Слайд 2
Благосостояние и распределение
Распределение и перераспределение
Общественное благосостояние
Утилитаризм
Либертаризм
Эгалитаризм
Ролзианство
Экономическая эффективность
Принцип « второго лучшего»
Государство благосостояния
Слайд 3
Благосостояние и распределение
Первичное распределение доходов осуществляет рынок.
Решающее
значение имеют предложение и спрос на услуги человеческого и
физического капитала разного рода, на патенты, ссуды и др.
Слайд 4
Благосостояние и распределение
Однако, конечное распределение доходов существенно отличается
от первичного. Основная причина состоит в перераспределительной деятельности государства.
Перераспределение связано с взиманием налогов, поставкой общественных благ, осуществлением денежных выплат, распределением отдельных частных благ в натуральной форме.
Слайд 5
Благосостояние и распределение
В роли непосредственных объектов перераспределения могут
выступать: доходы, физический и денежный капитал как фактор производства,
экономические возможности.
Слайд 6
Благосостояние и распределение
Распределению доходов обычно свойственна значительная степень
Неравенства, которая определяется тремя обстоятельствами:
факторами, унаследованными индивидом (полученные
в наследство акции, денежные депозиты, природная одаренность);
накопленным в течение жизни человеческим капиталом (образование); удачей (человек может внезапно разбогатеть).
Слайд 7
Благосостояние и распределение
Дифференциация доходов возрастает в периоды экономических
преобразований. Причины: неравномерная адаптация населения к меняющемуся спектру экономических
возможностей; обесценение немалой части ранее накопленного человеческого капитала; стремление к достижению финансовой стабилизации побуждает к жесткой экономии бюджетных средств; выгоды от приватизации государственного имущества распределяются в обществе неравномерно.
Слайд 8
Благосостояние и распределение
Перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства
доходов, ведет к экономическим потерям.
-Потери возникают потому, что
всякое принудительное перераспределение требует административных издержек;
-Кроме этого, проявляется дестимулирующий эффект перераспределения.
Слайд 9
Благосостояние и распределение
В условиях сильных перераспределительных механизмов создаются
ловушки
безработицы и бедности.
Сильная ловушка безработицы возникает в
тех случаях, когда чистый денежный доход безработного, формируемый за счет перераспределения, фактически превышает чистый денежный доход работающего индивида. Слабая ловушка безработицы -это ситуация, когда чистый денежный доход работающего индивида превышает доход, которым он располагал бы, не имея работы, но разница недостаточна.
Слайд 10
Благосостояние и распределение
Сильная ловушка бедности имеет место в
ситуации, когда дополнительный доход, который получает индивид, оказывается недостаточным,
чтобы превысить дополнительное эксплицитное и имплицитное налогообложение.
Слайд 11
Благосостояние и распределение
Эксплицитное налогообложение – это налоги, собираемые
государством, в том числе с целью перераспределения.
Имплицитное налогообложение
– это потери, которые несет индивид в связи с тем, что, достигнув определенного уровня заработка, он перестает получать от государства те или иные пособия.
Тому, кто оказался в сильной ловушке бедности, выгодно меньше работать, с тем чтобы повысить свое благосостояние за счет снижения налогов и получения социальных выплат.
Слайд 12
Благосостояние и распределение
Принудительное перераспределение, нацеленное на достижение большего
равенства, чаще всего ослабляет трудовую и предпринимательскую активность.
Каждое
общество вынуждено искать некоторый баланс между разными аспектами справедливости, имея в виду, с одной стороны, право на заработанный доход, а с другой – солидарность с нуждающимися.
Слайд 13
Благосостояние и распределение
Ослабление экономического неравенства ведет к замедлению
экономического роста.
И наоборот, стимулируя повышение эффективности, обычно приходится
до некоторой степени жертвовать равенством доходов.
Слайд 14
Благосостояние и распределение
Принцип компенсации.
В соответствии с принципом
компенсации, предложенным Н.Калдором и Дж.Р. Хиксом, переход от одного
состояния экономики к другому представляет собой улучшение положения общества, если те его представители, чье благосостояние повысилось, могут компенсировать потери, понесенные другими индивидами, и при этом сохранить уровень благосостояния, по крайней мере, равный исходному. С момента появления этой идеи она широко используется в дискуссиях о политике государства, в частности налоговой и таможенной.
Слайд 15
Благосостояние и распределение
Функция общественного благосостояния существует постольку, поскольку
в обществе имеются некоторые доминирующие представления о справедливости. Существуют
три основных принципа распределения - утилитаризм, либертаризм или эгалитаризм. Базируясь на описании этих позиций, удается пусть упрощенно смоделировать социально-экономическую политику, в которой реализуется то или иное понимание справедливости.
Слайд 16
Благосостояние и распределение
Утилитаризм – философское, преимущественно этическое учение,
согласно которому все явления должны оцениваться с точки зрения
их пользы, способности служить средствами достижения каких-либо целей.
Основатель утилитаризма И Бентам провозгласил высшей целью достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Для утилитаризма характерно представление и функции общественного благосостояния как сумму индивидуальных функций полезности.
Благополучие общества складывается из достижений индивидов и государство призвано заботиться о максимизации суммарного результата.
Такая позиция оправдывает перераспределение, хотя в довольно узких пределах.
Слайд 17
Благосостояние и распределение
Иеремия[1] Бентам (англ. Jeremy Bentham; 15
февраля 1748, Лондон — 6 июня 1832, Лондон) —
английский социолог, юрист, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма.
Слайд 18
Благосостояние и распределение
Частные, индивидуальные интересы рассматривал как единственно
реальные, а общественные интересы сводил к их совокупности. Этическое
учение изложено в произведении «Деонтология, или наука о морали» (т. 1—2, 1834).
В основе этики Бентама лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека.
Учение просветителей в трактовке Бентама перешло у него в принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов», в призыв к достижению личного преуспеяния, увеличивающего общую сумму счастья. Критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».
Слайд 19
Благосостояние и распределение
Представители либертаризма подчеркивают приоритет индивидуальных свобод
и права частной собственности.
С их точки зрения, государство
обязано содействовать лишь таким изменениям, которые отвечают критерию Парето, принудительное перераспределение заведомо неприемлемо.
Слайд 20
Благосостояние и распределение
ЭГАЛИТАРИЗМ (франц. egalitarisme, от egalite —
равенство), концепция всеобщей уравнительности как принципа организации общественной жизни.
Приверженцы эгалитаризма — Жан Жак Руссо, якобинцы, Г. Бабеф; характерен для «казарменного коммунизма». Эгалитаризм — вульгарное извращение принципа социального равенства.
Слайд 21
Благосостояние и распределение
Эгалитаризм – отстаивает приоритет равенства и
связан с идеями коллективизма. Сплоченность и солидарность оцениваются выше,
чем индивидуальные достижения и независимость индивида от государства. Эгалитаристы выступают за активную деятельность государства по выравниванию доходов.
Слайд 22
Благосостояние и распределение
Особым вариантом эгалитаризма является ролзианский подход
к пониманию справедливости, предложенный современным философом Дж. Ролзом.
Для
этого подхода характерен мысленный эксперимент, получивший название «вуаль незнания» - индивид должен определить свои предпочтения исходя из того, что ему ничего не известно о собственном будущем. В этом случае индивиды предпочтут такую политику распределения, которая направлена на улучшение положения членов общества, находящихся в наихудшем положении.
Слайд 23
Благосостояние и распределение
Современный американский философ Джон Ролз считает,
что несправедливость терпима тогда, когда необходимо избежать еще большей
несправедливости.
(Первый принцип) Дж. Ролза: каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.
(Второй принцип): социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем).справедливости.
Слайд 24
Благосостояние и распределение
Утилитаристы признают целесообразным лишь умеренное перераспределение,
а ролзианцы – максимально возможное при данном уровне экономической
эффективности.
Слайд 25
Благосостояние и распределение
В связи с проблемой эффективной аллокации
ресурсов в общественном секторе необходимо рассмотреть так называемый принцип
«второго лучшего».
Коль скоро «первое лучшее» решение недостижимо, надо искать «второе лучшее», предполагающее сознательное отклонение от вариантов, выглядящих наиболее эффективными в контексте частичного равновесия.
Слайд 26
Благосостояние и распределение
Государство благосостояния.
Функции общественного сектора, связанные
с обеспечением всех индивидов, во-первых, минимально приемлемым уровнем гарантированного
дохода, во-вторых, защитой на случай болезни, безработицы, в-третьих, доступом к благам, обладающим особыми достоинствами, ассоциируется с понятием государства благосостояния. Этот термин был впервые использован в 1941 г. английским мыслителем и церковным деятелем У. Темплом, противопоставившим демократическое государство благосостояния фашистскому государству войны.
Слайд 27
Благосостояние и распределение
Фактически государство во все времена были
в какой-то степени причастны к осуществлению этих функций, однако,
целостная и стабильная политика социальной поддержки и развития – характерная черта ХХ века. Пионером в данной области еще в конце 19 в. выступила Германия. В начале 20 в. лидерство перешло к Великобритании, затем к Швеции.