Слайд 2
Актуальность проблемы
Вы хотите, чтобы лицо вашего малыша радостно
сияло, музыка радовала его слух, произведение искусства радовало глаз,
тело было пластичным, а руки ловкими и умелыми? Конечно, да! Природа подарила ему эту возможность, которую надо раскрыть, сохранить, а дальше он будет радовать вас, удивлять и восхищать.
Ребенок сначала познает мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Малыш чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования – постепенно и завораживающе.
Здесь и возникает вопрос о том, как же помочь ребенку не превратиться из «маленького гения» в заурядного человека?
Чем больше ребенок познает, тем богаче его сенсорный опыт, тем легче и проще ему будет развивать моторику. Чтобы взять предмет одной рукой, наш малыш должен быть готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Все это, безусловно, облегчает развитие и обучение наших детей.
Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. Особенно важна связь рисования с восприятием ребенка. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией и восприятием, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Учитывая все факторы развития ребенка, я пришла к выводу, что дошкольный период – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.
Слайд 3
Цель:
Содействие в развитии творческой личности ребенка. Создание
условий развития особо неравнодушного, активно преобразующего отношения ребенка к
миру – эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.
Воспитывать у детей положительную
направленность в отношении к
окружающему миру. Способствовать
развитию у дошкольников
устремление познавать,
совершенствовать в контакт с миром.
действии, извлекать разнообразные переживания, вступая в
Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающего мира. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов и живых существ. Развивать умение сравнивать и группировать объекты.
Формировать у дошкольников умение пользоваться системами анализаторов, обеспечивая живую и многогранную связь с окружающим миром, активность коры головного мозга, положительное эмоциональное состояние.
Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусств, пониманию красоты этих произведений, потребность в общении с ними.
Развивать ручную умелость, как разнообразную сложную сенсомоторную способность.
Слайд 5
Материально – техническое обеспечение
Асмолов А. Г. Личность как
предмет психологического исследования.- М., 1984.
Божович Л.И. Избранные психологические труды.
Проблемы формирования личности. - М., 1995.
Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1997.
ВенгерЛ.А. Педагогика способностей.- М., 1973.
ВенгерЛ.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.. 1996.
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 1990.
Запорожец Л.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986.
Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- М., 1961.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980.
Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной
деятельности. - М., 1959.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.
Кузин В.С. Психология. - М., 1997.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка.- М., 1965.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М, 1981.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 199
Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П.Сакулиной, Н.Н.Поддьякова. - М., 1969
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.
Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1
Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1972.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. -М., 1996.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1995
Слайд 6
Объекты предметно-развивающей среды, определяющие и моделирующие содержание сенсомоторного
воспитания дошкольников
Слайд 7
Обследование
Графические
упражнения
Пальчиковые
игры
Нетрадиционные
методы
рисования
Обследование
Музыка
Образец
Рассматривание
картин
Беседы
Художествен ное слово
Восприятие
Развитие
моторики рук
Методы и
приемы работы по сенсомоторному развитию дошкольников
Экскурсии
Наблюдение
Игры
Слайд 8
Диагностико – дидактический материал
Дидиактические игры:
Необходимость использования игры в
обучении детей дошкольного возраста – истина
неоспоримая. Дети легко
обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.Н.Водовозова. Обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру возможно использовать «…как механизмы перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» Л.И.Божович.
Игры на определение цвета и его оттенков: «Рисуем море», «Собери гусеничку», «Правильно назови цвет»,»Пятачок и радуга», «Лесовичок и разноцветные колпачки
Игры на определение формы предмета: «На что похоже», «Большой, маленький», «Чья тень»,»Чудесный мешочек», «Прокати разные мячи в воротца»
Игры на ориентировку в пространстве: «Где спрятался», «Далеко – близко», «Лабиринты», «Дорога домой».
Конспекты занятий
«Рыбки играют, рыбки сверкают», «Разноцветная семейка», «Пробуждение природы»,»Оживи натюрморт», «Планета Кругляндия»,»Кто спрятался в кружочках», «Кудрявые деревья»
Диагностические задания:
Диагностические задания на выявление состояния сенсомоторики детей был составлен по стандартам, задаваемым «Программой …» под редакцией М.А.Васильевой. В основе диагностики лежат принцип оценки исходного уровня функционирования сенсорномоторных систем («на входе») и оценки навыков, связанных видов деятельности («на выходе»)
Проверка сенсорных систем: тактильных ощущений, зрительной координации
Проверка моторной координации: рисование, координация движения руки и глаза, сила тонуса, обследование щепоти руки.
Слайд 9
Сравнительная диагностика сенсомоторного
развития детей старшего возраста
Слайд 10
Результативность
После проведения исследований по выявлению
навыков связанных видов деятельности по сенсомоторному
воспитанию, я сделала вывод, что в процессе
систематической, согласно блочному планированию и
совместной работы с другими педагогами
восприятие детей стало:
более полным – дети выделяют большее количество изобразительных признаков (форм, цветов, величин), видят основное и детали;
более точным – от выделения обобщенной, близкой к сенсорному эталону формы дошкольники постепенно переходят к выделению характерной (отличной от геометрической0, а затем и индивидуальной формы предмета, от выделения основного тона цвета к
различению разнообразия его оттенков;
более расчлененным, аналитическим – от целостного восприятия дети переходят к умению разбираться в сочетаниях цветов, расчленять основную целостную форму предмета на составляющие, выделять в величине предметов различные измерения;
Дети более глубже видят и воспринимают красоту окружающего мира, эмоционально откликаются на него, замечают такие детали, на которые раньше не обратили бы внимания;
Изобразительные навыки стали: точными, уверенными, смелыми, более разнообразными.
Дошкольники стали проявлять большую активность, инициативу и самостоятельность в обогащении способов изображения, дополняя известные образы деталями на основе свежих впечатлений и свободного комбинирования, варьирования способов изображения, смелого и свободного применения различной техники рисования.
Дети овладели системными знаниями, научились устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.
В ходе реализации данной модели сенсомоторного развития дошкольников у детей появилось чувство удовлетворения, радости, осознанного положительного отношения к окружающему миру.