Слайд 2
Искусство и философия — важнейшие сферы культуры, которые,
являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм
полярные места.
Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия — на ветви форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности).
Для искусства характерно непосредственное «слияние» человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для философии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его читателя) к миру, который предстает в философии.
Слайд 3
Связь искусства и философии многостороння: они могут быть
связаны тем, что вырастают из одной культуры, они могут
быть связаны тем, что проникают друг в друга — искусство философствует, а философия становится искусством, они связаны и тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии
Слайд 4
Сходство философии и искусства состоит в том, что
в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда
индивидуальны.
Однако, если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.
Слайд 5
Говоря о тех чертах, которые роднят философию и
искусство, отметим следующие:
Вместе с тем философия и искусство связаны
с социальностью, с общественным, публичным существованием человека.
И философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки.
И художественное и философское произведение остаются неразрывно связанными с духовным поиском их автора.
Слайд 6
Философию и искусство роднит и сам способ творчества
– особая роль интуиции, вдохновения и спонтанности.
И философия, и
искусство опираются на естественный язык. Естественный язык и его символичность, его смысловая многозначность становятся в философии и искусстве «участниками» творчества, а не инструментом для выражения готовой мысли. Так что автору никогда до конца не ясно, что удалось сказать.
Слайд 7
Однако, в отличие от искусства, философия делает упор
на разум, а не на эмоции, на логику, а
не на фантазию и интуицию
Слайд 8
Культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде
моментов:
а) Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции:
для искусства — это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ее Дюфренн), для философии — интеллектуальная интуиция (intuitus mentis, как назвал ее Декарт)
б) Для искусства и философии важна целостность связи мира и человека, о которой искусство говорит как о красоте, а философия — как о бытии.
в) Интересы искусства и философии, выступающих различными формами самосознания культуры, сходятся, в конце концов, в одной точке — что собою представляет человек, и каково его место в мире.
Слайд 9
Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку
как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение
конечных оснований человеческой жизнедеятельности
Слайд 10
Говоря же о различиях философии и искусства, отметим
следующее:
Искусство говорит на языке образов, а философия говорит на
языке рассуждений. Образность доминирует в искусстве, а концептуальность – в философии.
Философия обращена к собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения; художественное творчество – спонтанно.
Художник – медиум, пророк, ему требуется вдохновение муз. От философа требуется последовательность и умение сформулировать в явном виде свои предпосылки.
Сходство: один и тот же предмет – человек.
Слайд 11
Вывод:
искусство отражает и творит мир и человека
на эмоциональном уровне, создавая художественные образы, философия же –
на уровне понятий, категорий создаёт стройное учение, которые близки с наукой