Слайд 3
Философская система Соловьёва
В.С. Соловьев принадлежит
к числу тех, сравнительно немногих, мыслителей которым удалось создать
самостоятельную целостную и всестороннюю философскую систему, т.е. учение, охватывающее все традиционные разделы философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей. Как правило , в системе наличесвует небольшое число исходных принципов, из которых выводятся все остальные идеи и положения. Значимость осуществленного Соловьевым философского проекта тем более возрастает, что он реализовал свою жизненную задачу в рамках русской философской традиции, вовсе не склонной к системосозиданию.
С классическими метафизическими системами европейской мысли философские настроения Соловьева объединяет ряд общих признаков:
-Соловьев поддерживает традиционное деление на теоретическую и практическую философию. Его замысел привести в систематическое единство два основных блока философского знания остался неосуществленным вследствие ранней смерти философа, но сама попытка свидетельствует о верности Соловьева этому классическому принципу.
Слайд 4
-Русский мыслитель охватил в своем
творчестве все классические сюжеты традиционной метафизики (космологии, онтологии, гносеологии,
психологии) и проблемы философской антропологии и социальной философии, и вопросы этики, эстетики и философии права.
-Классическая философская система позволяет решать все философские вопросы с единой точки зрения. В полном соответствии с традициями системной мысли Соловьев стремился пронизать свое философствование единым принципом, в качестве которого у него выступает принцип всеединства. Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность всех несогласных элементов и стихий бытия. Образование единого человечества, воплощающего идею «положительного всеединства» как идеала целостной жизни, составляет смысл мирового культурно-исторического процесса. Этот процесс развития природного человека к идеальному человечеству путем построения Царства Божьего на земле Соловьев характеризует как Богочеловеческий.
Философская система Соловьёва
Слайд 5
-Общим для Соловьева и западноевропейской
философской классики явилось и постановка в центр философствования вопроса
об идеале.
Соловьев постоянно находится в поисках средств для решения своей главной жизненной задачи- разработки самостоятельной философской системы, в связи с этим, принято выделять три периода в творчестве Соловьева: теософский, теократический, теургический.
В первый период (до 1882г) интересы мыслителя сосредотачивались в области теософии, которая есть органический синтез теологии, философии и опытной науки. Во второй (до 1890г.)- в области теократии, в которой должны найти гармоническое соединение три разорванных в реальности сферы деятельности- духовная, государственная и пророческая. Наконец, в последний период его внимание привлекает теургия, которая есть творческое преображение действительности средствами искусства.
Философская система Соловьёва
Слайд 6
Философия русского космизма
В русском космизме выделяют три течения:
-
Естественнонаучное (Н.Г.Холодный, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский)
- Религиозно-философское (Н.Ф.Федоров, В. С.
Соловьев, С. Н. Булгаков)
- Поэтически-художественное (С.П.Дьячков, В.Ф.Одоевский)
Слайд 7
Естественнонаучное течение
Чижевский Александр Леонидович один из основоположников русского
космизма наряду с Циолковским и Вернадским.
Слайд 8
Религиозно-философское
Ф.М. Достоевский И Н.Ф. Федоров
Федоров
Н.Ф., Соловьев В.С. и Толстой Л.Н.
Слайд 9
Поэтически-художественное
Одоевский В.Ф. Русская портретная галерея.
Слайд 10
Циолковский Константин Эдуардович
Циолковскому, в городе Боровске
Российский
и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель.
Слайд 11
Учение Вернадского о био- и ноосфере
В.И.Вернадский
рассматривает человечество как часть биосферы. Возникающее в процессе биоэволюции
человеческое сознание становится особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир.
Заключение
На современном этапе, под тяжестью опыта прошлых поколений,
человек сформировал для себя четкую структуру, выявив наиболее полезные для себя приоритеты. Но как и сотни лет назад, мы не исчерпали в себе вопросов относительно картины мироздания и смысла жизни на земле. И покуда человек будет способен размышлять, там всегда останутся вопросы на которые так и не найдутся ответы.
Слайд 13
Метафизика культуры В.С. Соловьёва
Слайд 14
Метафизика культуры В.С. Соловьёва
Универсальным конструктивным принципом и главным
орудием построения всеохватной философской системы выступает у В.С. Соловьева
понятие всеединства. Самая общая формулировка принципа всеединства – “всё существует во всём”. Более строгое определение всеединства предполагает – такое – соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира, это – единство во многообразии.
Метафизика культуры Соловьёва, как и другие разделы его системы, подчинена принципу всеединства. Соловьёв рассматривает культуру как организм и прежде всего занят изучением принципа существования и строения этой органической целостности. Культура, по Соловьёву, существует там и только там, где она обнаруживается связь человека с Абсолютом.
Слайд 15
Метафизическими ориентирами, ведущим в область Абсолюта, становятся познание
истины, творчество красоты, устремление к благу. Мыслитель выделяет три
конкретные сферы культуры: область практической деятельности (воля), теоретико – познавательную сферу (разум), область художественного творчества (чувство). Органическое строение культуры у Соловьёва подчиненно принципу иерархизма. В каждой из трёх сфер культуры существует иерархия форм, ценностей, определяемых по их отношению к верховной ценности – Богу.
1 степень – абсолютная форма связи с Богом;
2 степень – формальная связь с Абсолютом;
3 степень – материальная форма связи с Абсолютом.
Метафизика культуры В.С. Соловьёва
Слайд 16
Важнейшей формой практической сферы культуры является государство. В
духе идей христианского гуманизма Соловьёв настаивает, что в области
международных отношений должен господствовать принцип: люби все другие народы, как свой собственный. С т. зр. Нравственного критерия, “государство есть собирательно организованная жалость”, по отношению к слабым и обездоленным.
Вторая сфера в той органической модели, которую конструирует Соловьёв в своей концептуальной работе “Философские начала цельного знания”, - сфера знания. Она завершается вторым по счёту органическим синтезом в культурологической схеме Соловьёва – теософией. Свободная теософия достигается гармоничным сочетанием эмитрического, рационального мистического видов познания.
Метафизика культуры В.С. Соловьёва
Слайд 17
Наконец, третья сфера культуры – творчество – завершается
соловьёвским проектом теургии. Свободная теургия – это религиозное искусство,
призванное воздействовать на жизнь для внедрения в неё христианских ценностей. С этим третьим органическим синтезом культурологическая система Соловьёва обретает законченный вид.
Метафизика культуры В.С. Соловьёва
Слайд 18
Философия культуры славянофилов
Слайд 19
Философия культуры славянофилов разворачивается в рамках романтической парадигмы.
Романтизмом была разработана цепь бинарных оппозиций, одна из которых
характеризует мировоззренческий позитив романтика, другая – то, от чего романтик отталкивается как от извращенной реальности. Наиболее значимой должна быть признана антиномия организма и механизма на онтологическом уровне, а на гносеологическом – антиномия рассудочного (отвлеченного) познания и интуитивно – целостного постижения действительности, на этой основе развертываются остальные культурологические антиномии романтизма. Наглядное представление о них можно получить при ознакомлении с культурофиласофскими построения славянофильства в целом.
Для славянофильства характерно конструирование обширной системы символический противопоставлений западноевропейского духа (рационального, формально – логического) «православно – русскому» духу («живому», «цельному»). Все культурные оппозиции исходят из основополагающей славянофильской антиномии: европейский индивидуализм – русское единство.
Философия культуры славянофилов
Слайд 20
На западе, как считает один из родоначальников славянофильства
- И.В. Киреевский, произошло такое раздвоение духа и мышления,
государства, сословий, семейных прав и обязанностей, что гармонии достичь почти невозможно. Русский мыслитель сравнивает европейца со зрителем в театре, который равно способен всему сочувствовать, все одинаково любить, ко всему стремиться под условием только, чтобы личность его ни отчего не страдала и не беспокоилась. Наоборот, России присущи цельность и разумность, органическое сочетание любви и свободы, позволяющее успешно противостоять рассудочности, вещественности, формализму.
Киреевский, равно, как и Хомяков, соединяет гносеологический подход с культурологическим экскурсом в историю, цель которого – доказать бесперспективность философии отвлеченного разума, а вместе с ней и всей европейской культуры, построенной на ложных основаниях.
Философия культуры славянофилов
Слайд 21
Киреевский противопоставляет Россию Европе на макро – и
микроуровнях: на макроуровне речь идет о двух о двух
типах просвещения (образования): европейскому раздвоению (рассудочному секуляризированному просвещению) противостоит просвещение русское, полученное от Византии и основанное на началах братства и смирения. На микроуровне «раздвоенному», односторонне рассудочному западному человеку противостоит человек русской культуры, носитель целостного сознания. Сама эта целостность понимается Киреевским как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфере его жизни.
Своеобразна славянофильская методология культурологических сравнений: сопоставляется то, что сознательно проявлено Европой в полной мере, с тем, что в России существует пока в потенциальном и неосознанном виде. Фактически идет противопоставление сущностей, «ценностно-нагруженных» образов культур.
Философия культуры славянофилов
Слайд 22
Антиномии иранского и кушитского типов культуры
(на материале историософской
концепции А. С. Хомякова)
Слайд 23
Антиномии иранского и кушитского типов культуры
Философия истории одного
из родоначальников славянофильства – А.С. Хомякова – наиболее полно
изложена в его “Записках о всемирной истории”. Из трёх возможных разделений человечества (по племенам, по государствам, по верам)наиболее значимым, с т.зр. Хомякова, оказывается последнею Именно вера определяла историческую судьбу конкретного народа. Если для духовной жизни народа свойственна вера в трансцендентное (запредельное) начало, которое и гарантирует свободу в мире, то культура такого народа может быть символически обозначена как иранство, и наоборот: вера в то, что всё в мире подчиненно необходимости, ведёт к развитию кушитского типа культуры.
Антиномия свободы и необходимости выступает в философии истории Хомякова как антиномия культурных типов. Историческая схема Хомякова принципиально лишена постоянного географического и культурно – исторического центра. История представляется русскому философу ареной напряжённой борьбы двух начал: иранского и кушитского, которые действуют в различных культурно – этических ареалах.
Слайд 24
Антиномии иранского и кушитского типов культуры
Самые разные народы
могут действовать в истории под знаком иранства или кушитсва,
которые становятся символами различных культурных ориентаций: иранство – на духовную свободу, а кушитсво – на материальные силы, природную необходимость, вещественную сторону жизни. Соответственно этому кушитство особенно ярко проявляется в материальных искусствах – живописи и зодчестве, иранство – в литературе и музыке.
Стихия кушитства – анализ и рационализм, иранство склоняется к синтетическому, не расчленённому восприятию мира. Символ веры в стихии иранства – божество в виде свободно творящей личности. Кушитство ведёт к пантеизму и учению об эманации.
Народы под влиянием кушитства развиваются односторонне. Возникают культуры односторонне направленные: Китай – на этику, Индия – на философию, Греция – на эстетику, Рим – политику. Это состояние характеризирует наибольшую степень разобщённости человечества.
История представляется Хомякову процессом измельчения культур. Последней фазой мировой борьбы ирантсва и кушитства является противостояние России и Европы. Россия должна, по убеждению Хомякова, указать человечеству путь к соборности как высшему воплощению иранской идеи.
Слайд 25
Антиномия германо – романского и славянского культурно –
исторических типов.
(на материале работы Н.Я. Данилевского “Россия и Европа”)
Слайд 26
Антиномия германо – романского и славянского культурно –
исторических типов.
Главный труд русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского (1822
– 1885) «Россия и Европа» содержит изложения его самобытной теории культурно – исторических типов. В случае Данилевского мы имеем дело с первой культурологической теорией в русской мысли, которая получила обще мировой резонанс и положила начало одному из самых влиятельных направлений культурофилософской мысли ХХ века – концепции локальных цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Под культурно – историческим типом Данилевский понимает самостоятельные системы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного развития. Данилевский насчитывает десять самобытных культурно-исторических типов: 1)египетский 2)китайский 3) вавилонский 4) индийский 5) иранский 6) греческий 7) римский 8) еврейский 9) аравийский 10) германо-романский (европейский). К ним можно еще причислить два американских типа: мексиканский и перуанский , погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Данилевский ожидает появления культурно – исторического типа – славянского, самого перспективного по своему культурному потенциалу.
Слайд 27
Антиномия германо – романского и славянского культурно –
исторических типов.
В основе каждой локальной культуры лежит тот или
иной вид культурной деятельности. Человечество может развиваться, по Данилевскому, актуализируя различные стороны своего культурно – деятельностного существования: религиозную, собственно-культурную (наилучшую, эстетическую, промышленно-техническую), политическую и общественно-экономическую. Различие цивилизаций по количественному признаку – числу основ культурной деятельности, позволяет установить существования следующих типов:
1. первобытного автохтонного ( египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская цивилизации). Культуры этого типа слитны, синкретичны, в них не было четкого разделения видов деятельности.
2. одноосновного, включающего европейский, греческий, римский культурно-исторические типы. Названные цивилизации развивали преимущественно одну из сторон деятельности: еврейская - религиозную, греческая – собственно культурную, а римская – политическую.
3. двуосновного – германо – романская цивилизация, достигшая ощутительных успехов сразу в двух направлениях – в политической и собственно культурной формах деятельности.
Слайд 28
Антиномия германо – романского и славянского культурно –
исторических типов.
4. четырехосновного – возможный в будущем славянский культурно-исторический
тип, от которого Данилевский ждет гармоничного развития религии, культуры, политики и общественно-экономического строя.
Русский мыслитель даст в «России и Европе» подробный сравнительный анализ двух культурно-исторических типов: германо-романского и славянского. Сравнение проводиться Данилевским в системной форме по определенной продуманной схеме: в начале культурная оппозиция Европы и России прослеживается по трем параметрам – этническому (находящему выражение в психическом строе народов), этиконфессиональному и исторической судьбы народа.
На политологическом уровне сравнительный анализ дает основания Данилевскому сделать вывод о том, что многоуровневая конфронтация европейского и славянского миров чревато столкновением цивилизаций.
В культурологической плоскости столь радикальное утверждение не совместимости двух цивилизаций преследовала цель доказать невозможность преемственности существенных черт иной культуры.
Слайд 29
Типы органицизма в русской философии культуры.
(по материалам полемики
В.С. Соловьёва с Н.Я. Данилевским)
Слайд 30
Типы органицизма в русской философии культуры
Полемика Владимира Соловьёва
с идеями Н.Я. Данилевского оказалась своего рода продолжением старого
спора славянофилов и западников. При разработке проекта “русской идеи” Соловьев сознательно исходил из необходимости преодолении противоположности между славянофильством и западничеством. Спор двух русских мыслителей носил заочный характер, так как к тому времени Данилевского уже не было в живых, и защиту его философско – исторической схемы взял на себя Н.Н. Страхов.
Теоретическим ядром полемики становится проблемой соотношения человечества и его составных частей, прежде всего народов, образующих культурные и государственные целостности. Представляя позицию христианского органического миропонимания, восходящую ко временам ап. Павла, Соловьёв выражает взгляд, согласно которому человечество относится к народам, его составляющим, не как род к видам, а как целое к частям.
Слайд 31
Очевидно, что в споре В.С. Соловьёва и Данилевского
мы имеем дело с оппозицией двух типов органицизма. Если
Н.Я.Данилевский понимает под целостностью культуры локальную, замкнутую типологическую целостность, то В.С.Соловьев, с позиции христианского универсализма, рассматривает единство культуры как открытую целостность. В.С.Соловьев не мог принять точку зрения Н.Я.Данилевского именно потому, что по-другому решал антиномию целого и части. В плоскости философии культуры антиномия целого и части формулируется как проблема соотношения общечеловеческого и национального, универсального и локального.
Для В.С.Соловьева – мировой историко-культурный процесс служит основой, определяющей характер, особенности и исторические судьбы частей (отдельных культур). Позиция Н.Я.Данилевского может быть охарактеризована как номинализм, тогда как В.С.Соловьев стоял на точке зрения реализма (в классическом – средневековом – смысле этого термина), потому что признавал существование наиболее общих культурных универсалий, в число которых, в первую очередь, входит понятие человечества.
Типы органицизма в русской философии культуры