Слайд 2
1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и
их базисные ценности
Цивилизация (от лат. civilis —
гражданский, государственный),
1) синоним культуры.
2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).
3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
4) В некоторых теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры (Ф.Ницше, О.Шпенглер).
Слайд 3
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека,
выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие «культура» употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя, буржуазная культура), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей.
Слайд 4
БЕЛЛ (Bell) Даниел (р. 1919), американский
социолог, «Конец идеологии» (1960), «Грядущее постиндустриальное общество» (1973).
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
Аграрная
Индустриальная
Постиндустриальная
Слайд 5
Тоффлер (Toffler) Элвин (р. 1928), американский
социолог.
«Третья волна» (1975)
1. «Первая волна»
- "сельскохозяйственная цивилизация" – индивидуальное производство
2. «Вторая волна» - индустриальное массовое производство
3. «Третья волна» - информационное общество – «демассификация» производства
Слайд 6
СТЕПИН Вячеслав Семенович (р. 1934),
российский философ, академик РАН (1994)
«Теоретическое
знание», М., 1999
Традиционные и техногенные цивилизации
1. Традиционная - воспроизводство, часто на протяжении жизни нескольких поколений, сложившихся видов деятельности и соответствующих им фундаментальных социальных структур, доминированием традиций, мифологических типов мышления, жестким социальным контролем над личностью и ее растворением в корпоративных и клановых отношениях.
(Древний Китай и Индия, Древний Египет, государства европейского средневековья, общества мусульманского Востока и т.д. –образцы традиционных обществ)
Слайд 7
2. Техногенная цивилизация –
►резкое ускорение темпов
общественных изменений,
связанных с интенсивным развитием средств и
целей
деятельности
► динамизм социальных отношений, приоритет инноваций над
традицией
► ценность научной рациональности и технологического прогресса
► приоритетной ценностью автономной, суверенной личности,
которая не привязана изначально к некоторой определенной
социальной корпорации, а развивается благодаря возможности
включаться в самые разнообразные связи.
Главным фактором в этом типе цивилизации становится
технический, а затем научно-технический прогресс, который
изменяет тип экономического развития и, вместе с ним, приводит к
изменениям системы социальных связей и отношений людей
(Этот тип цивилизации реализовался вначале в странах, объединяемых
понятием Запада Нового времени XVII в.(Англии, Голландии, Франции,
США, Германии, Италии и др.), техногенная цивилизация стала
осуществлять экспансию на весь остальной мир
Слайд 8
3. Постиндустриальное, информационное общество
► Решение глобальных
проблем, порожденных техногенной цивилизацией (военная катастрофа, экологический кризис, разрушение
личности) с использованием новых информационных технологий.
Слайд 9
2. Особенности научного познания. Специфика научного, философского
и эстетического освоения мира. Наука и обыденное познание
►Структура человеческой
деятельности
научное познание научная методология
О
(объект
деятельности)
S S2
О2
(продукт
деятельности)
Слайд 10
НАУКА:
► ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ПРИРОДНЫЕ
И
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
►
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НАУЧНЫЕ
СООБЩЕСТВА, ШКОЛЫ, АССОЦИАЦИИ
► ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЗАКОНЫ
РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА, ИХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
► МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – РАЗРАБОТАННЫЕ
НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА И ПРОВЕРЕННЫЕ В ПРАКТИКЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ, ТЕХНОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА.
►ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 11
ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
►философия изучает всеобщие
законы и принципы развития,
наука –
общие и специфические
►философские законы и принципы являются всеобщей методологией,
методы науки общие (для данного объекта) или специфические (для различных моментов объекта)
► цель философии – познание всеобщих законов и принципов развития,
науки – целесообразное преобразование (практика)
Слайд 12
«Позвольте начать с краткого
ответа на вопрос: "Что такое философия?" Это не конкретное
знание, каким является наука. Но это и не безоговорочная вера, характерная для первобытных людей. Философия - нечто находящееся между этими полюсами. Наверное, ее можно назвать "искусством рационального предположения". Согласно такому определению, философия говорит нам, как нужно поступать, если мы хотим найти истину, или же то, что более всего на нее походит, в тех случаях, когда нельзя с уверенностью знать, что есть истина»
Рассел Б. «Искусство философствования»
Слайд 13
СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
в истории человеческой деятельности и познания
I-й этап II-й этап
(VII в. до н.э. – XVI в.) (XVII в. – середина XIX в.)
ФИЛОСОФИЯ
Астрономия
психология
физика
медицина
политология
ФИЛОСОФИЯ
физика
химия
биология
ПРАВОВЕДЕНИЕ
III-й этап
(середина XIX – по настоящее время)
ФИЛОСОФИЯ
(мировоззрение)
ФИЗИКА
ХИМИЯ
БИОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИКА
история
Слайд 15
ИНТЕРПРЕТАЦИИ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА:
1. «подражание природе»
—
«свободное формотворчество»;
2. «воспроизведение действительности»
— «самопознание Абсолюта»;
3. «самовыражение художника» —
«язык чувств»;
4. особого рода игра —
особого рода молитва
Слайд 16
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
Специфика
художественно-эстетического познания в том, что оно имеет эмоционально-образную основу.
Мысль идет здесь по стопам чувства.
Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету. Художественный образ — это такое отражение объекта, которое содержит отпечаток личности автора, его ценностных ориентаций, которые «вплавляются» в характеристики отражаемой реальности.
Слайд 17
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА:
1. Гедонистическая (от
греч. hedone — наслаждение),
2. Коммуникативная
3. Гносеологическая
4.
Аксиологическая (ценностная)
5. Воспитательная
Слайд 19
ЦЕННОСТЬ НАУКИ
инструмент для прямого или косвенного превращения научных
знаний в полезные предметы ( «плодоносные опыты»
«усовершенствование повседневного
мышления» (или создание новых знаний в результате «светоносных опытов»), которое выходит за рамки экономической ценности и практической применимости
Основание принятия обоснованных решений в политике