным оберегом и защитить дом от невзгод, поэтому их часто забирали с собой и хранили в течение всего года. Считалось, что травы в день Святой Троицы наделяются особой силой, поэтому собирательством целебных растений занимались именно в это время. Существовал даже обычай ронять слезы на пучок травы, ставя свечу в честь праздника — чтобы лето не принесло засухи, а почва была плодородной и радовала своими дарами.
Праздник Троицы – один из красивейших праздников в православии. Он всегда приходится на такое время, когда начинают распускаться первые листочки на деревьях. Поэтому дома и церкви в этот праздник народ украшает зелеными ветвями березы, клена, рябины
Обычаи большинства праздников начинаются с уборки дома. Только после того, как помещение засверкает чистотой, женщины украшали комнаты зелеными ветвями, цветами. Они – символ плодородия, богатства. Хозяйки готовили праздничный стол – стряпали пироги и пряники, варили кисель
Слайд 31
Народные гуляния устраивались в лесах, полях. Люди водили
хороводы, играли, пели песни. Девушки плели венки и спускали
их по реке. Такое гадание помогало узнать, какая судьба ждет в ближайший год. - Читайте подробнее на
Слайд 33
Можно выделить следующие отличительные черты в казахском костюме:
верхняя
одежда имеет характер распашной и всегда запахивается на левую
сторону. Это присуще мужским и женским костюмам;
приталенный крой;
женские костюмы богато украшены оборками, роскошной бахромой и каймой;
присутствие высоких шапок, которые украшаются драгоценными камнями, а также перьями или вышивкой;
вышивка отражает национальный орнамент, выполняется в виде люрекса, узорчатого тканья;
распространенны материалы – кожа, мех, шерстяное сукно, войлок.
Цвета казахского костюма традиционно были и остаются яркиеми и сочными. Они свидетельствуют о богатстве, достатке, роскоши. Это все оттенки зелёного, синего, золотого, красного, которые можно увидеть и в женских, и мужских нарядах.
Казахская национальная обувь отражает кочевую жизнь этой народности. Из-за необходимости в постояннй перемене мест в ней преобладают высокие сапоги. В широкие голенища удобно заправлять штаны для большей сохранности тепла.
Слайд 37
Казахское национальное блюдо -
баурсаки.
Слайд 38
Среди казахских национальных праздников одним из самых крупных был Наурыз
или Новый Год. Народы Средней Азии и казахи празднуют
его 22 марта. Торжество продолжается три дня, во время которых люди поздравляет родных, близких, соседей, готовят национальное блюдо «наурыздык», устраивают различные игры и развлечения.
Весной также отмечался праздник, связанный с перемещением аула с зимней стоянки на летнюю, а осенью отмечалась перекочевка на прежнюю стоянку.
Среди казахов был распространен ислам, в связи с чем было принято отмечать основные мусульманские праздники:
• праздник разговения (ураза айт),
• праздник жертвоприношения (курбан айт).
Слайд 41
В национальном костюме татар представлены в гармоничном сочетании
ткани ярких «восточных» цветов, головные уборы с непростым орнаментом,
обувь разных видов и назначений, изящные и сложные ювелирные украшения. За счет всех этих элементов формируется особенный характер национальной татарской одежды.
Основу традиционного костюма татар составляют шаровары (ыштан) и рубаха-платье (кулмэк). Поверх рубахи традиционно надевали кафтан или халат. Причем само слово «халат» имеет арабские корни и очень созвучно с подобным элементом арабской одежды – хильгатом.
Также татары часто надевали чобу. Это была легкая верхняя одежды без подкладки, достигавшая длины чуть ниже колена. Обычно ее шили из льняных или конопляных тканей.
Обычно верхняя распашная одежда татар не имела застежек, поэтому несомненным атрибутом национального костюма является пояс. Он мог в равной степени быть сшитым из ткани или связанным из шерсти.
Еще одним отличительным моментом татарской одежды была ее трапециевидная форма. А также большой размер и удивительная яркость тканей. Для татаров было характерно надевать большое количество украшений, что только добавляло яркости образу.