Слайд 2
Задание.
Работа с учебником. § 3, п.1 – 2
на уроке
Составить систематическую таблицу «Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего
времени о человеке и обществе».
Слайд 3
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 4
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 5
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Выводы:
Философы Средневековья и эпохи Возрождения открыли путь новому
направлению в духовной культуре – гуманизму, признающему ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Развитие эмпирических исследований привело к исключительным успехам в области науки (Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон).
Слайд 6
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 7
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 8
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 9
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 10
Выводы:
Философы Возрождения оформили и утвердили в общественном сознании
важнейшую политико-правовую мысль Нового времени – идею разделения властей.
Практическое
воплощение этой идеи вошло в Конституции многих стран Запада и стало основой политического устройства современных государств.
Слайд 11
Выводы:
Философы Эпохи Просвещения создали новое течение в обществе
– сентиментализм, его источником было чувство. Оно преобразило культурного
человека, изменило его отношение к самому себе, к людям, к природе и к культуре.
Слайд 12
Домашнее задание
Работа с учебником. § 3, п.4 –
6.
Продолжить составление систематической таблицы «Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего
времени о человеке и обществе».
Слайд 13
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 14
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к другому
как к цели, а не только как к средству»
Слайд 15
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
«В человеке самопознание Духа приходит к завершению»
Слайд 16
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 17
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 18
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 19
Выводы:
В конце XVIII – XIX вв. шло становление
научного обществознания.
В начале своего развития социология во многом копировала
естественные науки.
Постепенно учёные создавали широкую теорию общественного развития, оказавшую влияние не только на дальнейшее развитие науки, но и на реальный ход истории.
Слайд 20
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 21
Мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени о человеке
и обществе
Слайд 22
Выводы:
В конце XIX – начале XX вв. марксистское
и ленинское учения оказали величайшее влияние на историческое развитие
Европы и России.
В Европе оно имело умеренный, реформистский вид, стремясь сохранить сложившиеся в западном обществе демократические институты, реформируя экономику постепенно, не разжигая классовую борьбу.
В России ленинское учение приняло радикальное развитие: революция 1917 года привела к свержению монархии Романовых, установлению диктатуры пролетариата и становлению социалистического государства.
Слайд 23
Социально-философская мысль
ХХ века
«Культура, с одной стороны, ограничивает
неконтролируемые сексуальные и агрессивные инстинкты человека, а с другой
– делает его больным и несчастным»
Слайд 24
Западная социально-философская мысль
1.
Дж.Гелбрейт
При капитализме и социализме идут одинаковые
процессы
Недостатки:
-развитие
техники приводит
к экологическим проблемам,
-не учитываются духовная культу-
ра,биологические и природные
факторы.
Слайд 25
Ценности и их роль в развитии общества.
Ценность
М.Вебер
«Ценности задаются
эпохой»
М.Вебер
« Ценности носят «надисто-
рический» характер»
Г.Риккерт
Ценности влияют на образ жизни,влияют на характер
отношений между людьми и их поведение.
Слайд 26
Человек и свобода
Ж.-П.Сартр
Н.Бердяев
Никто кроме индивида не осуществит его
становление
как человека, как личности.
2.
Слайд 27
Социально-философская мысль
ХХ века
Экзистенциализм – философское направление в
котором человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном
переживании кризиса, он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.
Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.
Слайд 28
Карл Ясперс (1883-1969)
Жан-Поль Сартр (1905-1980)
Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Альбер
Камю (1913-1960)
Слайд 29
Свобода – бремя, которое должен нести человек,
поскольку он – личность. Он может отказаться от свободы,
стать «как все», но только ценой отказа от своей личности
Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые установлены обществом
Единственный способ подлинного общения (Камю) – это объединение в бунте против «абсурдного» мира, против конечности и смертности человека, бессмысленности его существования
Слайд 30
Критика: экзистенциализм не объясняет, как совместить способность
человека к творчеству и созиданию с устремленностью экзистенции к
ничто, концу, смерти. Ведь перед лицом ничто всякое устремление, всякое творчество с самого начала обречено на крушение, перед лицом ничто незачем строить. Поэтому экзистенциалисты (прежде всего Сартр и Камю) склонны скорее к бунту, чем к созиданию
Слайд 31
3. Аналитическая философия
Подход к решению философских проблем
не через изучение сознания (как в немецкой классической философии),
а через анализ языковых средств выражения – путём выявления логической структуры языка либо путём выяснения закономерностей обыденного языка
Готлоб Фреге (1848-1925)
Разработка языка символической (математической) логики (идея Лейбница). Формализация и ускорение решения логических и философских проблем
Слайд 32
Бертран Рассел (1872-1970) и Джордж Эдвард Мур (1873-1958):
вместо «абсолютного идеализма» (целостность, главенство целого над частями, «внутренние
отношения») – плюрализм, атомизм, анализ (два противоположных мировоззрения)
Джордж Эдвард Мур: обыденный язык и здравый смысл
Анализ – «перевод», замена одних выражений другими, тождественными им по смыслу
Слайд 34
Социально-философская мысль
ХХ века
Технократизм - распространенный в западной
общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть
в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса , высшим слоям технических специалистов.
Слайд 35
Проблема развития человечества.
А.Тойнби
А.Вебер
молодость
У.Ростоу
Теория стадий (5)
экономического роста
1.традиционное
общество
Аграрное.Примитивная техника.
Сословно-классовая структура.
2.переходящее
общество
Рост
с/х пр-ва.Появление предпри-
нимательства.Централизованное
государство.Усиление националь-
ного самосознания.