Слайд 2
Экзистенциализм — особое направление в философии XX века,
акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его
иррациональным
Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Слайд 3
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения
и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок
рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности
Слайд 4
СЁРЕН КЬЕРКЕГОР
(5 МАЯ 1813 — 11 НОЯБРЯ
1855)
ДАТСКИЙ ФИЛОСОФ, ПРОТЕСТАНТСКИЙ ТЕОЛОГ И ПИСАТЕЛЬ
Слайд 5
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ
(6 [18] МАРТА 1874— 23
МАРТА[1][2] 1948) РУССКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМA
Слайд 6
ЛЕВ ИСААКОВИЧ ШЕСТОВ
(31 ЯНВАРЯ 1866 — 19
НОЯБРЯ 1938) РУССКИЙ ФИЛОСОФ-ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ
Слайд 7
Западноевропейская философия XIX — XX вв. представляет собой
разнообразие направлений и школ, но доминирующим в ней был
ряд тенденций:
Одни философы (О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер и др.) продолжали отстаивать и наполнять новым содержанием те ценности, которые разрабатывались в XVII — XVIII вв. философами этого региона;
Другие (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др.) скептически отнеслись ко многим ценностям духовной жизни прошлого и пытались создавать новые, почувствовав приближение эпохи революционных потрясений и войн, обратить внимание на опасности, таящиеся в будущем;
Третьи уделяли главное внимание вопросам организации человеческой деятельности (прагматисты);
Четвертые предметом своих размышлений сделали проблемы онтологии и философской антропологии (экзистенциалисты)
Слайд 8
КАРЛ ТЕОДОР ЯСПЕРС
(23 ФЕВРАЛЯ 1883-26 ФЕВРАЛЯ 1969)
НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ, ПСИХОЛОГ И ПСИХИАТР, ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Слайд 9
РАБОТЫ
“Психология мировоззрений” (1919);
“Философия” (1931 — 1932);
“Духовная ситуация
времени” (1932);
“Об истине” (1947);
“Философская вера” (1948);
“Смысл и
назначение истории” (1949);
“Разум и антиразум в нашу эпоху” (1950);
“Об условиях и возможностях нового гуманизма” (1962)
Слайд 10
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Философия - неотъемлемое достояние людей. Ее цель
заключалась в том, чтобы возвышать человека, помогать ему осознать
свою независимость;
Философия не тождественна науке, хотя наука является помощницей философии. Исследование ее предмета — “личностно-мировоззренческой проблематики” позволяет философии бесконечно углублять и совершенствовать свои выводы;
Экзистенция способна проявляться в коммуникации и может быть неподлинной и подлинной;
“Все охвачено кризисом, необозримым и непостижимым в своих причинах, кризисом, который нельзя устранить, а можно только принять как судьбу, терпеть и преодолевать”
Слайд 12
РАБОТЫ
“Воображение” (1936);
“Эскиз теории эмоций” (1939);
“Воображаемое. Феноменологическая
психология воображения” (1940);
“Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии”
(1943);
“Экзистенциализм — это гуманизм” (1946);
“Ситуации”: В 6 т. (1947 — 1964);
“Проблема метода” (1957);
“Критика диалектического разума. Т. 1. Теория практических ансамблей” (1960); “Тошнота” (1938);
сборник новелл “Герострат” (1939);
романная трилогия “Дороги свободы”: В 3 т. (1946 — 1949)
Слайд 13
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
субъективность отдельного сознания приобретает значение для других,
т. е. становится бытием для других, когда существование личности
попадает в область восприятия другого сознания. При этом отношение к другому представляет собой борьбу за признание свободы личности со стороны другого человека;
Человеческое существование - последовательная цепь самоотрицаний, в которых находит реализацию свобода;
объективные обстоятельства не могут лишить человека свободы. Она может сохраняться в любых условиях и представляет собой возможность выбора отношений к явлениям окружающей действительности
перед лицом мира человек испытывает одиночество, которое становится условием не только страдания, но и средством, указывающим ему место в мире, наделяющим его позицией, правами и обязанностями.
Слайд 15
РАБОТЫ
“Изнанка и лицо” (1937)
“Бракосочетания” (1939)
“Калигула” (1938)
“Чума”
(1947);
“Осадное положение” (1948);
“Праведные” (1949);
эссе “Бунтующий человек” (1951);
“Падение” (1956);
“Изгнание и царство” (1957)
Слайд 16
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИ
наука до сих пор не дает ответа
на самый настоятельный вопрос — вопрос о цели существования
и смысле всего сущего. Люди заброшены в этот мир, в эту историю. Они смертны, и жизнь предстает перед ними как абсурд в абсурдном мире;
с самого начала человек должен “решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить”;
человек имеет выбор: либо жить в своем времени, приспосабливаясь к нему, либо пытаться возвыситься над ним, но можно и вступить с ним в сделку: “жить в своем веке и веровать в вечное”;
творчество — наиболее эффективная школа терпения и ясности. Оно является и потрясающим свидетельством единственного достоинства человека: упорного бунта против своего удела, настойчивости в бесплодных усилиях. Творчество требует каждодневных усилий, владения самим собой, точной оценки границ истины, требует меры и силы