Слайд 2
Конструктивизм
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое
слово искусства — конструктивизм…»
В. Маяковский
Слайд 3
План:
Конструктивизм как одно из направлений искусства
Задачи конструктивизма
Конструктивизм как
« архитектурное лицо» г. Челябинска
Слайд 4
Конструктивизм (фр. constructivisme от лат. constructio – построение), ставшее
одним из главных направлений авангарда ХХ в. и поставившее
в центр своей эстетики и художественной практики категорию конструкции. Основой этого направления является воплощение закономерностей, которые присущи формам, произведенным машинным способом.
Конструктивизм
Слайд 5
Возникновение конструктивизма тесно связано с развитием индустриального производства.
Сам термин, был созданы в 1921 году группой художников
Института художественной культуры (ИНХУК). В группу входили А. Родченко, В. Степанова, А. Ган, братья Стенберги, О. Брик, Б. Арватов и др.
Конструктивизм как одно из направлений искусства
Слайд 6
По другой версии, название "конструктивизм" пошло от "Манифеста
реалистов", написанного Владимиром Татлиным совместно с братьями-художниками Антоном Певзнером
и Наумом Габо. Один из пунктов манифеста призывал "конструировать искусство". Однако официально название этого стиля оформилось после выхода в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана "Конструктивизм".
Слайд 7
Новая культура - индустриальная
«…группа конструктивистов
ставит своей задачей
коммунистическое
выражение
материальных
ценностей…
Конструкция и фактура —
мобилизующие
материальные
элементы
индустриальной культуры».
Слайд 8
"конструирование" окружающей среды;
осмысление возможности новой техники;
Экспериментирование с
такими материалами, как металл, стекло, дерево.
Задачи конструктивизма
Слайд 9
Задачи конструктивизма:
1) пропаганда советской идеологии (агитплакаты, окна РОСТА,);
2) попытка рационально организовать быт (если при планировке жилья
учесть профессиональные привычки и запросы его будущих пользователей, то и качество их продукции и отдыха значительно повысится ) ;
3) превратить производство в искусство, а искусство – в производство;
4) школа конструктивизма стала «кузницей кадров» для советского искусства.
Слайд 10
Конструктивизм как «лицо»
г. Челябинска
В кон. 1920-х –
1-й пол. 1930-х гг. конструктивизм определял принципы градостроительства и
стилистические особенности челябинской архитектуры.
9 мая 1929 СНК СССР принял Постановление № 306 «О приступе к постройке тракторного завода на Урале в 1929 - 1930 году».
Для организации и координации всех работ по строительству ЧТЗ и рабочего поселка, было создано специальное представительство
Слайд 11
Особенности стиля в
г. Челябинске:
применение новейших достижений в
технике и технологии строительства (свободный, рациональный план; простые, геометризованные
объемные формы; отсутствие фасадного декора; ленточное или сплошное остекление)
Слайд 12
Соцгородок ЧТЗ
«Индустриальный рабочий город» ЧТЗ проектировался «на основе
полного обобществления культурно-просветительной и бытовой жизни всех трудящихся...».
Слайд 13
Соцгородок ЧТЗ
Основа жилой застройки - здания со связанными
с ними через теплые переходы детскими яслями, детскими садами
и школами-интернатами.
Слайд 14
Архитекторы:
А. Буров – архитектор, принимавшый активное участие в
проектировании соцгорода ЧТЗ в конце 1920-х - начале 1930-х
гг.
М. Гинзбург – его теоретическое и архитектурное творчество оказали влияние на проект Профтехкомбината Челябтракторостроя.
Н. Милютин и Л. Собсович – их идеи оказали непосред¬ственное влияние на развитие градостроительства Челябинска рубежа 1920-х – 1930-х гг.
Слайд 16
Клуб поселка ЧГРЭС
В этом здании располагался один из
первых рабочих клубов г. Челябинска
Композиция здания состоит из простых
геометрических фигур.
Слайд 17
Здание бывшей фабрики-кухни
По рекомендации здания строили с плоскими
крышами с использованием их для площадок, в чем прослеживается
влияние идей французского архитектора
Ле Корбюзье.
Слайд 19
Центральный Почтамп (до и после реконструкции)
Слайд 20
ФЗУ ЧТЗ
(здание не реконструировалось)
Слайд 21
Гуляя сегодня по районам с застройкой того времени,
не зная истории, мы не всегда испытываем чувство гордости
за архитектурное лицо города, так как часто наблюдаемые нами памятники архитектуры находятся в аварийном состоянии. Однако, зная, какие идеи отражала архитектура в те далекие годы первой пятилетки, мы поймем, что гордиться на самом деле есть чем: новаторским подходом к архитектурному проектированию и городскому планированию, качеством проектных решений, социальной позицией проектировщиков и альтруизму рабочих.
Слайд 22
Попробуйте взглянуть на Челябинск по-новому – с пониманием
значимости архитектурной среды, принадлежности к мировой культуре и гордостью
за нашу маленькую родину – столицу Южного Урала!
Слайд 23
Источники информации:
1)Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство"Советская энциклопедия", 1986.
2) Художественно – исторический музей «арт-планета»
http://smallbay.ru/architec083.html
3) Смирнов, Л. В. Челябинск: Градостроительство: вчера, сегодня,
завтра / Сост. С. Н. Поливанов. Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство , 1986
Слайд 24
Источники информации:
4) изображение на сл. 7 (книга А.
Гана):
http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/42016_3_CompressedImage.jpeg
5) изображение на сл. 12:
http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/42016_3_CompressedImage.jpeg
6) изображение на сл. 13:
http://pics.livejournal.com/svoemesto_fest/pic/0000rw5f/s320x240
Слайд 25
7) изображение на сл. 15:
http://pics.livejournal.com/nobelfaik/pic/00014p1x.jpg
8) изображение на сл.
16:
http://pics.livejournal.com/nobelfaik/pic/0001rf9q.jpg
9) изображение на сл. 17:
http://pics.livejournal.com/nobelfaik/pic/0001cfgq.jpg
10) изображение на
сл. 18:
http://pics.livejournal.com/nobelfaik/pic/0001d3r2.jpg