Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему . Русская философия XIX века

Содержание

Русская философия XIX векаЗападники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах РоссииП. Я. Чаадаев: аномалии русской историиИ. В. Киреевский: особенности русского просвещенияА. С. Хомяков: доктрина соборностиА. И. Герцен: критика славянофильстваН. Я. Данилевский: теория культурно-исторических
Основы философии Русская философия  XIX векаМосковский государственный институт международных отношений  Кафедра философии Русская философия XIX векаЗападники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических В тогдашнем поколении чувствуется именно некое неодолимое влечение к философии, какая-то философская И именно «из нашей жизни», из господствующих вопросов и интересов родной жизни, П. Я. Чаадаев (1794-1856) Аномалии русской истории Философические письма (1829-1830, опубл. 1836-1991)Апология сумасшедшего (1837)Основные сочинения Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила[Провидение] как будто совсем Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни Аномалии русской истории  Отсутствие исторических традиций Мы живём лишь в самом Аномалии русской истории  Отсутствие исторических традиций Это естественное последствие культуры, всецело Аномалии русской истории  Историческая неудача православияВ то время, когда среди борьбы Аномалии русской истории  Историческая неудача православияВы знаете, что ни один философ Аномалии русской истории  Историческая неудача православияНе знаю, но мне кажется, одно Аномалии русской истории  Миссия России – урок потомству?Одним словом, мы жили Аномалии русской истории  Миссия России – урок потомству?Конечно, не пройдёт без Ранние славянофилыИ. В. Киреевский  (1806-1856)А. С. Хомяков  (1804-1860)К. С. Аксаков  (1817‑1860)Ю. Ф. Самарин  (1819‑1876) Философия культуры Киреевского  Особенности генезиса западной культурыЗападная Европа –  наследница Философия культуры И. В. Киреевского Особенности генезиса русской культурыАнтичная культура проникала  на Философия культуры И. В. Киреевского  Различия западной и русской культурыОсобенности генезиса западной Антропология И. В. Киреевского  Концепция целостной личностиОсобенности психического склада западного человекаДля человека Антропология И. В. Киреевского  Концепция целостной личностиОсобенности психического склада западного человекаОсобенного психического А. С. Хомяков Доктрина соборностиСвобода в единствеВселенская церковь (православие)Свобода без единстваПротестантизмЕдинство без свободыКатолицизм А. С. Хомяков Доктрина соборностиСоборность – «единство свободное и органическое, живое начало которого «Единство, – возвестил оракул наших дней, –  Быть может спаяно железом Русский народ имеет прямое право,  как народ, на общечеловеческое, а ЗападникиВ. Г. Белинский (1811‑1848) А. И. Герцен (1812‑1870) Т. Н. Грановский  (1813-1855)Н. В. Станкевич  (1813-1840)М. А. Бакунин Критика славянофильства Необратимость историиА. И. Герцен. «Былое и думы».История не возвращается, жизнь Критика славянофильства Необратимость историиА. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».Поклонники Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеалаНам, сверх того, не к чему возвращаться. Государственная Критика славянофильства Вред национального обособленияНепосредственных основ быта  недостаточно.  Одна мощная Критика славянофильства Вред национального обособленияВосприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и Разочарование в Западе Западничество как утопияЯ знаю, что моё воззрение на Европу Разочарование в Западе Западничество как утопияПоживши год, другой в Европе, мы с Разочарование в Западе Социальное бессилие ЗападаБыло время, когда полусвободный Запад гордо смотрел Разочарование в Западе Социальное бессилие ЗападаЕвропа показала удивительную неспособность к социальному перевороту. Крестьянский социализм  и историческая миссия РоссииС тех пор, как туман, покрывавший Н. Я. Данилевский  (1822‑1885)Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского Теория культурно-исторических типов  Степени развития и типы развитияВ основе универсалистской парадигмы Теория культурно-исторических типов  Многообразие культурКультура не универсальна (западная – в том Теория культурно-исторических типов  Многообразие культурДабы поступательное движение вообще не прекратилось в Теория культурно-исторических типов  Многообразие культурПрогресс состоит не в том, чтобы идти Теория культурно-исторических типов  Десять культурно-исторических типовЕгипетскийКитайскийДревнесемитскийИндийскийИранский ЕврейскийГреческийРимскийАравийскийРомано-германский Мексиканский	ПеруанскийСлавяно-русский Теория культурно-исторических типов  «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизацииЦивилизации не бывают «лучше» или В. С. Соловьёв (1853-1900)Философские начала цельного знания (1877)Чтения о Богочеловечестве (1877-1881)Россия и Вселенская Онтология всеединства  Понятие всеединстваДостойное, идеальное бытие требует одинакового простора для целого Онтология всеединства  Понятие всеединства Онтология всеединства Понятие всеединстваВсеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от Вопросы?
Слайды презентации

Слайд 2 Русская философия XIX века
Западники и славянофилы: спор о

Русская философия XIX векаЗападники и славянофилы: спор о культурной идентичности и

культурной идентичности и исторических перспективах России
П. Я. Чаадаев: аномалии

русской истории
И. В. Киреевский: особенности русского просвещения
А. С. Хомяков: доктрина соборности
А. И. Герцен: критика славянофильства
Н. Я. Данилевский: теория культурно-исторических типов
Владимир Соловьёв: философия Всеединства
Понятие Всеединства
Софиология
Историософия: Богочеловеческий процесс

Слайд 3 В тогдашнем поколении чувствуется именно некое неодолимое влечение к

В тогдашнем поколении чувствуется именно некое неодолимое влечение к философии, какая-то

философии, какая-то философская страсть и тяга, точно магическое притяжение к философским

темам и вопросам. <…> В предыдущем поколении таким культурно-психологическим магнитом была поэзия, – теперь уже перестаёт им быть. <…> Из поэтического фазиса русское культурно-творческое сознание переходит в фазис философский.

Г. Флоровский. «Пути русского богословия».


Слайд 4 И именно «из нашей жизни», из господствующих вопросов и

И именно «из нашей жизни», из господствующих вопросов и интересов родной

интересов родной жизни, рождается в те годы русская философия. Рождается из

историософического изумления, почти испуга, в болезненном процессе национально-исторического самонахождения и раздумья.

Г. Флоровский. «Пути русского богословия».


Слайд 5 П. Я. Чаадаев (1794-1856) Аномалии русской истории
Философические письма

П. Я. Чаадаев (1794-1856) Аномалии русской истории Философические письма (1829-1830, опубл. 1836-1991)Апология сумасшедшего (1837)Основные сочинения

(1829-1830, опубл. 1836-1991)
Апология сумасшедшего (1837)
Основные сочинения


Слайд 6 Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила
[Провидение]

Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила[Провидение] как будто

как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своём

благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чём вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить. Опыт времён для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведён на нет.

П. Я. Чаадаев Философические письма


Слайд 7 Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не

Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим

принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу,

ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось.

П. Я. Чаадаев Философические письма

Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила


Слайд 8 Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций
Мы живём

Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций Мы живём лишь в самом

лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди

плоского застоя. <…> Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперёд, пережитое пропадает для нас безвозвратно. <…> У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда.

П. Я. Чаадаев Философические письма


Слайд 9 Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций
Это естественное последствие

Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций Это естественное последствие культуры, всецело

культуры, всецело заимствованной и подражательной.
П. Я. Чаадаев Философические письма


Слайд 10 Аномалии русской истории Историческая неудача православия
В то время,

Аномалии русской истории Историческая неудача православияВ то время, когда среди борьбы

когда среди борьбы между исполненным силы варварством народов Севера и возвышенной мыслью

религии воздвигалось здание современной цивилизации, что делали мы? По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов. <…> В Европе всё тогда было одушевлено животворным началом единства. Всё там из него происходило, всё к нему сходилось. <…> Чуждые этому чудотворному началу, мы стали жертвой завоевания.

П. Я. Чаадаев Философические письма


Слайд 11 Аномалии русской истории Историческая неудача православия
Вы знаете, что

Аномалии русской истории Историческая неудача православияВы знаете, что ни один философ

ни один философ древности не пытался представить себе общества без рабов,

да и не находил никаких возражений против рабства. <…> Вы знаете также и то, что, по признанию самых даже упорных скептиков, уничтожением крепостничества в Европе мы обязаны христианству. <…> Почему же христианство не имело таких же последствий у нас? Почему, наоборот, русский народ попал в рабство лишь после того, как стал христианским? <…> Пусть православная церковь объяснит это явление.

П. Я. Чаадаев Философические письма


Слайд 12 Аномалии русской истории Историческая неудача православия
Не знаю, но

Аномалии русской истории Историческая неудача православияНе знаю, но мне кажется, одно

мне кажется, одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым мы

кичимся.

П. Я. Чаадаев Философические письма


Слайд 13 Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству?
Одним

Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству?Одним словом, мы жили

словом, мы жили и сейчас ещё живём для того, чтобы преподать

какой-то великий урок отдалённым потомкам, которые поймут его; пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в интеллектуальном порядке.

П. Я. Чаадаев Философические письма


Слайд 14 Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству?
Конечно,

Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству?Конечно, не пройдёт без

не пройдёт без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но

кто знает день, когда мы вновь обретём себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб?

П. Я. Чаадаев Философические письма


Слайд 15 Ранние славянофилы
И. В. Киреевский (1806-1856)
А. С. Хомяков (1804-1860)
К. С. Аксаков (1817‑1860)
Ю.

Ранние славянофилыИ. В. Киреевский (1806-1856)А. С. Хомяков (1804-1860)К. С. Аксаков (1817‑1860)Ю. Ф. Самарин (1819‑1876)

Ф. Самарин (1819‑1876)


Слайд 16 Философия культуры Киреевского Особенности генезиса западной культуры
Западная Европа

Философия культуры Киреевского Особенности генезиса западной культурыЗападная Европа – наследница классической

– наследница классической (римской) античности.
Обе формы западного христианства: католицизм

и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви.
Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания.

Слайд 17 Философия культуры И. В. Киреевского Особенности генезиса русской культуры
Античная культура

Философия культуры И. В. Киреевского Особенности генезиса русской культурыАнтичная культура проникала на

проникала на Русь уже преобразованная христианством.
Приняв христианство от

Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью.
Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа.

Слайд 18 Философия культуры И. В. Киреевского Различия западной и русской

Философия культуры И. В. Киреевского Различия западной и русской культурыОсобенности генезиса западной

культуры
Особенности генезиса западной культуры
Особенности генезиса русской культуры
Западная Европа – наследница классической (римской) античности.
Античная

культура проникала на Русь уже преобразованная христианством.

Обе формы западного христианства: католицизм и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви.

Приняв христианство от Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью.

Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания.

Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа.


Слайд 19 Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личности
Особенности психического склада западного

Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личностиОсобенности психического склада западного человекаДля человека

человека
Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитие только одной из

способностей человеческого духа – отвлечённого разума.

Такое понимание личности предполагает разнородность духовных сил, действующих независимо одна от другой.

Особенного психического склада русского человека

Человек русской культуры – носитель целостного сознания.

«Целостность» понимается при этом как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфер жизни.


Слайд 20 Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личности
Особенности психического склада западного

Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личностиОсобенности психического склада западного человекаОсобенного психического

человека
Особенного психического склада русского человека
Для человека западной культуры характерно гипертрофированное

развитие только одной из способностей человеческого духа – отвлечённого разума.

Человек русской культуры – носитель целостного сознания.

Западный человек – носитель духа отрицания (эгоизма и индивидуализма).

Русский человек – носитель общинного духа.


Слайд 21 А. С. Хомяков Доктрина соборности
Свобода в единстве
Вселенская церковь (православие)
Свобода без единства
Протестантизм
Единство без свободы
Католицизм

А. С. Хомяков Доктрина соборностиСвобода в единствеВселенская церковь (православие)Свобода без единстваПротестантизмЕдинство без свободыКатолицизм

Слайд 22 А. С. Хомяков Доктрина соборности
Соборность – «единство свободное и органическое, живое начало

А. С. Хомяков Доктрина соборностиСоборность – «единство свободное и органическое, живое начало

которого есть Божественная благодать взаимной любви».


Слайд 23 «Единство, – возвестил оракул наших дней, – Быть

«Единство, – возвестил оракул наших дней, – Быть может спаяно железом

может спаяно железом лишь и кровью…» Но мы попробуем спаять

его любовью – А там увидим, что прочней…

Ф. И. Тютчев. «Два единства».

А. С. Хомяков Доктрина соборности


Слайд 24 Русский народ имеет прямое право, как народ, на

Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а

общечеловеческое, а не чрез посредство и не с

позволения Западной Европы.

К. С. Аксаков. «О русском воззрении».


Слайд 25 Западники
В. Г. Белинский (1811‑1848)
А. И. Герцен (1812‑1870)
Т. Н. Грановский (1813-1855)
Н. В. Станкевич

ЗападникиВ. Г. Белинский (1811‑1848) А. И. Герцен (1812‑1870) Т. Н. Грановский (1813-1855)Н. В. Станкевич (1813-1840)М. А. Бакунин (1814-1876)К. Д. Кавелин (1818-1885)

(1813-1840)
М. А. Бакунин (1814-1876)
К. Д. Кавелин (1818-1885)


Слайд 26 Критика славянофильства Необратимость истории
А. И. Герцен. «Былое и думы».
История не

Критика славянофильства Необратимость историиА. И. Герцен. «Былое и думы».История не возвращается,

возвращается, жизнь богата тканями, ей никогда не бывают нужны старые платья. Все восстановления, все

реставрации были всегда маскарадами.

Слайд 27 Критика славянофильства Необратимость истории
А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».
Поклонники

Критика славянофильства Необратимость историиА. И. Герцен. «О развитии революционных идей в

исторического принципа, они [славянофилы] постоянно забывали, что всё, происшедшее после Петра I, –

тоже история и что никакая живая сила, не говоря уже о выходцах с того света, не могла ни вычеркнуть совершившиеся факты, ни устранить их последствия.

Слайд 28 Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала
Нам, сверх того, не к чему

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеалаНам, сверх того, не к чему возвращаться.

возвращаться. Государственная жизнь допетровской России была уродлива, бедна, дика – а к ней-то

и хотели славяне возвратиться, хотя они и не признаются в этом…

А. И. Герцен. «Былое и думы».


Слайд 29 Критика славянофильства Вред национального обособления
Непосредственных основ быта недостаточно. Одна

Критика славянофильства Вред национального обособленияНепосредственных основ быта недостаточно. Одна мощная мысль

мощная мысль Запада, к которой примыкает вся длинная история его, в состоянии

оплодотворить зародыши, дремлющие в патриархальном быту славянском.

А. И. Герцен. «Былое и думы».


Слайд 30 Критика славянофильства Вред национального обособления
Восприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и

Критика славянофильства Вред национального обособленияВосприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности

большая способность усвоения и пластицизма делают их по преимуществу народом, нуждающимся в

других народах, они не вполне довлеют себе.

А. И. Герцен. «Былое и думы».


Слайд 31 Разочарование в Западе Западничество как утопия
Я знаю, что моё воззрение

Разочарование в Западе Западничество как утопияЯ знаю, что моё воззрение на

на Европу встретит у нас дурной приём. Мы, для утешения себя, хотим

другой Европы и верим в неё так, как христиане верят в рай.

А. И. Герцен. «Былое и думы».


Слайд 32 Разочарование в Западе Западничество как утопия
Поживши год, другой в

Разочарование в Западе Западничество как утопияПоживши год, другой в Европе, мы

Европе, мы с удивлением видим, что вообще западные люди не соответствуют нашему понятию

о них, что они гораздо ниже его.

А. И. Герцен. «Былое и думы».


Слайд 33 Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада
Было время, когда полусвободный Запад гордо

Разочарование в Западе Социальное бессилие ЗападаБыло время, когда полусвободный Запад гордо

смотрел на Россию, раздавленную императорским троном, и образованная Россия, вздыхая, смотрела на

счастие старших братий. Это время прошло. Равенство рабства водворилось.

А. И. Герцен. «Былое и думы».


Слайд 34 Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада
Европа показала удивительную неспособность к социальному

Разочарование в Западе Социальное бессилие ЗападаЕвропа показала удивительную неспособность к социальному

перевороту. Мы думаем, что Россия не так неспособна к нему, и на

этом сходимся со славянами. На этом основана наша вера в её будущность.

А. И. Герцен. «Былое и думы».


Слайд 35 Крестьянский социализм и историческая миссия России
С тех пор,

Крестьянский социализм и историческая миссия РоссииС тех пор, как туман, покрывавший

как туман, покрывавший февральскую революцию, рассеялся, резкая простота заменила путаницу, – осталось

только два интересных вопроса: вопрос социальный и вопрос русский. В сущности эти два вопрос составляют один и тот же.

Разумное и свободное развитие русского народного быта совпадает с стремлениями западного социализма.

А. И. Герцен. «Былое и думы».


Слайд 36 Н. Я. Данилевский (1822‑1885)
Россия и Европа: Взгляд на культурные и

Н. Я. Данилевский (1822‑1885)Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского

политические отношения славянского мира к романо-германскому (1869)
Дарвинизм: Критическое

исследование (1870-1885)

Основные сочинения


Слайд 37 Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития
В

Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развитияВ основе универсалистской парадигмы

основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории

на периоды: древность, средневековье, новое время.
Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.
В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время».
Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.
Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.

Слайд 38 Теория культурно-исторических типов Многообразие культур
Культура не универсальна (западная

Теория культурно-исторических типов Многообразие культурКультура не универсальна (западная – в том

– в том числе).
Совокупное человечество не есть реальный субъект

истории, но лишь абстрактная идея.
Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.

Слайд 39 Теория культурно-исторических типов Многообразие культур
Дабы поступательное движение вообще не

Теория культурно-исторических типов Многообразие культурДабы поступательное движение вообще не прекратилось в

прекратилось в жизни всего человечества, необходимо, чтобы, дойдя в одном направлении до

известной степени совершенства, началось оно с новой точки исхода и шло по другому пути, т. е. надо чтобы вступили на поприще деятельности другие психические особенности, другой склад ума, чувств и воли, которыми обладают только народы другого культурно-исторического типа.

Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».


Слайд 40 Теория культурно-исторических типов Многообразие культур
Прогресс состоит не

Теория культурно-исторических типов Многообразие культурПрогресс состоит не в том, чтобы идти

в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае

он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с её предшественницами или современницами, во всех сторонах развития.

Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».


Слайд 41 Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов
Египетский
Китайский
Древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий
Римский
Аравийский
Романо-германский
Мексиканский
Перуанский
Славяно-русский

Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типовЕгипетскийКитайскийДревнесемитскийИндийскийИранский ЕврейскийГреческийРимскийАравийскийРомано-германский Мексиканский	ПеруанскийСлавяно-русский

Слайд 42 Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Цивилизации не

Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизацииЦивилизации не бывают «лучше» или

бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные.
Цивилизации различаются

преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры:
еврейская цивилизация – преимущественно религиозная,
греческая – преимущественно эстетическая,
римская – преимущественно политико-правовая.
Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную.
Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.
Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация.
Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.

Слайд 43 В. С. Соловьёв (1853-1900)
Философские начала цельного знания (1877)
Чтения о Богочеловечестве

В. С. Соловьёв (1853-1900)Философские начала цельного знания (1877)Чтения о Богочеловечестве (1877-1881)Россия и

(1877-1881)
Россия и Вселенская церковь (1889)
Оправдание добра (1895)
Три разговора о

войне, прогрессе и конце всемирной истории (1899-1900)

Основные сочинения


Слайд 44 Онтология всеединства Понятие всеединства
Достойное, идеальное бытие требует одинакового простора для

Онтология всеединства Понятие всеединстваДостойное, идеальное бытие требует одинакового простора для целого

целого и для частей, следовательно, это не есть свобода от

особенностей, а только от их исключительности. Полнота этой свободы требует, чтобы все частные элементы находили себя друг в друге и в целом, каждое полагало себя в другом и другое в себе, ощущало в своей частности единство целого и в целом свою частность, – одним словом, абсолютная солидарность всего существующего, Бог – всё во всех.

В. С. Соловьёв. «Общий смысл искусства».


Слайд 45 Онтология всеединства Понятие всеединства

Онтология всеединства Понятие всеединства

Слайд 46 Онтология всеединства Понятие всеединства
Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного

Онтология всеединства Понятие всеединстваВсеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы

единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собой

и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй, «трансрациональное единство раздельности и взаимопроникнутости», как сформулировал С. Л. Франк.

С. С. Хоружий


Слайд 47 В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места

В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу

процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному

– всей исторической драме.
«Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.
Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки:
мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине,
не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра,
не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте.
Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.

Историософия Богочеловеческий процесс


  • Имя файла: -russkaya-filosofiya-xix-veka.pptx
  • Количество просмотров: 148
  • Количество скачиваний: 0