Слайд 2
План лекции
Философия как методологическая основа общей и профессиональной
этики.
Общечеловеческое, соцкультурное, классовое и конкретно-историческое в морали.
Моральное
измерение личности и общества.
Понятие профессиональной деонтологии.
Слайд 3
1. Философия как методологическая основа общей и профессиональной
этики
Этика – область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки,
предметом которой является мораль, нравственные отношения, эта специфическая форма общественного сознания.
Слайд 4
Происхождение и содержание термина «этика»
Термин "этика" впервые был
употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой
учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нравам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой - Добро и Зло.
Слайд 5
МОРАЛЬ
Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от
лат. mos – характер, обычай, закон.
Мораль – форма
общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования.
В отличие от права, мораль носит в основном неписаный характер, представляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.
Слайд 6
Нравственность
Слово «нравственность» славянского происхождения. Нравственность — термин, употребляющийся
в живом языке и в специальной литературе чаще всего
как синоним морали, реже — этики. Так же как греческое слово ήβος (этос), латинское moralis (от mos, мн. ч. mores), немецкое “Sittlichkeit”, русское слово “нравственность” этимологически восходит к слову “нрав” (характер).
Слайд 7
Нравственность
Нравственность – практическая воплощенность моральных идеалов, целей и
установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения
людей и отношениях между ними.
Ряд ученых рассматривает понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.
Слайд 8
Функции этики
описывает мораль,
объясняет мораль,
учит морали.
Слайд 9
Структура этики
Соответственно выделенным выше функциям этика делится на
три уровня:
эмпирический,
теоретический ,
нормативный.
Слайд 10
Эмпирический уровень
На уровне эмпирического исследования определяют факты, которые имеют отношение
к моральной жизни человека и общества, собирают и описывают
их, устанавливают закономерности.
Задача этики на этом уровне – описание морали. Это происходит и в таких разделах: социология морали, психология морали, история обычаев.
Слайд 11
Теоретический уровень
На теоретическом уровне этика объясняет мораль.
Задача этики на
этом уровне – понятийно воссоздать, осмыслить и обосновать мораль, обосновать
сложившуюся систему моральных норм и ценностей, доказать ее преимущество, мотивацию, надежность.
Слайд 12
Нормативный уровень
Нормативный уровень. Задача этики на этом уровне: внедрение
в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и норм, стандарта человеческой
моральности, моральное воспитание и стимуляция духовного развития человека.
Слайд 13
Философия как методологическая основа общей и профессиональной этики.
Первоначально
этика была слита с философией.
К концу XVIII в.
завершился подготовительный (предварительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому времени философы (прежде всего Кант) осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-нибудь другим явлениям культуры и имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества
Слайд 14
2. Общечеловеческое, социокультурное, классовое и конкретно-историческое в морали.
Исследование бытия общечеловеческого в духовной сфере предполагает рассмотрение
общечеловеческого в морали, так как мораль занимает особое положение в структуре человеческой духовности.
Слайд 15
С. Анисимов, в частности, считает, что «Нравственность –
первоценность, первооснова духовной жизни людей… является абсолютно необходимым условием
всей человеческой духовности, более того, она – единственное абсолютно необходимое ее условие». Ведь человек может отличаться любыми отрицательными качествами, но лишь аморальность ставит под сомнение его принадлежность к человеческому роду.
Можно сказать, что проблема общечеловеческого в отечественной философии была поставлена, прежде всего, как проблема общечеловеческого и классового в морали.
Слайд 16
Мораль – это одна из форм общественного сознания,
способ духовного существования личности, один из рычагов духовного развития
общества.
Мораль можно рассматривать как духовно-практическое освоение мира. Моральное сознание нельзя рассматривать как отражение общественной реальности. Оно одновременно творит этот мир, задавая нормы, эталоны и идеалы нравственных действий. В нравственных нормах, требованиях, ценностях в концентрированной форме запечатлен опыт человечества, моральное сознание содержит в себе всеобщее начало, но общее и всеобщее в морали имеет, как представляется, более глубокую и сложную природу.
Слайд 17
В этике отмечается всеобщность нравственных норм и требований,
в самой структуре нравственного требования содержится отнесение ко всему
человечеству. Давая моральную оценку или предъявляя моральное требование к другому человеку, люди относятся к нему не как к гражданину или субъекту политики и права, а как к члену человеческого рода вообще, «социально-исторический субъект выдвигает свои требования не от собственного лица, а от имени человечества». Общечеловеческое, таким образом, содержится в морали.
Слайд 18
3. Моральное измерение личности и общества
Нравственность уже с
греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим
собой, показателем того, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах виновности и ответственности.
Слайд 19
Мораль, как показывает этимология слова, связана с характером
человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души.
Если человека называют душевным, то имеют в виду, что он отзывчив к людям, добрый. Когда же, наоборот, о ком-то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий.
Значение морали как качественной определенности человеческой души обосновал Аристотель.
Слайд 20
Мораль можно рассматривать как способность человека ограничивать себя
в желаниях. Она должна противостоять чувственной распущенности. У всех
народов и во все времена мораль понимали как сдержанность в отношении эгоистических страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетельствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также способен управлять ими.
Слайд 21
Царствовать над своими страстями и управлять ими не
значит подавлять, так как сами страсти также могут являться
«просветленными», быть связанными с верными суждениями разума.
Таким образом, необходимо различать два положения: наилучшее соотношение разума и чувств (страстей) и то, как достигается такое соотношение
Слайд 22
«Золотое правило нравственности»
- общее этическое правило, которое модно
сформулировать как « Относись к людям так , как
хочешь, чтобы относились к тебе»
Слайд 23
4. Понятие профессиональной деонтологии
Деонтология (от греч. – учение
о должном) – раздел этики, который рассматривает проблемы долга,
сферу надлежащего (того, что должно быть), все формы моральных требований и их соотношение. Термин «деонтология» как учение о надлежащем поведении, поступках, образе деятельности ввел английский юрист, социолог и философ Иеремия Бентам в 1834 г.
Слайд 24
Деонтология рассматривает деятельность, преимущественно профессиональную, с точки зрения
надлежащего, обязанности и, конечно, нормы, что фиксирует должное, необходимое
поведение.
Общественная полезность и характер деятельности профессиональных юристов, в том числе сотрудников правоохранительных органов, важность сферы их деятельности (цель, средства и конечный результат), безусловно, предполагают специфически профессиональные нравственные требования.
Слайд 25
Особенность профессиональной морали сотрудников ОВД является результатом специфического
преломления общих принципов и норм морали в их служебной
деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах:
1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными.
2. Моральные нормы юриста, как и сотрудника правоохранительной системы, юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.
Слайд 26
3. Нормы и принципы профессиональной этики сотрудника ОВД
и юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности
выполнения.
4. Действия профессиональных юристов и сотрудников ОВД при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство.
5. Отношения профессиональных юристов и сотрудников правоохранительной системы с гражданами требуют индивидуального подхода, внутренней культуры и такта.
6. При применении права юристам и сотрудникам ОВД необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.
Слайд 27
Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной
социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных
с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.