Слайд 2
Актуальность проекта
Почему нитью общения с детьми мы выбираем
сказку? А как же иначе, ведь в этой крепкой
ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Поиграем в сказку, малыш! Это принесёт тебе радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она - Театр! Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и… станет Волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Слайд 3
Цель проекта: Приобщить детей к театральной культуре.
Задачи проекта:
Создать
условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Учить
детей различным средствам импровизации.
Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
Обеспечить условия для взаимосвязи, театрализованной и других видов деятельности.
Участники проекта:
Воспитанники группы.
Воспитатели группы.
Родители детей группы.
Музыкальный руководитель.
На сколько рассчитан проект: на период пребывания ребёнка в ДОУ (4 года).
Слайд 4
Ожидаемые результаты:
Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
Значительное
расширение представлений детей о театральной культуре.
Создание предметной среды, способствующей
развитию у детей театральной культуры.
Формы работы:
организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
организация совместных с родителями мероприятий;
организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
организация посещений культурных мероприятий.
Формы работы с родителями:
Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
Открытые показы занятий и театральных представлений.
Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Слайд 5
Основные этапы реализации проекта:
1 этап
Предварительная работа
- Изучение методической
литературы.
- Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.
2 этап
Основная
работа
- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
3 этап
Заключительная работа
Содержание работы:
- Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.
Слайд 6
1 этап
Предварительная работа:
- изучение методической литературы;
- организация предметно-развивающей
среды.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
СанПиН.
Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович
«Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
Н.Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.
И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.
С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
Слайд 7
Организация предметно-развивающей среды.
Для успешной реализации задач проекта необходимо
создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Мини – сцена с ширмой.
Куклы
би-ба-бо.
Верховые куклы.
Куклы на гапите.
Плоскостные театры.
Фланелеграф.
Пальчиковые игрушки.
Театр мягкой игрушки.
Театр кружек.
Театр марионеток.
Маски.
Костюмерная с большим зеркалом.
Уголок ряжения.
Театр рукавичек.
Теневой театр.
Театр ложек.
Книги-раскладушки.
Конусные куклы.
Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные).
Атрибуты для танцевальных импровизаций.
Слайд 8
2 этап
Структура программы по реализации задач проекта.
Программа ориентирована
на всесторонне развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальности.
В ней систематизируются средства и методы театрально-игровой деятельности.
Основные задачи программы:
Последовательно знакомить детей с различными видами театра, приобщать к театральному искусству.
Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.
Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Совершенствование артистических навыков детей.
Структура программы:
Программа состоит из трёх разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 3-4 лет; от 4-5 лет; от 5-6 лет). В программе выделяются два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, средствами театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма.
Программа включает в себя следующие виды творческой деятельности:
- Игровое творчество;
- Песенное творчество;
- Импровизация на детских музыкальных инструментах;
- Основы кукловождения;
- Основы актерского мастерства;
- Основы кукольного театра;
- Драматизации.
Слайд 9
Песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, танцевальное
творчество, праздники, досуги планируются и проводятся совместно с музыкальным
руководителем на музыкальных занятиях и в свободное время.
Театральные занятия начинаются со второй младшей группы и проводятся 1-2 раза в неделю. В сетке занятий оно планируется обычно в первой половине недели. Занятие можно проводить утром и вечером на усмотрение воспитателя. Начиная со средней группы можно проводить два занятия в неделю. В старшей группе два занятия в неделю.
Материал для занятий берётся из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти» 2007 год.
Слайд 10
Вторая младшая группа
Содержание работы:
Побуждать интерес к театрально-игровым действиям,
создавать необходимые условия для её проведения.
Поощрять участие детей к
театрализованной деятельности, формировать положительное отношение к ней.
Закреплять представления об окружающих предметах. Учить детей называть предметы театрально-бытового оборудования.
Развивать умение следить за развитием действий в драматизациях и кукольных спектаклях.
Развивать речь детей с помощью кукольного и других видов театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
Побуждать сочинять сказку с помощью воспитателя, используя при этом настольный театр.
Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать внимание, память, мышление детей.
Формировать умение передавать средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами основные эмоции героев. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию на состояние других людей или персонажей.
Знакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
Обучать детей сопровождать движение кукол песенкой или словами.
Поощрять желание детей участвовать в импровизациях, поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.
Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Слайд 11
Театральные занятия во второй младшей группе:
На театральных занятиях
дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Можно
предложить придумывать небольшие истории, происходящие с игрушкой, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, находить выразительные интонации. При этом оказывать помощь можно наводящими вопросами, не давая при этом готового образца для подражания. Как бы примитивны не были истории, сочинённые малышами, необходимо обязательное поощрение. У ребёнка необходимо побудить желание играть с куклой. Разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощают малыша и на это нужно обратить внимание. На театральных занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе сверстников и взрослых.
Большое значение во второй младшей группе отводится работе над этюдами. Это-своеобразная школа, помогающая детям познавать секреты управления театральными куклами, основами актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это поможет им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном и других спектаклях. Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Во второй младшей группе можно разыграть с настольными куклами хорошо знакомые русские народные сказки: «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Бычок-Смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Здесь также можно предложить детям придумать диалог самим. К концу второй младшей группы дети уже должны овладеть навыками управления настольными куклами, могут до конца концентрировать своё внимание на кукле, внимательно слушают своего партнёра. Также дети могут самостоятельно сочинить небольшую сказку
Слайд 12
Средняя группа
Содержание работы:
Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Подводить
детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в
песенных и танцевальных импровизациях.
Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы для обозначения действий персонажей). Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, прямо, сбоку), характеризовать душевное состояние и настроение персонажей. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей.
Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.
Используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые, с помощью воспитателя и без него.
Стимулировать внимание, память, мышление и воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное состояние самого себя.
Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придумывать на заданный текст самостоятельно.
Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.
Поддерживать инициативу детей в импровизации на металлофоне
Поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными куклами.
Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.
Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками.
Для совершенствования театральных навыков в средней группе рекомендуется больше времени уделять индивидуальной работе во второй половине дня.
Слайд 13
Театральные занятия в средней группе:
В средней группе работа
с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приёмы кукловождения, придумывают
небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа по развитию творчества. Дети самостоятельно могут придумывать диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.
В конце сентября можно познакомить детей с театральной ширмой. В это время хорошо познакомить детей с куклой на гапите (гапит - это палка, на которую посажена кукла. Управление куклой на гапите требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё. Чтобы облегчить ребёнку управление куклой, их делают как можно более лёгкими (можно из картона).
На театральных занятиях детей уже можно знакомить с приёмами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых – научить ребёнка сосредоточивать своё внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Эти этюды помогают ребёнку посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Продолжается работа по развитию творчества, в которой тоже используются куклы на гапите. Дети могут сочинять небольшие сказки и песенки, которыми сопровождают движения кукол. Постепенно в действие можно вводить шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушка), которые придают к сочинённой ребёнком песенку новое звучание, развивают чувство ритма
С детьми можно разыгрывать русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя при этом куклы на гапите. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет лучше усвоить содержание полюбившегося произведения, даёт возможность проявить творчество.
Слайд 14
Старшая группа
Содержание работы:
Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-
игровой деятельности
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа,
используя для этого игровые, песенные и танцевальные импровизации.
Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнить представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих их. Уметь определять существенные признаки предмета. Совершенствовать умение детей ориентироваться в группе, в помещении детского сада. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к куклам, игрушкам. Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и называть.
Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол-марионеток.
Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой».
Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой рукой». Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
Продолжать воспитывать гуманные чувства детей, развивать стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Приучать правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических спектаклей.
Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматических спектаклей. Подводить детей к коллективному сочинению детской оперы на стихотворный текст.
Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создать яркий, запоминающийся образ.
Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включая их в игровые импровизации.
Воспитывать желание играть с театральными куклами.
Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Слайд 15
Театральные занятия в старшей группе:
В старшей группе в
начале года продолжается работа с куклами на гапите. Для
этого можно внести театральную ширму, кукол из разных сказок и постепенно предлагать детям придумывать с этими куклами небольшие истории. Сочинённые сценки можно использовать как материал для этюдов, позволяющий закрепить навыки игры с куклой. В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.
Работа над этюдами даёт возможность ребёнку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы.
Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актёрского мастерства, что даёт возможность овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.
В конце сентября дети знакомятся с куклами – марионетками, узнают, что марионетки приводятся в движение при помощи ваги (деревянной крестовины, к которой на ниточке подвешивается кукла). Держа вагу горизонтально за середину и направляя её в право и влево, кукловод приводит её в движение.
Для того, чтобы ритмически организовать движение кукол, используются русские народные мелодии. Когда дети усвоят принципы управления куклой, им предлагается почитать потешки о животных. Так появляется спектакль «В гостях у Василисы», поставленный по мотивам русских народных потешек.
С куклами – марионетками в русских костюмах, малыши водят хороводы, импровизируя танцевальные движения напевая при этом любую русскую народную песню.
Во второй половине года дети знакомятся с новым видом кукол – с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способна передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.
К конце года дети старшей группы приобретают необходимые навыки управления кулами различных систем (настольными, на гапите, марионетками, с «живой рукой). Все свои умения и навыки дети используют в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие сценки, разученные ранее. Спектакль в такой форме является итоговым и подводит итог в работе с детьми за три года, даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки.
Слайд 16
3 этап
Мониторинг выполнения задач проекта «Театр-дети-театр» (оценка педагога)
Критерии
оценки:
1. В группе созданы условия для развития творческой активности
детей в театрализованной деятельности:
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;
- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);
- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;
- в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.
3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи, театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;
- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.
4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:
- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;
- организуются выступления перед малышами.
Слайд 17
Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:
Этюдный
тренаж (мастерство актёра)
Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
Жесты (этюды на выразительность
жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры – драматизации
Желание участвовать в играх-драматизациях;
Умение общаться с партнёром;
Способность импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
Желание играть с куклой;
Умение управлять ею;
Способность импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
Желание участвовать в спектаклях;
Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
Способность создавать образ с помощью кукол театра.