Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему к урокам изобразительного искусства, литературного чтения Виктор Васнецов Богатырь русской живописи

Жизнь и эпоха. Виктор Васнецов родился 3 мая (15 мая) 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Все его деды и
Богатырь русской живописиВиктор Михайлович Васнецов Жизнь и эпоха.       Виктор Васнецов родился Детей священников туда принимали бесплатно. Впрочем, Слава художника росла – Знаменитые работы. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880 г. Вечный сон     Лицо павшего богатыря выражает спокойствие; в Стервятники, дерущиеся в воздухе, - не только Знаменитые работы. «Аленушка» 1881 г.       Васнецов Лицо, скорбно и напряженно сцепленные пальцы, сама Птицы, сидящие на ветвях деревьев, Знаменитые картины «Богатыри» 1881-1898 гг. Эта картина Васнецова – по настоящему народный шедевр. «Богатыри» занимают особое место Васнецов эти факты, несомненно, знал и учитывал, создавая величественный образ знаменитого русского Упряжь «А и конь под Ильей лютый зверь», - свидетельствует сказание. На Добрыня Никитич      Добрыня написан Васнецовым в соответствии Настенные росписи       Более десяти лет жизни Поэма семи сказок     К русскому народному эпосу. К Богатырская тема      Эта тема – важнейшая для Сделанное Васнецовым громадно и еще долго будет давать о себе знать в
Слайды презентации

Слайд 2 Жизнь и эпоха.

Жизнь и эпоха.    Виктор Васнецов родился 3 мая

Виктор Васнецов родился 3 мая (15 мая) 1848

года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Все его деды и прадеды были священниками. Спустя два года после рождения сына отец Михаил получил новый приход – в селе Рябово. В Рябове прошло детство будущего художника. У Виктора было пять братьев, один из них, Аполлинарий, впоследствии тоже стал выдающимся живописцем.
Между тем Васнецовы жили совсем просто – как и большинство семейств сельских священников. Простые русские священники всегда вели полную трудов и забот о пастве жизнь.
Отец Михаил с пониманием относился к рано проявившимся художественным увлечениям сына, но финансовое положение семьи не оставляло вариантов – Виктору в десятилетнем возрасте пришлось поступить в Вятское духовное училище, а спустя четыре года, в 1862 году, в Вятскую духовную семинарию.

Слайд 3 Детей священников

Детей священников туда принимали бесплатно. Впрочем, семинарии Васнецов

туда принимали бесплатно. Впрочем, семинарии Васнецов не окончил, уйдя

с предпоследнего, философского курса и, с благословения отца, отправившись в Петербург поступать в Академию художеств. Это случилось в 1867 году. Появился в столице с 10 рублями в кармане.
Успешно сдав экзамен по рисованию в 1868 года приступил к занятиям в
Академии , где близко сошелся с Репиным.
Академии Васнецов не окончил – его влекла иная жизнь. В 1876 году он уехал за границу и более года жил в Париже. По возвращении В Россию Васнецова приняли в товарищество передвижных художественных выставок.
О произошедших переменах в творчестве художника
возвестило показанное в 1880 году полотно «После
побоища Игоря Святославича с половцами», созданное
по мотивам «Слова о полку Игореве». В 1885 году –
перебирается в Киев и начинает расписывать
Владимирский собор. После этого В.Васнецов
стал популярным русским иконописцем, ему подражали,
на него посыпался дождь церковных заказов.

Слайд 4

Слава художника росла – особенно после триумфальной

Слава художника росла – особенно после триумфальной персональной выставкти1899

года, где он показал публике своих «Богатырей». В 1893 году Васнецов получает звание действительного академика живописи, годом ранее – профессора Академии. В 1900 году создает эскиз фасада Третьяковской галереи в Москве.
Революции Васнецов не принял. Он доживал свою долгую жизнь в стране, которую уже не мог назвать любимой Россией (СССР). Художественные журналы громили его творчество. Но до последних дней Васнецов не выпускал кисти из рук. Он умер в своем московском доме 23 июля 1926 года – последняя работа художника, портрет его старого товарища и во многом ученика, продолжившего его дело, М.Нестерова, остался неоконченным.

Слайд 5 Знаменитые работы. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880 г.

Знаменитые работы. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880 г.

Слайд 6 Вечный сон
Лицо павшего

Вечный сон   Лицо павшего богатыря выражает спокойствие; в нем

богатыря выражает спокойствие; в нем нет ни следа злобы

или ярости; он словно заснул до поры.




Нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока, является композиционным и смысловым центром работы, во многом объясняя царящую в ней величавую умиротворенность

Слайд 7 Стервятники, дерущиеся в

Стервятники, дерущиеся в воздухе, - не только реалистическая

воздухе, - не только реалистическая деталь, но и символ,

соотносящийся с общим пафосом картины. Они обозначают (в православной символике) бесов, рвущих души людей.





Переплетенные тела русского воина и половца переносят нас в атмосферу свирепого боя, который шел на этом поле боя совсем недавно.

Слайд 8 Знаменитые работы. «Аленушка» 1881 г.

Знаменитые работы. «Аленушка» 1881 г.    Васнецов как-то признался

Васнецов как-то признался Рериху, что «Аленушка» – его

любимейшее произведение.
Он начал писать эту картину на сюжет русской сказки летом 1881 года в Ахтырке под Абрамцевом.
Завершая работу над ней зимой в Москве, художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых, где упоенно слушал Баха, Моцарта, Бетховена, - быть может, именно поэтому само полотно вышло из-под его кисти столь музыкальным.
«Картина как будто давно жила в моей голове, - рассказывал Васнецов, - но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах…
Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Слайд 9 Лицо, скорбно и

Лицо, скорбно и напряженно сцепленные пальцы, сама поза

напряженно сцепленные пальцы, сама поза – все говорит о

глубокой грусти героини этого полотна.






Темная вода омута будто притягивает потерявшую себя от отчаяния Аленушку. Это была одна из первых русских картин, где переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы.






Слайд 10 Птицы,

Птицы, сидящие на ветвях деревьев, словно оберегают

сидящие на ветвях деревьев, словно оберегают девушку от неверного

шага; кажется, они вот-вот заговорят человеческими голосами, и это ощущение точно соответствует атмосфере русской сказки.





Загрубевшие ноги Аленушки недвусмысленно указывают нам на «крестьянский» прототип, с которого Васнецов писал свою героиню.

Слайд 11 Знаменитые картины «Богатыри» 1881-1898 гг.

Знаменитые картины «Богатыри» 1881-1898 гг.

Слайд 12 Эта картина Васнецова – по настоящему народный шедевр.

Эта картина Васнецова – по настоящему народный шедевр. «Богатыри» занимают особое

«Богатыри» занимают особое место в творчестве художника. Он работал

над полотном почти тридцать лет. Художник признавался: ««Богатыри» были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…»

В центр композиции этого шедевра помещен Илья Муромец, любимейший герой русских былин. Сказания об Илье Муромце – о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах – сопровождают каждого русского человека с детства. Менее известно то, что Илья Муромец – вполне реальный персонаж отечественной истории, что подтверждают письменные источники. Закончив свои ратные труды по охране родины, он «роздал нажитые богатства на украшение храмов», постригся в монахи в Киево-Печорском монастыре, прославился уже молитвенными подвигами и до сих пор пребывает нетленным. Русская православная церковь причислила его к лику святых в середине XVII века.


Слайд 13 Васнецов эти факты, несомненно, знал и учитывал, создавая

Васнецов эти факты, несомненно, знал и учитывал, создавая величественный образ знаменитого

величественный образ знаменитого русского богатыря. При этом старался по

возможности точно воспроизвести реалии исторического времени – военная амуниция, упряжь лошадей, одежда не являются плодом художественной фантазии; все это Васнецов видел в музеях, встречал (описания и изображения) в исторической литературе. Продумано до мелочей и колористическое решение картины – цвета русских полей, на защиту которых выехали богатыри. Сложным образом перекликаются с цветами их одежды и вооружения. Как это «сделано» – художник решил показать на примере центральной фигуры этого полотна – фигуры Ильи Муромца.

Илья Муромец
«Матер этот человек Илья Муромец», - образно говорит о знаменитом витязе былина. Васнецов изображает его простым бесхитростным человеком и могучим воином. Кряжистость, основательность, спокойная сила, боевой опыт сочетаются в Илье Муромце с благостью, великодушием и добродушием.


Слайд 14 Упряжь «А и конь под Ильей лютый зверь», -

Упряжь «А и конь под Ильей лютый зверь», - свидетельствует сказание.

свидетельствует сказание. На строптивость нрава верного товарища Ильи Муромца

указывает массивная металлическая цепь, которой только и можно обуздать его.

Ракурс
В ранних набросках линия горизонта располагалась значительно ниже; в картине Васнецов значительно поднял ее – в результате зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх.
Этот прием позволил художнику «расширить» пейзаж, значительно подробнее показав ту землю, оборонять которую вышли русские витязи.

Психологическая деталь
Картина Васнецова полна психологических деталей, уточняющих образы ее персонажей. К таким деталям относятся гусли, прикрепленные к седлу Алеши Поповича, - эти гусли подсказывают зрителю, что перед ними не только храбрый воин, но и весельчак, гусляр и песенник.


Слайд 15 Добрыня Никитич
Добрыня

Добрыня Никитич   Добрыня написан Васнецовым в соответствии с представлениями

написан Васнецовым в соответствии с представлениями народного эпоса, характеризующего

этого богатыря как человека опытного, мужественного, предусмотрительного и образованного ( в молодости он прошел «школу» у шести старцев). «Дело мое поляковать в поле чистом; биться с ворогами сильными, боронить людей добрых», -доносят до нас былины голос Добрыни.

Меч-кладенец.
Добрыня решительно вынимает из ножен свой меч, готовый броситься в сечу. С образом этого богатыря связано множество чудес. «Добрынюшка напялил на плечи броню заговоренную, ту броню не срубит никакой булат». И меч у него не простой, а волшебный: меч-кладенец от самого Змея Горыныча. Тоже, значит, заговоренный.



Слайд 16 Настенные росписи

Настенные росписи    Более десяти лет жизни (1885-1896) Васнецов

Более десяти лет жизни (1885-1896) Васнецов отдал росписи Владимирского

собора в Киеве, посвященного 900-летию крещения Руси. Живописец называл эту работу своим «путем к свету». Написанная Васнецовым в апсиде алтаря фигура Богоматери с Младенцем (слева) – одна из вершин русской иконописи; в этом образе поиски идеала духовной красоты, предпринятые художником, получили свое завершение.
Внизу воспроизведена фреска «Радость праведных и Господе (Преддверие рая)», находящаяся в барабане главного купола.

Слайд 17 Поэма семи сказок
К

Поэма семи сказок   К русскому народному эпосу. К русской

русскому народному эпосу. К русской сказке Васнецов обратился еще

в 1880 годы. Его сказочные произведения – не иллюстрации к устному народному творчеству. А акт поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой «действительности».
Начиная с 1900 года и до конца своей жизни художник с увлечением писал «Поэму семи сказок»

Слайд 18 Богатырская тема
Эта

Богатырская тема   Эта тема – важнейшая для Васнецова, он

тема – важнейшая для Васнецова, он не оставлял ее

всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к «богатырским темам», называли «истинным богатырем национальной живописи». По сути, все васнецовские «богатыри» – это все то же, по словам Н.Рериха, «искание Руси, не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине». Эти искания и определили непреходящую художественную ценность васнецовского творчества.

  • Имя файла: prezentatsiya-k-urokam-izobrazitelnogo-iskusstva-literaturnogo-chteniya-viktor-vasnetsov-bogatyr-russkoy-zhivopisi.pptx
  • Количество просмотров: 123
  • Количество скачиваний: 0