Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему спользование блоков Дьенеша для развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬОдна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению,
Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории - Хайруллина Татьяна Васильевна АКТУАЛЬНОСТЬОдна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование «Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ Цель: Развитие познавательных и творческих способностей у дошкольниковЗадачи:Развивать мыслительные умения: ИГРАЯ С БЛОКАМИ ДЕТИ УЧАТСЯ:1.Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать КАРТОЧКИ С СИМВОЛАМИ СВОЙСТВ РАБОТА С КАРТОЧКАМИНа карточках условно обозначены свойства блоков:-цвет - пятно-форма – геометрическая ФОРМЫ РАБОТЫ С БЛОКАМИОрганизованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»)Самостоятельная деятельность Методы и приемы работы-Инструкции-Пояснения, разъяснения, указания-Вопросы-Словесные отчеты детей о выполнении задания-Контроль, оценкаУсловия 1 ЭТАП  ЗНАКОМСТВО С БЛОКАМИВозраст: 3 – 4 годаЗадачи:-Познакомить детей с 2 ЭТАП   «ВЫЯВЛЕНИЕ И АБСТРАГИРОВАНИЕ СВОЙСТВ» Возраст: 4 -5 летЗадачи:-Развивать ИГРА «НАЙДИ ФИГУРУ»Задачи:-Знакомить с логическими блоками-Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»Задачи: -Развивать умение группировать, классифицировать блоки по величине, цвету и ИГРА «СОБЕРИ БУСЫ»Задачи:Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот рядЗакрепить знания ИГРА «ВТОРОЙ РЯД» Задачи: -Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, ИГРА «КАКАЯ ФИГУРА ЛИШНЯЯ?»Задачи:-Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму (цвет, Задачи:-Развивать умение анализировать форму предметов- Развивать умение сравнивать по их свойствамРазвивать художественные Игра «Наряди елочку»Задание: Сказочный герой прислал письмо с карточками, на которых было Игра «Построй дорожку»Задачи:-Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма), ИГРА «ПОМОГИ СКАЗОЧНОМУ ГЕРОЮ» Задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигурРазвивать наблюдательность, Игра «Волшебное дерево»Задачи:-Развивать представления детей о символическом изображении предметов-Развивать умение классифицировать блоки Игры с обручамиЦели:Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с 4 ЭТАП  «ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ»Возраст: 6 – 7летЗадачи:-Развивать умение производить ИГРА «МОЗАИКА ЦИФР»Задачи: -Развивать умение декодировать информацию, изображенную на карточке, выбирать блоки ИГРА «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД»Задачи: -Развивать способности к логическим действиям и операциям-Развивать умение декодировать ИГРА «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД» РЕЗУЛЬТАТДети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а так
Слайды презентации

Слайд 2 АКТУАЛЬНОСТЬ
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка -

АКТУАЛЬНОСТЬОдна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума,

развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,

которые позволяют легко осваивать новое.
На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.
Поэтому при подготовке к школе важно познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Развитое логическое мышление - это не природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.  
В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются «Логические блоки Дьенеша».

Слайд 3 «Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком

«Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

Золтаном Дьенешем.
Это универсальный дидактический материал, позволяющий

успешно реализовывать задачи познавательного развития детей
Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
цветом - красные, желтые, синие
размером - большие и маленькие
толщиной - толстые и тонкие.



Слайд 4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ Цель: Развитие познавательных и творческих способностей у дошкольниковЗадачи:Развивать мыслительные

у дошкольников
Задачи:
Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование,

кодирование и декодирование информации (расшифровывать)
-Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером
-Развивать пространственные представления.
-Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
-Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.


Слайд 5 ИГРАЯ С БЛОКАМИ ДЕТИ УЧАТСЯ:
1.Выявлять в объектах разнообразные

ИГРАЯ С БЛОКАМИ ДЕТИ УЧАТСЯ:1.Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их,

свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие
2.Абстрагировать и удерживать

в памяти одно, одновременно два или три свойства
3. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого

Вывод:
Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.

Слайд 6 КАРТОЧКИ С СИМВОЛАМИ СВОЙСТВ

КАРТОЧКИ С СИМВОЛАМИ СВОЙСТВ

Слайд 7 РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
На карточках условно обозначены свойства блоков:
-цвет

РАБОТА С КАРТОЧКАМИНа карточках условно обозначены свойства блоков:-цвет - пятно-форма –

- пятно
-форма – геометрическая фигура
-размер – силуэтом домика (большой,

маленький)
-толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)
Подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Вывод:
Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению.

Слайд 8 ФОРМЫ РАБОТЫ С БЛОКАМИ
Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная

ФОРМЫ РАБОТЫ С БЛОКАМИОрганизованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»)Самостоятельная

программа «Занимательная математика»)
Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие

игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения )
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры)
-В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
- В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;




Слайд 9 Методы и приемы работы
-Инструкции
-Пояснения, разъяснения, указания
-Вопросы
-Словесные отчеты детей

Методы и приемы работы-Инструкции-Пояснения, разъяснения, указания-Вопросы-Словесные отчеты детей о выполнении задания-Контроль,

о выполнении задания
-Контроль, оценка

Условия работы
-Поощрять все усилия детей и

стремление узнать новое
-Избегать отрицательных оценок результатов деятельности
-Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями

Слайд 10 1 ЭТАП ЗНАКОМСТВО С БЛОКАМИ
Возраст: 3 – 4

1 ЭТАП ЗНАКОМСТВО С БЛОКАМИВозраст: 3 – 4 годаЗадачи:-Познакомить детей с

года
Задачи:
-Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной
Дети

играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели


Слайд 11 2 ЭТАП «ВЫЯВЛЕНИЕ И АБСТРАГИРОВАНИЕ СВОЙСТВ»
Возраст: 4

2 ЭТАП  «ВЫЯВЛЕНИЕ И АБСТРАГИРОВАНИЕ СВОЙСТВ» Возраст: 4 -5 летЗадачи:-Развивать

-5 лет
Задачи:
-Развивать умение выявлять в предметах от одного до

четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других
-Развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает
-Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)
Игры:
«Найди такую же фигуру»
«Найди не такую же фигуру»
«Наведи порядок»
«Кто быстрее соберет блоки»
 «Волшебный мешочек»
«Собери бусы»
«Цепочка»


Слайд 12 ИГРА «НАЙДИ ФИГУРУ»
Задачи:
-Знакомить с логическими блоками
-Закрепить название геометрических

ИГРА «НАЙДИ ФИГУРУ»Задачи:-Знакомить с логическими блоками-Закрепить название геометрических фигур, основных цветов,

фигур, основных цветов, понятия «большой- маленький», «толстый – тонкий»
-Развивать

умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.
Задание:
- «Найди такую(не такую) фигуру по форме( цвету, величине, толщине)

Слайд 13 ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»
Задачи:
-Развивать умение группировать, классифицировать блоки

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»Задачи: -Развивать умение группировать, классифицировать блоки по величине, цвету

по величине, цвету и т.п.
-Развивать мелкие мышцы рук
-Закрепить знания

о геометрических фигурах
Задание:
1. Найди в мешочке большой квадрат( маленький круг) и.т.д.
2. Расскажи о его свойствах


Слайд 14 ИГРА «СОБЕРИ БУСЫ»
Задачи:
Учить находить закономерности в ряду картинок

ИГРА «СОБЕРИ БУСЫ»Задачи:Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот рядЗакрепить

и продолжать этот ряд
Закрепить знания о геометрических фигурах
Задание:
Собери бусы, не

ставя рядом фигуры одинаковые по форме (по цвету, по величине и.т.д.)

Слайд 15

3 ЭТАП

3 ЭТАП «СРАВНЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОБЩЕНИЕ »

Возраст 5 – 6 лет
Задачи:
- Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам
- Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам
Игры:   
«Второй ряд»
«Построй дорожку»
«Что изменилось»
«Какая фигура лишняя?»
«Игры с обручами»


Слайд 16 ИГРА «ВТОРОЙ РЯД»
Задачи:
-Развивать внимание, умение анализировать

ИГРА «ВТОРОЙ РЯД» Задачи: -Развивать внимание, умение анализировать и делать

и делать выводы, объяснять, развивать связную речь, умение находить

закономерности
Задание:
- Построить второй ряд к выложенным 5-6 фигурам по предложенным вариантам)
- Построить так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другой формы (цвета, размера)
- Построить так, чтобы оказалась фигура той же формы, но другого размера (цвета) ;
- Построить так, чтобы оказалась фигура, другая по цвету и размеру;
- построить так, чтобы оказалась фигура, не такая по форме, размеру и цвету.

Слайд 17 ИГРА «КАКАЯ ФИГУРА ЛИШНЯЯ?»
Задачи:
-Учить детей находить лишнюю фигуру,

ИГРА «КАКАЯ ФИГУРА ЛИШНЯЯ?»Задачи:-Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму

ориентируясь на форму (цвет, размер)фигур
-Учить решать задачи – головоломки


-Закрепить знания геометрических фигур
- Развивать смекалку, сообразительность, умение доказывать свою точку зрения
Задание:
- Догадайся, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине)



Слайд 18 Задачи:
-Развивать умение анализировать форму предметов
- Развивать умение сравнивать

Задачи:-Развивать умение анализировать форму предметов- Развивать умение сравнивать по их свойствамРазвивать

по их свойствам
Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения,

композиции)
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Задание: «Напишите картины» по эскизам 

ИГРА «ХУДОЖНИКИ»


Слайд 19 Игра «Наряди елочку»
Задание: Сказочный герой прислал письмо с

Игра «Наряди елочку»Задание: Сказочный герой прислал письмо с карточками, на которых

карточками, на которых было показано, как можно нарядить елочку

к новогоднему празднику с помощью блоков.

Задачи: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок


Слайд 20 Игра «Построй дорожку»
Задачи:
-Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических

Игра «Построй дорожку»Задачи:-Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер,

фигур: цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких.
-Развивать

практически-действенное мышление.
Материал:
лабиринт из склеенных полосок бумаги
набор блоков
карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма)
Задание:
-Построй в городе дорожки для пешеходов и автомобилей. Правила построения дорожек записаны в таблицах

Слайд 21 ИГРА «ПОМОГИ СКАЗОЧНОМУ ГЕРОЮ»
Задачи:
Упражнять детей в группировке

ИГРА «ПОМОГИ СКАЗОЧНОМУ ГЕРОЮ» Задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигурРазвивать

геометрических фигур
Развивать наблюдательность, внимание и память
Задание:
- Разделите фигуры между

сказочными героями так, чтобы:
- У Буратино оказались все синие квадраты
- Чтобы Карандашу достались все желтые
- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Слайд 22 Игра «Волшебное дерево»
Задачи:
-Развивать представления детей о символическом изображении

Игра «Волшебное дерево»Задачи:-Развивать представления детей о символическом изображении предметов-Развивать умение классифицировать

предметов
-Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и выделять

основные признаки.
-Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
Материал: изображение дерева, на ветках которого представлены символы фигур-«листьев», набор блоков Дьенеша

Задание: Давайте вырастим волшебное дерево, на котором вместо листьев – геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет «листочков» будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращают внимание на символы фигур-«листьев» (форму, размер).


Слайд 23 Игры с обручами
Цели:
Формирование операции классификации блоков по двум,

Игры с обручамиЦели:Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам

трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
Определение

областей пересечения в играх с обручами
Развитие логического мышления, внимания


Задание: Разложите блоки по обручам так, чтобы:
-в первой области должны находиться все желтые фигуры
-во второй области – все круглые
-в третьей – только желтые круглые


Слайд 24 4 ЭТАП «ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ»
Возраст: 6 –

4 ЭТАП «ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ»Возраст: 6 – 7летЗадачи:-Развивать умение производить

7лет
Задачи:
-Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»
- Развивать

умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям
- Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее
- Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению
- Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не»
Игры:
«Архитекторы»
«Логический поезд»
«Мозаика цифр»

Слайд 25 ИГРА «МОЗАИКА ЦИФР»
Задачи:
-Развивать умение декодировать информацию, изображенную

ИГРА «МОЗАИКА ЦИФР»Задачи: -Развивать умение декодировать информацию, изображенную на карточке, выбирать

на карточке, выбирать блоки по заданным свойствам
-Закрепить навыки

вычислительной деятельности
-Учить выбирать блоки по заданным свойствам
Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров, 12 числовых карточек, 15 предметных карточек, блоки
Ход игры: Дети распределяют между собой карточки с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на карточке, расшифровывает ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.

Слайд 26 ИГРА «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД»
Задачи:
-Развивать способности к логическим действиям

ИГРА «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД»Задачи: -Развивать способности к логическим действиям и операциям-Развивать умение

и операциям
-Развивать умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке
-Развивать

умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке
- Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами
Материал: Три паровоза разного цвета(синий, желтый, красный), на каждом поезде его номер: 1234, 4568, 9 10 11 12, 4 вагона, карточки с изображением отношений между числами, блоки
Ход игры: Педагог раскладывает поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств( карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями.
1. Распределение детей по командам
Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, находит число, обозначенное в поезде .и.т.д. Так все дети распределяются по поездам.
2. Перевозка груза
Поезда грузовые. Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами изменения свойств. Дети смотрят на карточки, которые разложены над вагонами и меняют блоки передвигая их из одного вагона в другой. Груз (блок) , с которого дети начинают путешествие кладут слева от поезда, а тот которым заканчивается путешествие - справа от поезда. Затем берется следующий груз и путешествие продолжается
Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза


Слайд 27 ИГРА «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД»

ИГРА «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД»

  • Имя файла: prezentatsiyaispolzovanie-blokov-denesha-dlya-razvitiya-logiko-–-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.pptx
  • Количество просмотров: 130
  • Количество скачиваний: 1