Слайд 2
История
1997 год
Консорциум демократической педагогики
Международная ассоциация чтения
Проект Института
«Открытое общество» под названием
«Развитие критического мышления через чтение
и письмо (РКМЧП)»
Авторы проекта Чю Темпл, К. Мередит,
Дж. Стил, С. Уольер
Слайд 3
Образовательные результаты РКМЧП:
умение работать с увеличивающимся и постоянно
обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными
способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
способность брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения
с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Слайд 5
Стадии и методические приемы
Слайд 6
Стадии и методические приемы
Слайд 7
Стадии и методические приемы
Слайд 8
Стадии и методические приемы
Слайд 9
Стадии и методические приемы
Слайд 15
Приемы РКМЧП:
Инсерт
«V» - информация мне известна
«+» - узнал
что-то новое
«-» - противоречит тому, что знаю; не согласен
«?»
- хочу узнать подробнее
Слайд 16
Чтение с остановками и Вопросы Блума
Подготовительная работа:
Выбирается текст
для чтения.
Текст заранее делится на смысловые части.
Заранее
продумываются вопросы и задания к тексту.
Слайд 17
Прием «Чтение с остановками».
Примерные вопросы.
По названию предположите,
о чем будет рассказ?
▪ Какие события могут произойти в
описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Слайд 18
Мозговая атака
1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать
все, что они знают или думают, что знают, по
данной теме;
2 этап: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут.
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Слайд 19
Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на
стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь
после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Слайд 20
Ключевые термины
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов
и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится
5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
Слайд 21
Перепутанные логические цепочки
Вариант «а»:
Модификация приема «Ключевые термины».
Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в
специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
Слайд 22
Перепутанные логические цепочки
Вариант «б»:
На отдельные листы выписываются
5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного).
Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи.
Слайд 23
Тема: «Русские столицы — Москва и Петербург»
Слайд 25
Приемы РКМЧП:
Таблица «З-Х-У»
Таблица «Н-С-О»
Слайд 26
Таблица «З-Х-У»
(«Знаю – Хочу знать – Узнал»)
1
шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в
группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Слайд 27
Прием
«Знаю – хочу узнать - узнал».
Слайд 31
ПРИЕМ «ВЫГЛЯДИТ, КАК... ЗВУЧИТ, КАК...»
Слайд 35
Приемы РКМЧП:
Эссе
(Франц. “Еssаi!”, англ. “аssау” - опыт, очерк,
от латинского— взвешивание) — жанр критики и публицистики, свободная
трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы.
10-минутное эссе.
5-минутное эссе.
Слайд 36
Эссе
10-минутное эссе.
В течение 10 мнут писать на
предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться,
не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
Слайд 37
Эссе
5-минутное эссе.
Этот вид письменного задания обычно применяется
в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания
по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.
Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Слайд 38
Приемы РКМЧП:
Синквейн
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему)
3
строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Слайд 39
Прием “6 шляп”.
Для работы будем использовать идеи одного
из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который
разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997).
Шесть шляп - шесть разных способов мышления.
Слайд 40
Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен.
В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и
фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. Не аргументируйте без необходимости, помните, что есть факты, в которых мы убеждены, а есть проверенные факты. Если утверждение выстроено на основе убеждения, его следует подкреплять цифрами и фактами. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность.
Слайд 41
Красная шляпа - символ гнева, ярости и внутреннего
напряжения. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций.
Эмоции - это субъективное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Самое трудное в использовании красной шляпы - это противиться искушению объяснить возникновение у вас того или иного чувства.
Слайд 42
Черная шляпа - черный цвет мрачный, зловещий, словом
- недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное. Это
критика, доходящая до въедливости, негативизм и искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо». Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своей позиции, основывается на логике несоответствия того, что мы имеем, тому, как все это должно быть. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.
Слайд 43
Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа
полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление.
Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Сделайте все возможное, чтобы найти обоснование своему оптимизму. Этот образ мыслей имеет еще и прямое отношение к предвидению.
Слайд 44
Зеленая шляпа - символ свежей листвы, изобилия и
плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых
идей. Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.
Слайд 45
Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет
неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным
процессом, а также с применением шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему ее человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой из перечисленных выше шляп. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.
Слайд 49
“Продвинутая “лекция
«Promoted lecture»
Предположите, каковы основные характеристики лекции, чтобы
она имела название “продвинутая или эффективная”?
Слайд 51
“продвинутая” лекция
Недостатки
Неэффективна для :
обзорных теоретических текстов;
текстов большого или
слишком малого объема
фоновых материалов, не требующих детализации
Достоинства
Работа с
“потоками” слушателей, активизируя каждого;
Развивает навыки
анализа, синтеза, оценивания;
Глубокое осмысление
изучаемого материала;
Развивает письменную
речь слушателей.
Слайд 52
Пять правил адаптации ТРКМ
Правило первое: если хочешь узнать,
что такое ТРКМ – применяй ее в своей практике,
и только после этого делай выводы.
Правило яблока 1: разве можно узнать вкус плода, если ты его не пробовал?
Правило второе: применяй технологию, если у тебя есть потребность.
Правило яблока 2: если ты не хочешь есть, никакое яблоко не пойдет впрок.
Слайд 53
Пять правил адаптации ТРКМ
Правило третье: применение отдельного
приема или стратегии без осознания целостной теории не продуктивно.
Правило яблока 3: если ты откусил яблоко, и проглотил, не разжевав, или выплюнул, как ты узнаешь его вкус или насытишься?
Правило четвертое: отдельный прием или стратегия могут не совпадать с индивидуальным стилем преподавателя, ищи свои приемы. То, что хорошо получается у одного преподавателя, может совсем не получиться у другого. Мы разные!
Правило яблока 4: яблоки бывают разные, надо многое попробовать, чтобы найти свой сорт.