Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Философские проблемы классической науки

Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного. Он стал результатом того, что
Философские проблемы классической науки. Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической Научный тип рациональности, радикально отличаясь от античного, тем не менее воспроизвел, правда, Во-первых, бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое. Величественный античный Космос был Во-вторых, человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму,  Классическая наука выбрала из четырехчленной причинности, предложенной Аристотелем для объяснения явлений (целевая, В-третьих, не отказываясь от открытой античной философией способности мышления работать с идеальными В-четвертых, основным содержанием тождества мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую В-пятых, наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель в Таким образом, итогом первой научной революции было формирование особого типа рациональности. Наука
Слайды презентации

Слайд 2 Первая научная революция произошла в XVII в. Ее

Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение

результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики,

а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного. Он стал результатом того, что европейская наука отказалась от метафизики. И хотя декартовская философия, заложившая основы научного метода, не отрицала создания мира Богом, она при этом утверждала, что с той минуты мир стал развиваться имманентно, т. е. по своим внутренним законам. Произошло удвоение бытия на религиозное и научное. В религиозной сфере люди имели дело с живым Богом, а в науке с мертвым миром. Научный и религиозный подходы к миру обособились, создав соответственно религиозное и научное мировоззрения. Известно, что Ньютону принадлежат знаменитые слова, определившие суть науки: «Физика, бойся метафизики!» Отказ от метафизики позволил науке свести Божественный космос к природе, натуре.

Слайд 3 Научный тип рациональности, радикально отличаясь от античного, тем

Научный тип рациональности, радикально отличаясь от античного, тем не менее воспроизвел,

не менее воспроизвел, правда, в измененном виде, два главных

основания античной рациональности: во-первых, принцип тождества мышления и бытия, во-вторых, идеальный план работы мысли. Описанный выше античный тип рациональности, базирующийся на признании тождества мышления и бытия, окончательно оформился в философии Аристотеля и сохранил свои фундаментальные характеристики вплоть до времен Декарта, от которого можно условно вести отчет появления научной рациональности. Тип рациональности, сложившийся в науке, невозможно реконструировать, не учитывая тех изменений, кото­рые произошли в философском понимании тождества мышления и бытия

Слайд 4 Во-первых, бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое.

Во-первых, бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое. Величественный античный Космос

Величественный античный Космос был отождествлен с природой, которая рассматривалась

как единственная истинная реальность, как вещественный универсум, из которого был элиминирован всякий духовный компонент. Первые естественные науки ? механика и физика ? изучали этот вещественный универсум как набор статичных объектов, которые не развиваются, не изменяются. Объекты рассматривались преимущественно в качестве механических устройств, малых систем с небольшим количеством элементов, находящихся в поле силовых воздействий и жестких причинно-следственных связей. При этом свойства целого сводились к сумме свойств его частей, а процесс понимался как перемещение тел в пространстве. Время присутствовало в классическом естествознании просто как некий внешний параметр, не влияющий на характер событий и процессов.

Слайд 5 Во-вторых, человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал

Во-вторых, человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному

уподобляться не Божественному разуму, а самому себе и наделялся

статусом суверенности. Он сам из себя форми­ровал свои качества, принципы, правила, схемы, императивы, сам обосновывал свои права на познание истины. Убеждение во всесилии и всевластии человеческого разума укрепилось в эпоху Про­свещения, мыслители которой сводили активность познающего субъекта к усилиям по очищению своего разума от всяких напластований и «замутнений» и выходу на уровень «чистого» разума, гарантирующего тождество мышления и бытия. Недостаток этой активности расценивался как главное препятствие разума на пути к постижению истины. «Чистый» разум имеет логико-понятийную структуру, не замутненную ценностными ориентациями, включающими в себя цель, то, ради чего что-либо существует или действует.

Слайд 6  Классическая наука выбрала из четырехчленной причинности, предложенной Аристотелем

 Классическая наука выбрала из четырехчленной причинности, предложенной Аристотелем для объяснения явлений

для объяснения явлений (целевая, формальная, материальная, дей­ствующая), только действующие

и материальные причины, которые хорошо согласовывались с механистическим толкованием природы. Поскольку физика отделилась от метафизики, умозрительной философии (ср. ньютоновское: «Физика, бойся метафизики!»), то физика ограничилась исследованием действующих и материальных причин, оставив метафизике изучение целевых и формальных причин. Полное, истинное и окончательное объяснение природных явлений считалось завершенным, если изучаемые явления сводились к механической системе, из которой устранялась качественная определенность вещей и явлений. Объяснение сводилось к поиску механических причин и субстанций, а обоснование ? к редукции знания о природе, к принципам механики. Не случайно этот период развития науки получил название механистического.

Слайд 7 В-третьих, не отказываясь от открытой античной философией способности

В-третьих, не отказываясь от открытой античной философией способности мышления работать с

мышления работать с идеальными объектами, наука Нового времени сузила

их спектр: к идее идеальности присоединилась идея артефакта (сделанной вещи), несовместимая с чистым созерцанием, открытым античной рациональностью. Научная рациональность признала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте. Свободе интерпретации мира был положен предел: в научную картину мира впускалось только то, что можно практически объективировать и проконтролировать. Эксперимент по своей сути и есть возможность препарировать мир в идеальном плане с последующим контролируемым воспроизводством.

Слайд 8 В-четвертых, основным содержанием тождества мышления и бытия становится

В-четвертых, основным содержанием тождества мышления и бытия становится признание возможности отыскать

признание возможности отыскать такую одну-единственную идеальную конструкцию, которая полностью

соот­ветствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания. Сконструированные с помощью мышления математические модели, алгоритмы, теоретические конструкты рассматривались как полностью адекватные действительности.

Слайд 9 В-пятых, наука отказалась вводить в процедуры объяснения не

В-пятых, наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель

только конечную цель в качестве главной в мироздании и

в деятельности разума, но и цель вообще. Такая позиция науки была поддержана и оправдана философами того времени. Так, Р. Декарт философски обосновывал мысль о том, что к физическим и естественным вещам нельзя применять понятие целевой причины, а Спиноза утверждал, что «природа не действует по цели». Мысли Декарта и Спинозы по поводу целевой причины явно противоречили античному пониманию роли и места этой причины как в познании, так и в устррйстве мироздания. Выше уже отмечалось, что Аристотель учил о превосходстве целевой причины над причиной действующей, утверждая при этом, что основная функция разума состоит в познании цели, т. е. того «ради чего» существуют вещи и мир. Изъятие целевой причины превратило природу в незавершенный ряд явлений и событий, не связанных внутренним смыслом, создающим органическую целостность. А так как наука признавала, хотя и в новой интерпретации, принцип тождества мышления и бытия, то отказ от природной целесообразности означал одновременно и сужение структуры разума, из которого было элиминировано понятие цели. Научная рациональность стала объяснять все явления путем установления между ними механической причинно-следственной связи

  • Имя файла: filosofskie-problemy-klassicheskoy-nauki.pptx
  • Количество просмотров: 170
  • Количество скачиваний: 1
Следующая - сичи