Слайд 2
1.Представления средневекового человека о мире.
В первые столетия
Средневековья немногие выезжали за пределы своей округи. Дальнее путешествие
было опасным и трудным.
Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными. Не было единой системы отсчёта времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других – с Рождения Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. Ночь разделялась на «три свечи».
Слайд 3
1.Представления средневекового человека о мире.
Сутки делились на день
и ночь. Средневековые законы особенно сурово карали за преступления,
совершённых ночью. Ночь – это время появления сверхъестественных сил, привидений, демонов. Поэтому монахи и все глубоко верующие люди особенно страстно молились ночью: они вели духовную битву с силами дьявола.
С развитием городов и торговли, деловых и дипломати – ческих связей, в ходе завоевания новых территорий люди стали чаще покидать родные места.
Слайд 4
1.Представления средневекового человека о мире.
Яркий рассказ о странах
Дальнего Востока в 13 веке оставил венецианский купец и
путешественник Марко Поло. Около четверти века провёл он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, в которой рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.
Слайд 5
Астролог, математик и писец.
Слайд 6
2. Переводы с греческого и арабского.
Жители Западной Европы
5-10 веков почти забыли греческий язык и вовсе не
стремились знать восточные языки.
В 11-12 веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, медицине. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился.
Слайд 8
3. Средневековые университеты.
Средневековое общество было корпоративным. Университеты представляли
собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров и студентов.
Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Студенты из одной страны объединялись в землячества (нации), а преподаватели создавали объединения по предметам факультеты, возглавлявшиеся деканами. Все вместе они избирали главу университета – ректора. Обычно кроме подготовительного, было три факультета: богословский, юридический и медицинский. В 15 веке в Европе было уже 60 университетов.
Слайд 9
4. Схоластика.
Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и
разум несовместимы. Бога невозможно понять умом – в него
надо верить. Учёные 11-13 веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Для выяснения истины нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргументы противника. Так в соборных школах и университетах родилась схоластика (школа) – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. Схоласты выработали свой научный метод – способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Слайд 10
5.Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.
Одним из самых известных
философов-схоластов 12 века был француз Пьер Абеляр (1079-1142). Абеляр
уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошёл своих профессоров и побеждал их в диспутах. Самым сильным из идейных противников Абеляра был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель Второго Крестового похода Бернар Клервоский (1090-1153). Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. Нужно верить, а не рассуждать, - полагал Бернар. Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рационализма и мистики.
Слайд 11
6. Великий схоласт 13 века.
Вершиной средневековой схоластики были
труды богослова 13 века Фомы Аквинского (1225-1274). Фома Аквинский
был сыном итальянского графа, учился в университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он стал монахом доминиканского ордена. Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком. Самый знаменитый его труд – «Сумма бого – словия». В этой грациозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные в Средневековье. Он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой её детали, от человека до муравья, своё место и своя роль, предназначенные Богом. После смерти Фому называли «ангельским доктором», а церковь объявила его Святым.
Слайд 12
7. «Удивительный доктор».
Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев,
англичанин Роджер Бэкон (1214-1294) преподавал в университетах Оксфорда и
Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, а нужны также наблюдения и опыты. Только с их помощью можно проверить, верны ли наши знания. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».