Слайд 2
Общая характеристика, основные направления и выдающиеся представители средневековой
философии.
Общая характеристика, основные направления и выдающиеся представители философии эпохи
Возрождения.
Философия европейского Средневековья и эпохи Возрождения
Слайд 3
Основные проблемы средневековой философии
Сотворен ли мир Богом или
существует от века?
Постижима ли воля и намерения Бога и
сотворенный им мир?
Каково место человека в мире и какова роль его в истории?
Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость?
Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит?
Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума?
Слайд 4
Характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья
Теоцентризм
Монотеизм
Креационизм
Провиденциализм
Персонализм
Слайд 5
Теоцентризм
(от греч. θεός – Бог и
лат. centrum – центр)
Бог – абсолютное, совершенное, наивысшее
бытие.
Бог
– абсолютный источник жизни и блага.
Слайд 6
Монотеизм
(букв. «единобожие» — от греч. μονος
— один, θεος — Бог)
учение о едином персонифицированном
Боге
Слайд 7
Креационизм
(от лат. creatio, род. п. creationis — творение)
Мир – результат творения Бога
Единственный способ познания – вера.
Слайд 8
Провиденциализм
(от лат. providentia – «провидение»)
Бог управляет
миром.
История человечества – исполнение его предначертаний.
Экзегетика – истолкование смысла
Священного Писания
Эсхатология – учение о конце света, искуплении и загробной жизни
Слайд 9
Персонализм
(от лат. persona — личность)
Человек есть личность,
поскольку он сотворен по образу и подобию Бога.
Важнейший вопрос
– отношения человека и Бога.
Слайд 10
Основные направления философии Средневековья
Патристика
II
– VIII вв. н.э.
Схоластика
IX – XV вв.
Номинализм
Реализм
Концептуализм
Слайд 11
Патристика
(лат. pater — отец)
совокупность
философских и теологических доктрин христианства
II-VIII вв., созданных «отцами
церкви»
В этот период велико влияние Платона
Слайд 12
Вера выше разума
Тертуллиан:
И Сын Божий умер: это бесспорно,
ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно
Credo quia absurdum est
(«верую, ибо абсурдно»)
Слайд 13
Августин Блаженный (354-430 гг.)
«Исповедь»
«О граде Божьем»
Град земной –
жизнь во плоти
Град Божий – жизнь по духу
Слайд 14
Схоластика
(от греч. scholastikos - ученый, школьный)
Совокупность
философских учений, в рамках которых осуществляется попытка рационально обосновать
и систематизировать христианское вероучение.
Главная проблема-отношение веры и знания
Основной тезис-вера выше разума
Основной философский вопрос – отношение общего к единичному
Влияние Аристотеля
Слайд 15
Основные проблемы схоластики
Проблема веры и разума
способы познания
Проблема универсалий (предельно общих понятий)
Как всеобщее существует в частном?
Слайд 16
Проблема универсалий
роды и виды существуют ли в реальности
или же только в мысли?
если допустить, что они существуют
реально, то телесны они или бестелесны?
существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?
Слайд 17
Проблема универсалий
Номинализм
(лат. nomen,
имя) –
философское учение,
утверждающее, что
реальны лишь
единичные вещи,
а
универсалии
сами по себе
(вне мышления
и речи)
не существуют.
Universalia sunt nomina.
Универсалии –
это
имена (слова).
Реализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Universalia sunt realia.
Универсалии –
реальные сущности.
Universalia sunt concepta.
Универсалии –
это понятия.
Концептуализм
(лат. conceptus, понятие)
философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей.
Слайд 18
Представители
Номинализм
Иоанн Росцелин
Вильгельм Оккам
Жан Буридан
Реализм
Альберт Великий
Фома Аквинский
Ансельм Кентерберийский
Концептуализм
Пьер
Абеляр
Слайд 19
Фома Аквинский (1225 - 1274)
«Сумма теологий»
Христианские идеи +учение
Аристотеля
Проблема веры и разума
Пять доказательств бытия Бога
Томизм
Слайд 20
Философия эпохи Возрождения
сер XIV – XVI вв.
Иероним Босх
Слайд 21
Характерные черты философии Возрождения
Антропоцентризм и гуманизм – преобладание
интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и
достоинство
Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики
Принципиально новое пантеистическое миропонимание
Интерес к социальным проблемам обществу, государству
Широкое распространение идеи социального равенства
Слайд 22
Принципы философии Возрождения
Пантеизм – отождествление Бога с миром
(всё есть Бог)
Деизм (лат. deus — бог) —философское учение,
согласно которому бог не вмешивается в течение природных и общественных процессов, в повседневную жизнь человека.
Антропоцентризм – человек центр земного мира, его проблемы становятся в философии центральными
Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие
Слайд 23
Философские направления эпохи Возрождения
Гуманизм
Неоплатонизм XV-XVIвв.
Натурфилософия XVI-XVIIвв.
Реформация XVI-XVII вв.
Социально-политическая
философия: утопический социализм, учение Н.Макиавелли
Слайд 24
Гуманизм
Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека,
его ценность как личности.
В центре внимания-человек, его достоинство,
величие и могущество, ирония над догматами Церкви
Представители:
Франческо Петрарка
Лоренцо Валла
Слайд 25
Неоплатонизм XV-XVIвв.
Углубленное изучение и систематизация учения Платона, применение
его идей к познанию природы и человека
Представители:
Николай Кузанский
Парацельс
Франческо Патрици
Слайд 26
Натурфилософия XVI-XVII вв.
Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в целостности.
Попытка, опираясь на научные открытия, развенчать учения Церкви о
Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания
Представители:
Николай Коперник
Джордано Бруно
Галилео Галилей
Леонардо да Винчи
Слайд 27
Реформация XVI-XVII вв.
Критика идеологии средневекового католицизма
Противопоставление авторитета Библии
авторитету церкви как посредника между человеком и Богом
Представители:
Мартин Лютер
Томас Мюнцер
Эразм Ротердамский
Слайд 28
Социально-политическая философия
Утопический социализм XV-XVII вв.
Поиск идеально-фантастических форм построения
общества, государства, без частной собственности при всеобщем уравнении, тотальном
регулировании со стороны государства
Представители:
Томас Мор
Томмазо Кампанелла
Политическая философия (XV-XVIвв.)
Изучение проблем управления государством, роли правителей
Никколо Макиавелли