Слайд 2
План:
1.Философско-этические системы Древнего Востока.
2.Рождение этики как науки.
3.Христианская этика.
4.Этика
Нового времени.
Слайд 3
Древняя Индия
Особенности древнеиндийской этики
1) традиционализм, т.е. непрерывность этической
традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей
системы мировосприятия;
2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;
3) аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;
4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности – раствориться в духовном первоначале.
Слайд 4
Буддизм
Бу́дда («пробудившийся», «просветленный») в буддизме — достигший просветления
(бодхи).
Сиддхартха Гаутама (после пробуждения называемый Буддой Шакьямуни), живший приблизительно
с 623 по 543 год до н. э. и достигнувший бодхи около 588 года до н. э., не считается буддистами ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы.
Слайд 5
Буддизм
базируется на «четырех благородных истинах»:
жизнь есть зло и
страдание;
причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;
чтобы избавиться
от страданий, надо избавиться от желаний;
к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который предполагает: воздержание ото лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности.
Слайд 6
Йога
сделала акцент на психофизических методах очищения души с
целью достижения полного самоконтроля.
I ступень йоги - реализация
5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность.
II ступень - выполнение 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.
Слайд 7
Санкхья
Санкхья, самкхья («перечисление») — философия индийского дуализма,
основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя)
и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.
Санкхья видела возможность полного счастья в уходе из мира, бесстрастном, безразличном отношении к реальным жизненным интересам и чувствам человека
Слайд 8
Древний Китай
Особенности древнекитайской этики:
1) чрезвычайное почитание традиции и
почтение к старшим как главные нравственные заповеди;
2) этика представляет
собой не систему теоретических принципов, а набор конкретных рецептов поведения, оформленных в ритуале;
3) социально-политический характер этики, основной проблемой которой были отношения человека и общества
Слайд 9
Конфуцианство
Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций)
(V в. до н.э.)
Главный текст – «Лунь юй»
(«Беседы и высказывания»)
С раннего
детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого.
Слайд 10
Центральное понятие конфуцианства – жэнь («гуманность»). Жэнь предполагает
шу – «взаимность». и реализуется в ли («ритуале»). Однако
взаимная гуманность предполагает не равенство между людьми, а справедливую иерархию. Критерием возвышения в ней является знание (конфуцианских канонов, древних текстов и, конечно, ритуала). Идеалом конфуцианства выступает «благородный муж», который заботится о соблюдении социальных правил и ритуалов; он противопоставляется «низкому человеку», думающему лишь о личной выгоде. Благородные люди должны подавать народу нравственный пример, что гораздо эффективнее, чем правовое принуждение. Это будет способствовать действенности государственного управления.
Слайд 11
Даосизм
Основатель – Лао-цзы.
(VI-III вв. до н.э.)
Главный текст
– «Дао дэ цзин»
(«Книга о дао и дэ»)
О
нем нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций — это одно лицо. Многие исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-Цзы. В его краткой биографии сказано, что он был историографом-архивариусом при императорском дворе и прожил 160 или даже 200 лет.
Слайд 12
Центральное понятие даосизма – дао («путь») – безличный
мировой закон, по которому движутся все вещи и должен
двигаться человек. Жить по дао означает «следовать естественности», не искажать своими действиями порядок вещей в мире, следовать принципу недеяния (у-вэй). Недеяние подразумевает не ничегонеделание, а особые гармоничные действия, абсолютно адекватные многообразным проявлениям дао в конкретной ситуации. Не следует активно «творить добро», а тем более делать зло, так как и то, и другое искажает естественный порядок вещей. Следующий дао не «делает добро», но естественно излучает добро, подобно тому, как солнце излучает свет, не ставя это себе целью.
Слайд 13
Древняя Греция
Особенности древнегреческой этики:
1) светская, нерелигиозная этика, опирающаяся
в своих построениях на идеалы естествознания;
2) рационалистическая этика, которая
считает разум лучшим руководителем нравственной жизни;
3) нравственным идеалом является мудрец, т.е. человек, обладающий полнотой разума;
4) индивидуалистическая этика, согласно которой задача личности состоит в максимальном самораскрытии своих возможностей. В большинстве этических учений подразумевалось, что такое самораскрытие идет на благо полиса, индивидуальная этика находилась в гармонии с социальной.
Слайд 14
Софисты
начали этические размышления с того, что усомнились в
существовании общезначимой морали. Относительность человеческих суждений о благе, счастье
и смысле жизни побудила их перейти к анализу моральных явлений в противовес некритическому усвоению нравственности как неких очевидных правил.
«Человек – мера всех вещей»
Слайд 15
Сократ (469-399 г. до н.э.)
Получил разностороннее образование.
Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в
Пелопоннесской войне. В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд.
Первый попытался дать морали рациональное, а не чувственное толкование. Он ввел в этику понятие «высшее благо» как высшую цель поведения людей.
Слайд 16
Платон (427-374 г. до н.э.)
Ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Родился в аристократической семье, имевшей предками последнего царя Аттики
и афинского реформатора Солона.
Основатель собственной школы— Платоновской Академии.
Понимал мораль как стремление ко всеобщим идеям (добра, справедливости), которые являются недосягаемыми образцами идеального. В своих произведениях «Государство», «Политик», «Законы» Платон пытается создать идеальный образ общественного и государственного устройства, в котором бы существовала справедливость, но только для аристократии.
Слайд 17
Аристотель (384-322 г. до н.э. )
Ученик Платона, воспитатель
Александра Македонского. Он был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему
философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Ему принадлежит большая роль в разработке проблем этики. В труде «Этика» он пытается создать всеобъемлющую теорию морали. Он анализирует категории этики, говорит, что добродетели – приобретенные качества.
Слайд 18
Эпикур (341-270 г. до н.э.)
Считал, что мораль
должна быть основана на потребностях человека, на его земных
интересах и радостях, а не на абстрактных, противоречащих жизни понятиях. Однако Эпикур был врагом всяческих излишеств. Он учил, что истинное благо, которое является основанием морали – это:
телесные удовольствия (которые Платон считал источником зла);
духовные удовольствия – знания, духовное общение друзей;
невозмутимое состояние духа, освобождение от страданий и страстей.
Слайд 19
Христианская этика
Особенности:
1) в противовес античному идеалу мудреца, христианство
обращено к простым людям, «нищим духом»;
2) мировая религия провозгласила
равенство людей перед Богом, выработала понятие «ближнего»;
3) источником морали считается голос Бога в душе личности (то, что в современной морали называется совестью), что позволяет ей самостоятельно принимать нравственные решения;
4) главным мотивом нравственного поведения провозглашается любовь (а не разум, как полагала античная этика);
5) выдвинут целостный нравственный идеал – Иисус Христос, а не просто набор добродетелей, как это было в древнегреческой этике;
6) новый нравственный идеал предполагал и новые добродетели: веру, надежду, любовь, смирение, кротость, милосердие, всепрощение.
Слайд 20
Августин Блаженный (IV-V вв.)
Епископ, философ, влиятельнейший проповедник,
христианский богослов и политик. Святой католической и православной церквей.
Согласно
Августину, источником морали является Бог, и только Бог. Такая позиция в этике называется теоцентрической. Сама воля Бога и есть нравственность.
Пытается ниспровергнуть науку, знание, выступает против вывода Аристотеля о том, что знание помогает человеку познать свои моральные обязанности и жить соответственно им. Человек должен знать, что ничего нельзя добиться без сверхъестественной силы – благодати Бога.
Слайд 21
Фома Аквинский (1225-1274)
Философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики,
учитель церкви. Сформулировал пять доказательств бытия Бога.
Почитается католической
церковью
Канонизирован в 1323
Использовал для обоснования христианства учение Аристотеля. Этика Фомы Аквинского исходила из признания высшей божественной цели, требовала от человека поведения, соответствующего раз и навсегда установленному Богом порядку.
Слайд 22
Этика Нового времени
Особенности:
I.По образцу естественных наук, нравственность выводится
из природы человека. Наблюдения за природой человека привели мыслителей
к постановке следующих вопросов:
а) природа человека является доброй или злой;
б) нравственная природа человека является разумной или чувственной.
II.Решение проблемы: как совместить эгоизм автономного индивида с требованиями общественной морали.
Слайд 23
Шаррон П. и Монтень М.
Мише́ль де Монте́нь (1533-1592)
— французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги
«Опыты».
Пьер Шаррон (1541—1603) — французский богослов и моралист. Изучал в Орлеане право, был адвокатом при парижском парламенте, потом занялся богословием и приобрёл славу духовного оратора в южных городах Франции.
Считали, что религия зависит от нравственности. Христианская этика, которая основана на страхе за возмездие – это рабская нравственность. Основа морали не в религиозных санкциях, а в интересах людей.
Слайд 24
Бэкон Ф.
Фрэ́нсис Бэ́кон (1561-1626) — английский философ, историк,
политический деятель, основоположник эмпиризма.
Начал свою профессиональную деятельность как юрист,
но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции.
В работе «Нравственные и политические опыты» выступал против эгоизма, но в то же время, сохранял личный интерес как основу морали.
Слайд 25
Гоббс Т.
Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-материалист, автор
теории общественного договора.
Считал, что человек от природы зол, «человек
человеку волк». Исходным состоянием человечества была «война всех против всех», которая была прекращена с помощью разума. Во избежание самоуничтожения люди заключили общественный договор, передав государству функцию обуздания природной злобы индивидов с помощью закона и силы.
Основывал свою этику на эгоистических началах. Считал, что лишь жестокая борьба за существование заставила людей объединиться в общество и сознательно установить определенный круг моральных обязанностей, без которых бы общество распалось.
Слайд 26
Локк Д.
Джон Локк (1632-1704) — британский педагог и
философ, представитель эмпиризма и либерализма.
Он был первым философом,
который выражал личность через непрерывность сознания. Считал, что ум является «чистой доской», утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.
Считал, что такие этические понятия, как верность и справедливость, считавшиеся врожденными, на самом деле результат общественных установлений.
Слайд 27
Кант И.
Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник
немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и
Романтизма.
Утверждал, что счастье у каждого свое, и стремление всех к счастью не дает гармонии целого. Это может привести к дисгармонии, раздорам, неразберихе. Кант и его последователи пытались доказать, что существует всеобщий моральный закон, единый для всех народов, времен и состояний. Однако применение этого закона на практике обнаружило его бесплодность.
Слайд 28
Гегель Г.
Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель (1770-1831) —
немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и
философии романтизма.
Он попытался раскрыть противоречивую природу этических категорий – добра и зла, чести, совести, а также ему удалось связать мораль с другими общественными отношениями: правовыми, экономическими, политическими.
Слайд 29
Фейербах Л.
Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (1804-1872) — выдающийся
немецкий философ-метафизик
Благодаря ему в центре этики снова появился живой
человек со своими нуждами, потребностями, социальными стремлениями, без удовлетворения которых не может быть нравственного здорового общества. На первый план он выдвигает альтруизм*.
Альтруизм – нравственная позиция, в соответствии с которой каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо другого человека и общее благо.