Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Философские взгляды Л.Н. Толстого

Содержание

РУССО ШОПЕНГАУЭРФилософского образования Толстой не получил, егоконцепция мираи человека сутьинтуитивное прозрение гениального разума.
Л.Н. ТолстогоЧто открывается в процессе изученияромана  «Война и мир».По материалам статьи Натальи Тралковой.ФИЛОСОФСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ РУССО   ШОПЕНГАУЭРФилософского образования Толстой не получил, Семантическое поле исследования текстаромана задается высказываниями писателя.ПОЛОЖЕНИЯ:   1. Вера и Гипотеза  Антитеза ВОЙНА – МИР пронизывает весь роман (макро- и микроструктуры) 1Я – личность.Я – маска.ГАРМОНИЯ ИДИСГАРМОНИЯ«…НЕ ОТРЕЧЬСЯ ОТ ЛИЧНОСТИ ДОЛЖНО ЧЕЛОВЕКУ, А Толстой ставит своих героев перед выборомсохранения «самости» или уподобления другим.НиколайРостовМарьяБолконскаяМАСКИ«любимые»героиЭти два героя 2СЕМЬЯ      (Возможность реализации«Я», оставить себяотраженным в другом)«…цель Антитеза в названии романа преломляетсякак РАЗЛАД - ЛАДРАЗЛАД.Нет понимания, принятия другого, нет ЛАД.Любовь, понимание,принятие.Отражение в Другом –гарантия личностногодвижения, по Толстому.Ростовы Николай - МарьяНаташа – Пьер 3ОБЩЕСТВО – ОБЩИНАБорьба - согласие«Удивительно, - пишет Толстой в дневнике, - какмы Не найдя себя в семье или исчерпав ее возможности, герои Толстого ищут Согласие между людьми, доверие и внимание друг к другу позволяют говорить об 4НАЦИЯ(Этническое сообществона основе духовнойтрадиции, проявляющейсяи в МИРЕ и в ВОЙНЕ.)«…СОПРЯГАТЬ НАДО…» (Пьер) «Самость» нации проявляется в сценах «вочеловечивания»Воплощениемнемирного началастал у ТолстогоНаполеонПародируяфигуру Наполеона,Толстой как быпревосходит 5ЧЕЛОВЕЧЕСТВО«Муравьиное братство» - единичность человека. Человеческое в человеке – высшая ценностьпо Толстому, суть сути.  Немногих своих 6ВСЕЛЕННАЯ(Неведомая сила, судия,неизвестное непостижимое,тайна, точка отсчета и возврата.)«Сущность жизни не есть…отдельное существо,а Конец антитезыВселенную дано либоощущать, либо нет.Небо отзывается духовным резонансомв душах героев, с Небо АустерлицаКнязь Андрей:Каждая встреча с Небом – новая эпоха, новый шаг восознании Николай Ростов:«Тот, кто там, в этом небе,спаси, прости и защити меня!» - Пьер чувствует себя«частью этой огромнойневидимой цепи, которойначало скрывается внебесах».Пьер Безухов:«Я чувствую, что Вселенная участвует в судьбе героев  НЕБОдля Пети живое, он слышит перед К О Н Е Ц
Слайды презентации

Слайд 2 РУССО
ШОПЕНГАУЭР

Философского

РУССО  ШОПЕНГАУЭРФилософского образования Толстой не получил, егоконцепция мираи человека сутьинтуитивное прозрение гениального разума.


образования
Толстой не получил, его
концепция мира
и человека суть
интуитивное
прозрение

гениального разума.

Слайд 3
Семантическое поле исследования текста
романа задается высказываниями писателя.
ПОЛОЖЕНИЯ:

Семантическое поле исследования текстаромана задается высказываниями писателя.ПОЛОЖЕНИЯ:  1. Вера и


1. Вера и семейный уклад как истоки духовности.


2. Неразрывность, слиянность «добра» и «пользы»,
поиск безусловного.
3. Необходимость согласия естества и существа
человека.
4. Отрицание смерти как предела жизни.
5. Стремление к равновесию, законченности
формы, даже к симметрии.
Толстой – устроитель жизни, хаос не его стихия.
6. Изменения состояния сознания героев
определяют внутреннюю логику их пути, но
не «к народу» как социально-этническому
объединению, а своего пути-вектора в бытии-
-небытии.

Слайд 4

Гипотеза
Антитеза ВОЙНА – МИР пронизывает весь

Гипотеза Антитеза ВОЙНА – МИР пронизывает весь роман (макро- и микроструктуры)

роман
(макро- и микроструктуры) и задает полюса в движении
героев

по линии воплощения «Я», преломляясь в
каждом из социумов (микроструктуре) синонимичными
противопоставлениями.
Вектор испытания героев, возможной реализации «Я»:

НАЦИЯ

«Я»

СЕМЬЯ

ОБЩИНА

ОБЩЕСТВО

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ВСЕЛЕННАЯ





Слайд 5 1
Я – личность.
Я – маска.

ГАРМОНИЯ И
ДИСГАРМОНИЯ
«…НЕ ОТРЕЧЬСЯ ОТ

1Я – личность.Я – маска.ГАРМОНИЯ ИДИСГАРМОНИЯ«…НЕ ОТРЕЧЬСЯ ОТ ЛИЧНОСТИ ДОЛЖНО ЧЕЛОВЕКУ,

ЛИЧНОСТИ ДОЛЖНО
ЧЕЛОВЕКУ, А ОТРЕЧЬСЯ ОТ БЛАГА ЛИЧНОСТИ»

(В.В.Зеньковский)

Слайд 6 Толстой ставит своих героев перед выбором
сохранения «самости» или

Толстой ставит своих героев перед выборомсохранения «самости» или уподобления другим.НиколайРостовМарьяБолконскаяМАСКИ«любимые»героиЭти два

уподобления другим.




Николай
Ростов
Марья
Болконская

МАСКИ
«любимые»
герои
Эти два героя самодостаточны.
Нет борьбы внутри «Я». Есть

процесс узнавания мира. Они гармоничны.


Курагины, Друбецкие,
Берги – лишь маски,
фигурки на шахматной
доске, они живут по
правилам игры.

* Войну с самим
собой ведет князь
Андрей, интеллектуаль-
но голодающий, а
значит, и менее чувственный.
* Кризис души и плоти
переживает Наташа.
* Пьер мечется в диапазоне мыслей – от высоких до низких, порочных.


Слайд 7 2
СЕМЬЯ
(Возможность реализации
«Я»,

2СЕМЬЯ   (Возможность реализации«Я», оставить себяотраженным в другом)«…цель жизни есть

оставить себя
отраженным в другом)
«…цель жизни есть бесконечное просветление
и единение

существ мира»…а единение не есть слияние, оно не допускает исчезновения личного начала» (В.В.Зеньковский)

Слайд 8

Антитеза в названии романа преломляется
как РАЗЛАД - ЛАД



РАЗЛАД.
Нет

Антитеза в названии романа преломляетсякак РАЗЛАД - ЛАДРАЗЛАД.Нет понимания, принятия другого,

понимания, принятия
другого, нет любви –
нет воплощения
(умножения,
увеличения
«Я»)



Отсутствие

семьи при родственных отноше- ниях. Жизнь интимная
подменена жизнью в
свете, стала публич- ной, не сокровенной.

Договор между членами семьи, ограничение возможности самореализации – Болконские, Берги, Друбецкие.


Слайд 9


ЛАД.
Любовь, понимание,
принятие.
Отражение в Другом –
гарантия личностного
движения,
по Толстому.

Ростовы

ЛАД.Любовь, понимание,принятие.Отражение в Другом –гарантия личностногодвижения, по Толстому.Ростовы Николай - МарьяНаташа – Пьер


Николай - Марья
Наташа – Пьер


Слайд 10 3
ОБЩЕСТВО –
ОБЩИНА
Борьба - согласие

«Удивительно, - пишет Толстой

3ОБЩЕСТВО – ОБЩИНАБорьба - согласие«Удивительно, - пишет Толстой в дневнике, -

в дневнике, - как
мы привыкли к иллюзии своей особенности,


отделенности от мира. Но когда поймешь эту
иллюзию, то удивишься, как можно не видеть того,
что мы – не часть целого, а лишь временное и
пространственное проявление чего-то невременного
и непространственного.»

Слайд 11 Не найдя себя в семье или исчерпав ее

Не найдя себя в семье или исчерпав ее возможности, герои Толстого

возможности, герои Толстого ищут поле деятельности вне семьи.


В микросоциуме

(обществе) реализуются невостребованные в характере щедрость, альтруизм Пьера (в масонстве); деловитость, рациональность князя Андрея – на войне, потом в Богучарове (хозяйство, реформы);
доброта, сострадательность Марьи Болконской – в общении с божьими людьми;
изобретательность Курагиных – в светской жизни (салоны, кутежи, аферы).

Светское общество как организацию, как стиль жизни
Толстой отрицает. Здесь предел «светских» героев,
далее для них мир непознаваем.


В ОБЩЕСТВЕ


Слайд 12 Согласие между людьми, доверие и внимание друг к

Согласие между людьми, доверие и внимание друг к другу позволяют говорить

другу позволяют говорить об этом социуме как о братстве
Антитеза

– общинный дух организации: идеальное
представление Пьера о масонстве (всемирность) в
противоположность формализму ритуалов;
жизнь князя Андрея в Богучарове в одном ритме с
крестьянами;
«семейность» полковой жизни Николая Ростова;
жизнь Пьера в плену.


ОБЩИНА


Слайд 13 4
НАЦИЯ
(Этническое сообщество
на основе духовной
традиции, проявляющейся
и в МИРЕ и

4НАЦИЯ(Этническое сообществона основе духовнойтрадиции, проявляющейсяи в МИРЕ и в ВОЙНЕ.)«…СОПРЯГАТЬ НАДО…» (Пьер)

в ВОЙНЕ.)
«…СОПРЯГАТЬ НАДО…» (Пьер)


Слайд 14 «Самость» нации проявляется в сценах
«вочеловечивания»

Воплощением
немирного начала
стал у

«Самость» нации проявляется в сценах «вочеловечивания»Воплощениемнемирного началастал у ТолстогоНаполеонПародируяфигуру Наполеона,Толстой как

Толстого
Наполеон
Пародируя
фигуру Наполеона,
Толстой как бы
превосходит войну,
утверждая образом
Кутузова идею мира

– единения.


Наташа
отдает подводы
раненым

Пьер
спасает девочку
и защищает
женщину в
Москве

Образ
Тихона Щербатого


сцены


Слайд 15 5
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
«Муравьиное братство» -
единичность человека.

5ЧЕЛОВЕЧЕСТВО«Муравьиное братство» - единичность человека.

Слайд 16 Человеческое в человеке – высшая ценность
по Толстому, суть

Человеческое в человеке – высшая ценностьпо Толстому, суть сути. Немногих своих

сути.
Немногих своих героев автор поднял
на эту ступень

– умирающий, прощающий
всем все князь Андрей, Денисов (спасение
барабанщика), Пьер, Кутузов (о французах –
«тоже люди!»), Платон Каратаев.

Слайд 17 6
ВСЕЛЕННАЯ
(Неведомая сила, судия,
неизвестное непостижимое,
тайна, точка отсчета и
возврата.)
«Сущность

6ВСЕЛЕННАЯ(Неведомая сила, судия,неизвестное непостижимое,тайна, точка отсчета и возврата.)«Сущность жизни не есть…отдельное

жизни не есть…отдельное существо,
а Бог, заключенный в человеке,
…смысл жизни

открывается тогда, когда человек
признает собою свою божественную сущность».
(В.В.Зеньковский)

Слайд 18






Конец антитезы
Вселенную дано либо
ощущать, либо нет.
Небо отзывается
духовным

Конец антитезыВселенную дано либоощущать, либо нет.Небо отзывается духовным резонансомв душах героев,

резонансом
в душах героев, с ним
связаны
ОТКРОВЕНИЕ –

ПРОЗРЕНИЕ –
ОЧИЩЕНИЕ –
ОПРОЩЕНИЕ.

Слайд 19


Небо Аустерлица
Князь Андрей:
Каждая встреча с Небом –
новая

Небо АустерлицаКнязь Андрей:Каждая встреча с Небом – новая эпоха, новый шаг

эпоха, новый шаг в
осознании себя. Он не
земной и

не горний. Он не
мог и не может стать проще.
«Проще» его делает только
смерть: Небо вбирает в
себя князя Андрея.


Слайд 20
Николай Ростов:
«Тот, кто там, в этом небе,
спаси, прости

Николай Ростов:«Тот, кто там, в этом небе,спаси, прости и защити меня!»

и защити
меня!» - страх незащищен -
ности, признание высоты
неба,

высшей силы.

Шенграбенское сражение


Слайд 21


Пьер чувствует себя
«частью этой огромной
невидимой цепи, которой
начало скрывается

Пьер чувствует себя«частью этой огромнойневидимой цепи, которойначало скрывается внебесах».Пьер Безухов:«Я чувствую,

в
небесах».
Пьер Безухов:
«Я чувствую, что надо мной
живут духи и что

в этом мире
есть правда», - говорит он, а
в плену «прозревает» свою
«бессмертную душу».

Слайд 22

Вселенная участвует в судьбе героев


НЕБО
для Пети

Вселенная участвует в судьбе героев НЕБОдля Пети живое, он слышит перед


живое, он
слышит перед
атакой «музыку

сфер».


В Отрадном
происходит
диалог души
Наташи с
небом

Спасение Французов Рамбаля и Мореля
«санкционировано»
небом: звезды
«хлопотали о чем-то
радостном, но
таинственном,
перешептывались
между собой.»

Все соприкосновение героев с небом (Вселенной) синтезируется в сне Николеньки (эпилог), пожалуй, самой интересной фигуры в романе. В сне сливаются образы Бога и Отца, освещенные неведомым светом и освещенные памятью.


  • Имя файла: filosofskie-vzglyady-ln-tolstogo.pptx
  • Количество просмотров: 213
  • Количество скачиваний: 0