Слайд 2
Понятие экономической культуры общества
Центральное место в анализе экономической
системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений,
норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей
Слайд 3
В самом общем виде экономическую культуру можно определить
как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического
поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов иные формы экономической активности. Авторы этого определения известные специалисты в области экономической социологии Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.
Слайд 4
Экономическая культура
ценности и мораль (трудовая этика);
научное и инструментальное
знание (профессиональное,
специализированное);
нормы и нормативная регуляция поведения.
Слайд 5
Среди ценностных стандартов экономической культуры ведущее место принадлежит
ценности труда и тесно связанной с ней трудовой этике.
Под трудовой этикой принято понимать отношение людей к труду, запечатленное в нормах и ценностях господствующей в обществе морали и воплощенное в категориях и образцах культуры, которые реализуются в сфере трудовой деятельности.
Слайд 6
Как убедительно показал еще М. Вебер, мировые религии
по-разному определяют значение хозяйственной деятельности, но трудовая мораль занимает
важное место в системе религиозных ценностей. Согласно его точки зрения, протестантская этика, возникшая в ряде стран Западной Европы в XVI-XVII веках, в период после Реформации, подчеркивающая значение добросовестного труда, рачительного, бережного отношения к хозяйственной деятельности, явилась моральным стимулом для возникновения «рационального духа капитализма».
Слайд 7
В годы социалистического строительства в СССР отношения официальных
властей и идеологии к ценностям трудовой деятельности было двойственным:
с одной стороны, официальная пропаганда преподносила труд как «дело чести и славы», а с другой - насаждалась система принудительного труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Отчуждение трудящихся от средств производства, монополизация этих средств партийно-государственной бюрократией привели к утрате истинной экономической мотивации, отлыниванию от работы, возникновению иждивенческих настроений среди масс.
Слайд 8
Кризис тоталитарного общества, его морали и культуры теснейшим
образом переплетается с кризисом трудовой этики. Основные проблемы современной
экономической культуры на уровне ценностей - это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной соединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика эффективно заработает лишь тогда, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т.е. будут приняты и усвоены большинством населения, что позволит создать новую экономическую мотивацию для трудовой деятельности.
Слайд 9
В системе экономической культуры важную роль выполняют и
другие ценности, воздействующие на экономическое поведение. Среди них ведущую
роль играет такая ценность, как частная собственность.
В России традиционно, особенно в конце ХIХ-начале XX веков, укоренилась мысль о «порочности», «пагубности» богатства. Принцип «святости» частной собственности не привился в сознании русского обществе. Радикальная русская интеллигенция весьма способствовала укоренению в народе мысли о том, что буржуазия является его основным, главным врагом. Люди гуманитарных профессий, «пролетарии умственного труда» были выходцами преимущественно из низших слоев общества и составляли ядро русской радикальной интеллигенции, они явились «духовными лидерами русской революции».
Слайд 10
Так, историк С.С. Ольденберг приводит ряд убедительных высказываний,
подтверждающих, что русское общество имеет сильное предубеждение против предпринимательской
деятельности и соответственно, частной собственности. Историк пишет, что честнее быть агрономом на службе земства, чем землевладельцем, статистиком у промышленника, буржуазным, чем промышленником. По мнению С.Л. Франка, в России создалась ситуация, когда сами собственники не имели «собственнического мировоззрения», бескорыстной и сверхличной веры в святость принципа собственности. В то же время сам русский народ, по мнению Н.А. Бердяева, никогда не был буржуазным, не имел буржуазных черт в психологии и не исповедовал буржуазные нормы и добродетели.
Слайд 11
В результате, по мнению П.П. Рябушинского, частное предпринимательство,
благодаря которому расцвела экономическая жизнь России к 1913 году,
в момент кризиса ассоциировалась у народа с бандой спекулянтов, наживающихся на народном горе. Отсутствие традиции уважительного отношения к частной собственности сделало невозможным защиту института предпринимательства после 1917 года. Малочисленная буржуазия позволила себя ликвидировать как класс
Слайд 12
Второй составной частью экономической культуры является совокупность инструментальных
и научно-теоретических знаний. Важность этого компонента в ценностно-нормативной регуляции
экономического поведения обусловлена тем, что он относится к рациональному типу социального действия.