Слайд 2
Онтология
Онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν,
род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и
λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем»
Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре»
Метафизика (др.-греч. τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Слайд 3
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ОНТОЛОГИИ
ЧТО СУЩЕСТВУЕТ?
Что не существует?
Что может существовать?
Что
не может существовать?
Слайд 4
Онтология о типах существования.
Слайд 5
Бытие
ШИРОКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Чистое бытие, не имеет свойств,
как, собственно, и вообще не имеет никаких определений. Бытие
есть определение лишь самому себе: бытие есть бытие, т.е. тождественное самому себе – т.е. абсолютная абстракция, т.е. абстракция абсолютно от всего, т.е. ничего конкретного, ничего наличного.
УЗКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
чистое бытие, не имеет свойств, как, собственно, и вообще не имеет никаких определений. Бытие есть определение лишь самому себе: бытие есть бытие, т.е. тождественное самому себе – т.е. абсолютная абстракция, т.е. абстракция абсолютно от всего, т.е. ничего конкретного, ничего наличного.
«Бытие это всё что нас окружает»
Наконец, существует позиция, которая соединяет эти два подхода и в какой-то мере выходит на существенное понимание бытия. Она хорошо сформулирована известным с советских времён философом А.Г.Спиркиным:
«Бытие есть всё то, что есть».
Слайд 6
Субстанция и субстрат.
Субста́нция (лат. substantia — сущность;
то, что лежит в основе) — философская категория классической
рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития.
Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от лат. substratum — основа, фундамент). В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают ее конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).
Субстрат — это то, «из чего все сделано».
На более высоком обобщающем уровне под основой Бытия понимают уже не субстрат, а субстанцию (от лат substatia — сущность, то. что лежит в основе).
Слайд 7
Монизм, дуализм, плюрализм.
Монизм
Монизм
(от греч. μόνος,
один, единственный) –
онтологическая
позиция,
признающая единство мира, т.е.
принципиальную сводимость
всех его объектов (явлений) к
единой
субстанциальной основе.
Плюрализм
(от лат. pluralis,
множественный) –
онтологическая позиция,
признающая наличие в мире
множества принципиально
независимых (несводимых друг к
другу) первоначал (субстанций).
Дуализм
(от лат. dualis, двойственный) –
разновидность плюрализма,
ограничивающая число
независимых первосущностей
мира двумя (обычно такими
первоначалами признаются
материальное и духовное).
Слайд 8
Р. Декарт
Р. Спиноза
Г. Лейбниц
Монизм, дуализм, плюрализм.
Дуализм
Монизм
Плюрализм
Дух
Материя
Бог, или
Природа
М
О
Н
А
Д
Ы
Слайд 9
Основные философские направления
Слайд 10
Формирование представлений о
пространстве и времени
В науке исторически
сложилось две концепции
в понимании пространства и времени
Субстанциональная концепция
Реляционная
концепция
Пространство и время – нечто
самостоятельно существующее наряду с
материей, как ее пустые вместилища.
Пространство – чистая протяженность.
Время – чистая длительность, в
которые как бы «погружены»,
«помещены» материальные объекты
(Демокрит – И.Ньютон)
Пространство и время не особые
субстанциональные сущности,а формы
существования материальных объектов.
пространство выражает сосуществование
объектов. Время – последовательность
их состояний.
(Аристотель – Г.Лейбниц)
52
Слайд 12
Небытие
Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще,
несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего. Ничто — способ
существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.
Небытие — онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие».
Слайд 13
Несуществующие объекты или "предметы сознания"
Золотая гора и круглый
квадрат.
МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон (1853-1920), австрийский философ-идеалист и психолог.
Слайд 14
Невозможные объекты
Оскар Рутесвард. "Opus 1" (№293aa). 1934 год.
Оскар Рутесвард. "Opus 2В".
1940 год
Слайд 15
Мауриц Корнелиус Эшер. "Восхождение и спуск".
Слайд 17
Антропный принцип и принцип заурядности
То, что является
особенным для нас,
является только одним из множества.
Человек и
его социальная ментальность
были "запланированы«
еще в момент "Большого взрыва"
Слайд 18
Антропный принцип
Несколько десятилетий назад Б. Картер выдвинул так
называемый антропный принцип (АП), декларирующий наличие взаимосвязи между параметрами
Вселенной и существованием в ней разума. Формальный толчок началу дискуссии о месте человека во Вселенной дало обсуждение проблемы совпадения больших чисел - странной численной взаимосвязи параметров микромира (постоянной Планка, заряда электрона, размера нуклона) и глобальных характеристик Метагалактики (ее массы, размера, времени существования). Эта проблема поставила вопрос: а на сколько случайны параметры нашего мира, насколько они взаимосвязаны между собой, и что произойдет при их незначительном изменении?
Слайд 19
Принцип заурядности
Принцип заурядности (иногда
также несколько ошибочно называется принципом посредственности) — принцип в
философии науки, заключающийся в утверждении того, что ни Земля, ни люди на ней не являются чем-то выделенным во Вселенной. Принцип утверждает, что существует или возможно существование большого количества планет и цивилизаций, подобных нашей. Этот принцип является обобщением принципа Коперника, утверждающего то же самое только для Земли как планеты.
Слайд 21
Гносеология
Гносеология (гр. gnosis — познание) - философская дисциплина,
занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания
как таковая.
Основные проблемы
природа познания
возможности и границы познания
отношение знания к реальности
объект и субъект познания
критерии истинности
Слайд 22
Эпистемология
Эпистемология (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука»,
«достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь»); гносеоло́гия (от
др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь») — теория познания, раздел философии, изучающий научное знание.
Слайд 23
Основные понятия теории познания
Истина
Абсолютная истина
Относительная истина
Чувственное
познание:
Представление
Восприятие
Ощущение
Рациональное
познание
Умозаключение
Суждение
Понятие
Практика –
цель,
основа, движущая сила познания, критерий истины
83
Слайд 24
Основные формы познания
Чувственное познание
Рациональное познание
Иррациональные формы познания (интуиция
и т.д.)
84
Слайд 25
Методология
Система определенных способов и приемов, применяемых в той
или иной сфере деятельности
Учение об этой системе общая теория
метода
Слайд 26
Уровни и методы научного познания
Метод – (гр. Путь
к чему-либо), способ деятельности субъекта, совокупность приемов, правил, способов,
норм познания и действий.
Слайд 27
Общелогические методы
Анализ
Синтез
Аналогия
Индукция
Дедукция
Слайд 28
Анализ
(от др. греч. “ἀνάλυσις” разложение, расчленение) –
операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса
или отношения между предметами) на составные части.
Слайд 29
Синтез
(от от греч. “σύνθεση” – совмещение,
помещение вместе (σύν – с, вместе и θεση –
положение, место) – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Слайд 30
Аналогия
(от др.-греч. “ἀναλογἰα” – соответствие, сходство)
– подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в
каких-либо свойствах, а также познание путем сравнения.
Слайд 31
Индукция
(от лат. “inductio” – наведение)
– способ рассуждения, характеризующийся переходом от частного к общему,
отдельных фактов и явлений к общим выводам, законам и гипотезам.
Слайд 32
Дедукция
(от лат. “deductio” – выведение) –
переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон,
в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок.
Слайд 33
Абсолютная истина
Точное исчерпывающее знание некоторый гносеологический идеал.
Элементарные знания,
носящие постоянный характер.
Знание которое сохраняет свое значение в ходе
развития науки, не опровергается, а лишь конкретизируется и обобщается.
Слайд 34
Относительная истина
Истина – неполная, условная, приблизительная, незавершенная.
Происходит углубление,
уточнение, по мере развития познания.
Слайд 35
Два направления в философии
Догматизм – преувеличение значения абсолютной,
устойчивой стороны истины
Релятивизм – преувеличение значения изменчивой, относительной стороны
истины.
Слайд 36
Критерии истинности знания
Практика – решающий и первичный критерий
истинности знания.
Вторичные критерии истинности
Логическая полнота и непротиворечивость
Когерентность - Согласованность
с фундаментальными идеями
Простота и красота
Эвристичность - Способность к саморазвитию
Способность к рефлексии
Слайд 37
Практика и ее роль в познании
Практика – материальная
деятельность человечества в историческом развитии и социокультурном контексте.
Слайд 38
Основные функции практики
Движущая сила и основа познания
Цель познания
Критерий
истины
Слайд 39
Заблуждение
Знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с
ним.
Заблуждение – искаженное отражение действительности, возникающая как результат абсолютизации
познания отдельных ее сторон
Слайд 40
Формы заблуждения
Научные
Ненаучные
Эмпирические
Теоретические
Религиозные
Философские
Слайд 41
Ложь
Ложь – преднамеренное искажение истины в чьих-то корыстных
интересах.
Дезинформация – передача заведомо ложного знания.
Ошибка – результат неправильности
действий индивида в любой сфере его деятельности.
Слайд 42
Структура гипотезы
Фд - факты действительности, на которые направлено познание человека
Фн - факты
науки (отражение фактов действительности в науке)
П - постановка проблемы (знание о
незнании, осознанное незнание)
Г - выдвижение гипотезы (научное предположение о существовании некоторого неизвестного явления, о его причинах, структуре, функциях)
Д - научное доказательство (процесс обоснования гипотезы)
Т - новое теоретическое знание