Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русская философия социального и исторического знания

Содержание

Теоретические предпосылки социальной наукиПроблема исторической закономерностиКлассы как субъекты закономерной деятельностиАбстрактные и конкретные социальные общностиФилософия истории славянофиловКультурно-исторические общности (А. С. Хомяков)Доктрина соборностиСоциальная и политическая онтологияТеория культурно-исторических типов Н. Я. ДанилевскогоСтепени развития и типы развитияМногообразие культурДесять культурно-исторических типовПоложительные
Русская философия социального и исторического знанияМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  Кафедра философииPrezentacii.com Теоретические предпосылки социальной наукиПроблема исторической закономерностиКлассы как субъекты закономерной деятельностиАбстрактные и конкретные Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом Поведение коллективных общностей можно в принципе рассматривать как объективно обусловленное без того, Абстрактные и конкретные социальные общностиАбстрактная социальная общность (класс) – множество индивидов с Философия истории славянофилов  Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков)Предмет истории и её Философия истории славянофилов  Доктрина соборностиСоборность – «единство свободное и органическое, живое Свобода в единствеВселенская церковь (православие)Свобода без единстваПротестантизмЕдинство без свободыКатолицизмФилософия истории славянофилов  Доктрина соборности Философия истории славянофилов  Доктрина соборностиВ романизме, верно понятом, единство для христиан Философия истории славянофилов  Доктрина соборностиВ протестантстве свобода для целой общины есть Философия истории славянофилов  Доктрина соборностиЕдинство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы, Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология... Когда мы говорим, что народ Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология… Мы никак не можем понять Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтологияСамобытность (национализм)Универсализм (космополитизм)Социокультурная ориентацияВера и религияРазум Теория культурно-исторических типов  Н. Я. ДанилевскогоП. Я. Чаадаев. «Философические письма».Теория культурно-исторических Теория культурно-исторических типов  Степени развития и типы развитияВ основе универсалистской парадигмы Теория культурно-исторических типов  Многообразие культурКультура не универсальна (западная – в том Теория культурно-исторических типов  Многообразие культурДабы поступательное движение вообще не прекратилось в Теория культурно-исторических типов  Многообразие культурПрогресс состоит не в том, чтобы идти Теория культурно-исторических типов  Десять культурно-исторических типовЕгипетскийКитайскийДревнесемитскийИндийскийИранский ЕврейскийГреческийРимскийАравийскийРомано-германский Мексиканский	ПеруанскийСлавяно-русский Теория культурно-исторических типов  Положительные и отрицательные деятели историиПоложительные  деятели истории Теория культурно-исторических типов  Законы культурно-исторического движенияЯзыковое родство как критерий и основа Теория культурно-исторических типов  «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизацииЦилизации не бывают «лучше» или Философия культуры К. Н. Леонтьева Фазы развития культурВсе культуры подчинены общему закону Онтология В. С. Соловьёва  Понятие всеединстваДостойное, идеальное бытие требует одинакового простора Онтология В. С. Соловьёва  Понятие всеединства Онтология В. С. Соловьёва  Понятие всеединстваВсеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип Онтология В. С. Соловьёва  Понятие всеединства В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от Историософия В. С. Соловьёва Основные формы общечеловеческого организмаЭкономическое общество (земство)Положительная наука Техническое Историософия В. С. Соловьёва Разделение церквей и его последствияПоложительный смысл истории заключается Историософия В. С. Соловьёва Теократическая утопияЗапад и Восток могут быть соединены лишь Концепция всеединства в русской социальной философии XX векаС. Н. Трубецкой (1862-1905)С. Л. Франк (1877‑1950)Н. О. Лосский (1870-1965)Л. П. Карсавин (1882-1952)Концепция Внешняя сфера социальности («общественности»)  основывается на «соборности» – первичной  солидарной Философия истории Л. П. Карсавина Концепция «симфонической личности»ЧеловечествоКультурыНародыСословияРодыСемьиСоциальные эфемеридыПериодические личностиПостоянные личностиСамодовлеющие личностиФункциональные личности Политическая философия русского марксизма От «класса в себе» к «классу для себя»Рабочий Вопросы?
Слайды презентации

Слайд 2 Теоретические предпосылки социальной науки
Проблема исторической закономерности
Классы как субъекты

Теоретические предпосылки социальной наукиПроблема исторической закономерностиКлассы как субъекты закономерной деятельностиАбстрактные и

закономерной деятельности
Абстрактные и конкретные социальные общности
Философия истории славянофилов
Культурно-исторические общности

(А. С. Хомяков)
Доктрина соборности
Социальная и политическая онтология
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Степени развития и типы развития
Многообразие культур
Десять культурно-исторических типов
Положительные и отрицательные деятели истории
Законы культурно-исторического движения
«Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Философия культуры К. Н. Леонтьева
Фазы развития культур
Онтология и историософия В. С. Соловьёва
Понятие всеединства
Богочеловеческий процесс
Основные формы общечеловеческого организма
Разделение церквей и его последствия
Теократическая утопия
Концепция всеединства в русской социальной философии XX века
С. Л. Франк: соборность как основа социальности
Л. П. Карсавин: концепция «симфонической личности»
Политическая философия русского марксизма
От «класса в себе» к «классу для себя»

Слайд 3



Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет

Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим

своим предметом человеческую деятельность.
Но если человеческая деятельность не подчиняется законам, историческое знание

не может принять форму науки, оставаясь просто набором сведений.

Теоретические предпосылки социальной науки Проблема исторической закономерности

Отрицание свободы воли (фатализм) научность истории не спасает, так как с устранением человеческой специфики устраняется и самый предмет истории.

Признание закономерности в природе не создаёт затруднений: объекты, не обладающие волей и сознанием, легко мыслить подчинёнными законам.

Каким образом деятельность, направ- ляемая волей и сознанием, может регу- лироваться законами, по определению не зависящими от воли и сознания?

Закон – объективная, существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями; научное положение, отображающее такую связь.

Объективное – существующее независимо от воли и сознания субъекта (индивида).


Слайд 4



Поведение коллективных общностей можно в принципе рассматривать как объективно обусловленное

Поведение коллективных общностей можно в принципе рассматривать как объективно обусловленное без

без того, чтобы отрицать при этом свободу воли.
Примерами таких общностей

являются общественные классы, т.е. группы людей, занимающих одинаковое место в системе общественного производства.

Теоретические предпосылки социальной науки Классы как субъекты закономерной деятельности

Существование и характеристики классов не зависят от воли и сознания членов общества, а обусловлены структурой и характером производства.

И всё же историческая закономерность мыслима, поскольку субъектами закономерной деятельности не обяза- тельно должны выступать индивиды.

В закономерности поведения социальных общностей проявляется единство значимых характеристик их индивидуальных членов.

Общественные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.


Слайд 5 Абстрактные и конкретные социальные общности
Абстрактная социальная общность (класс) – множество

Абстрактные и конкретные социальные общностиАбстрактная социальная общность (класс) – множество индивидов

индивидов с одинаковыми свойствами.
Конкретная социальная общность (коллектив) – совокупность взаимодействующих индивидов.
Согласованность (одинаковость) поведения индивидов, принадлежащих к

одному классу, обеспечивается
тождественностью свойств (характеристик или условий).

Согласованность («симфоничность») поведения индивидов, принадлежащих к одному коллективу, обеспечивается посредством особых интеграционных механизмов.


Слайд 6 Философия истории славянофилов Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков)
Предмет

Философия истории славянофилов Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков)Предмет истории и её

истории и её действующие лица
Жизнь всего человечества
Общности (определяемые по

вероисповеданиям)
Новая парадигма исторической науки
Народные верования как исторические источники
«Поэтический инстинкт» как метод исследования
Ретроспективный метод («возвратный ход»)
Общая схема исторического процесса
«Иранство» и «кушитство»
Община и дружина
Россия и Европа
Будущее человечества и миссия России
Единение человечества на органически-духовных, а не механических (империалистических) началах

Слайд 7 Философия истории славянофилов Доктрина соборности
Соборность – «единство свободное и

Философия истории славянофилов Доктрина соборностиСоборность – «единство свободное и органическое, живое

органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви».


Слайд 8 Свобода в единстве
Вселенская церковь (православие)
Свобода без единства
Протестантизм
Единство без свободы
Католицизм
Философия истории славянофилов

Свобода в единствеВселенская церковь (православие)Свобода без единстваПротестантизмЕдинство без свободыКатолицизмФилософия истории славянофилов Доктрина соборности

Доктрина соборности


Слайд 9 Философия истории славянофилов Доктрина соборности
В романизме, верно понятом,

Философия истории славянофилов Доктрина соборностиВ романизме, верно понятом, единство для христиан

единство для христиан есть лишь единство послушания центральной власти; это порабощение христиан

доктрине, которой они не содействуют и которая должна навсегда оставаться для них чем-то внешним (так как она всецело почиет в едином главе иерархии), наконец, это узаконенное равнодушие к вере, которая окончательно сводится в подчинение вере другого. Это, очевидно, единство в смысле условном, а не в смысле христианском.

А. С. Хомяков. «Ещё несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях».


Слайд 10 Философия истории славянофилов Доктрина соборности
В протестантстве свобода для

Философия истории славянофилов Доктрина соборностиВ протестантстве свобода для целой общины есть

целой общины есть свобода постоянного колебания, свобода, всегда готовая взять назад приговоры,

ею же произнесённые накануне... Для отдельного же лица… свобода есть или свобода сомнения, проявляющаяся в том, кто, зная себя, сознаёт свою немощь, или свобода нелепой веры в себя, проявляющаяся в том, кто творит себе кумир из своей гордости. В том и другом виде это, пожалуй, тоже свобода, но… свобода в смысле политическом, но не в смысле христианском.

А. С. Хомяков. «Ещё несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях».


Слайд 11 Философия истории славянофилов Доктрина соборности
Единство истинное, внутреннее, плод и

Философия истории славянофилов Доктрина соборностиЕдинство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы,

проявление свободы, единство, которому основанием служит не научный рационализм и не

произвольная условность учреждения, а нравственный закон взаимной любви и молитвы, единство, в котором, при всём различии в степени иерархических полномочий на совершение таинств, никто не порабощается, но все равно призываются быть участниками в общем деле, словом единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, – таково единство Церкви.

А. С. Хомяков. «Ещё несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях».


Слайд 12 Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология
... Когда мы

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология... Когда мы говорим, что

говорим, что народ действует, мыслит, чувствует, мы выражаемся отвлечённо: собственно действуют, чувствуют,

мыслят единицы, лица, его составляющие. Таким образом, личность, сознающая сама по себе своё бесконечное, безусловное достоинство, – есть необходимое условие всякого духовного развития народа.

К. Д. Кавелин. «Взгляд на юридический быт древней России».


Слайд 13 Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология
… Мы никак

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология… Мы никак не можем

не можем понять того логического процесса, посредством которого из германского начала, предоставленного

самому себе, из одной идеи личности может возникнуть иное общество, кроме искусственной условной ассоциации? Каким образом начало разобщающее обратится в противоположное начало примирения и единения?

Ю. Ф. Самарин. «О мнениях “Современника”, исторических и литературных».


Слайд 14 Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология
Самобытность (национализм)
Универсализм (космополитизм)
Социокультурная

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтологияСамобытность (национализм)Универсализм (космополитизм)Социокультурная ориентацияВера и

ориентация
Вера и религия
Разум и наука
Духовная ориентация
Органическое развитие
Общественный договор
Политическая онтология
Культура

как продукт стихийного развития

Культура как сознательное творчество

Социальная онтология

Славянофилы

Западники



Слайд 15 Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
П. Я. Чаадаев.

Теория культурно-исторических типов Н. Я. ДанилевскогоП. Я. Чаадаев. «Философические письма».Теория культурно-исторических

«Философические письма».
Теория культурно-исторических типов Данилевского – первый значительный вклад

России в мировую философию.

Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума...


Слайд 16 Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития
В

Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развитияВ основе универсалистской парадигмы

основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории

на периоды: древность, средневековье, новое время.
Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.
В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время».
Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.
Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.

Слайд 17 Теория культурно-исторических типов Многообразие культур
Культура не универсальна (западная

Теория культурно-исторических типов Многообразие культурКультура не универсальна (западная – в том

– в том числе).
Совокупное человечество не есть реальный субъект

истории, но лишь абстрактная идея.
Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.

Слайд 18 Теория культурно-исторических типов Многообразие культур
Дабы поступательное движение вообще не

Теория культурно-исторических типов Многообразие культурДабы поступательное движение вообще не прекратилось в

прекратилось в жизни всего человечества, необходимо, чтобы, дойдя в одном направлении до

известной степени совершенства, началось оно с новой точки исхода и шло по другому пути, т. е. надо чтобы вступили на поприще деятельности другие психические особенности, другой склад ума, чувств и воли, которыми обладают только народы другого культурно-исторического типа.

Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».


Слайд 19 Теория культурно-исторических типов Многообразие культур
Прогресс состоит не

Теория культурно-исторических типов Многообразие культурПрогресс состоит не в том, чтобы идти

в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае

он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с её предшественницами или современницами, во всех сторонах развития.

Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».


Слайд 20 Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов
Египетский
Китайский
Древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий
Римский
Аравийский
Романо-германский
Мексиканский
Перуанский
Славяно-русский

Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типовЕгипетскийКитайскийДревнесемитскийИндийскийИранский ЕврейскийГреческийРимскийАравийскийРомано-германский Мексиканский	ПеруанскийСлавяно-русский

Слайд 21 Теория культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели истории
Положительные

Теория культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели историиПоложительные деятели истории (самобытные

деятели истории (самобытные цивилизации)
Отрицательные деятели истории (народы-разрушители)
Народы, не достигшие

исторической индивидуальности

Слайд 22 Теория культурно-исторических типов Законы культурно-исторического движения
Языковое родство как

Теория культурно-исторических типов Законы культурно-исторического движенияЯзыковое родство как критерий и основа

критерий и основа самобытного культурно-исторического типа.
Политическая независимость как условие

развития самобытного культурно-исторического типа.
Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа.
Цивилизация достигает полноты развития, когда составляющие её этнографические элементы не поглощены одним политическим целым, а составляют политическую систему государств.
Развитие цивилизаций подобно жизни многолетних одноплодных растений, у которых продолжительный период роста сменяется коротким (и никогда не повторяющимся) периодом расцвета.

Слайд 23 Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Цилизации не

Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизацииЦилизации не бывают «лучше» или

бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные.
Цивилизации различаются

преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры:
еврейская цивилизация – преимущественно религиозная,
греческая – преимущественно эстетическая,
римская – преимущественно политико-правовая.
Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную.
Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.

Слайд 24 Философия культуры К. Н. Леонтьева Фазы развития культур
Все культуры

Философия культуры К. Н. Леонтьева Фазы развития культурВсе культуры подчинены общему

подчинены общему закону циклического развития, согласно которому всё развивающееся

проходит через три периода:
«первичной простоты»,
«цветущей сложности»,
«вторичного смесительного упрощения».


Слайд 25 Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства
Достойное, идеальное бытие требует

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединстваДостойное, идеальное бытие требует одинакового простора

одинакового простора для целого и для частей, следовательно, это не есть

свобода от особенностей, а только от их исключительности. Полнота этой свободы требует, чтобы все частные элементы находили себя друг в друге и в целом, каждое полагало себя в другом и другое в себе, ощущало в своей частности единство целого и в целом свою частность, – одним словом, абсолютная солидарность всего существующего, Бог – всё во всех.

В. С. Соловьёв. «Общий смысл искусства».


Слайд 26 Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

Слайд 27 Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства
Всеединство есть категория онтологии,

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединстваВсеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип

обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого

множества тождественны между собой и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй, «трансрациональное единство раздельности и взаимопроникнутости», как сформулировал С. Л. Франк.

С. С. Хоружий


Слайд 28 Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

Слайд 29 В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места

В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу

процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному

– всей исторической драме.
«Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.
Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки:
мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине,
не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра,
не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте.
Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.

Историософия В. С. Соловьёва Богочеловеческий процесс


Слайд 30 Историософия В. С. Соловьёва Основные формы общечеловеческого организма
Экономическое общество

Историософия В. С. Соловьёва Основные формы общечеловеческого организмаЭкономическое общество (земство)Положительная наука

(земство)
Положительная наука
Техническое творчество
Материальная степень
Политическое общество (государство)


Отвлечённая философия

Изящное художество

Формальная степень

Духовное общество (церковь)

Теология

Мистика

Абсолютная степень

Сфера практической деятельности

Сфера знания

Сфера творчества



Слайд 31 Историософия В. С. Соловьёва Разделение церквей и его последствия
Положительный

Историософия В. С. Соловьёва Разделение церквей и его последствияПоложительный смысл истории

смысл истории заключается в свободном вхождении человечества в церковь

и в свободном оцерковлении человечества.
Но этот положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры.
Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали:
отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия;
отрыв свободы от истины как её положительной цели;
отрыв знания от жизни;
разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»);
разрыв между национальным и вселенским;
разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим.
В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла.

Слайд 32 Историософия В. С. Соловьёва Теократическая утопия
Запад и Восток могут

Историософия В. С. Соловьёва Теократическая утопияЗапад и Восток могут быть соединены

быть соединены лишь третьей силой, свободной от их крайностей.

Такой силой должна стать Россия.
Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»:
славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов;
принять чужую веру – византийское православие;
осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре.
Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви.
Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса».

Слайд 33 Концепция всеединства в русской социальной философии XX века
С. Н. Трубецкой (1862-1905)
С. Л. Франк (1877‑1950)
Н. О. Лосский (1870-1965)
Л. П. Карсавин (1882-1952)
Концепция «симфонической личности»
Теория иерархического персонализма
Соборность как основа социальности
Учение о

Концепция всеединства в русской социальной философии XX векаС. Н. Трубецкой (1862-1905)С. Л. Франк (1877‑1950)Н. О. Лосский (1870-1965)Л. П. Карсавин

соборности сознания


Слайд 34


Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» –

Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» – первичной солидарной слитности

первичной солидарной слитности индивидуальных “я” во всеобъемлющем “мы”.
“Мы”

не есть просто множественное число от “я” (в своём основном и первичном смысле “я” вообще не может иметь множественного числа) – “мы” есть единство “я” и “ты” (“вы”).

“Мы” есть, следовательно, некая первичная категория социального бытия (столь же первичная как и “я”), в которой преодолевается вечная противопоставленность “я” и “ты”.

Соборное “мы” есть непосредственное отражение Всеединства в социальной жизни.

Социальная философия С. Л. Франка Соборность как основа социальности

«Мы» – не имя класса, элементами которого являются многие «я», а конкретная общность.


Слайд 35 Философия истории Л. П. Карсавина Концепция «симфонической личности»
















Человечество
Культуры
Народы
Сословия
Роды
Семьи
Социальные эфемериды
Периодические

Философия истории Л. П. Карсавина Концепция «симфонической личности»ЧеловечествоКультурыНародыСословияРодыСемьиСоциальные эфемеридыПериодические личностиПостоянные личностиСамодовлеющие личностиФункциональные личности

личности
Постоянные личности
Самодовлеющие личности
Функциональные личности


Слайд 36

Политическая философия русского марксизма От «класса в себе» к

Политическая философия русского марксизма От «класса в себе» к «классу для

«классу для себя»
Рабочий класс сам по себе способен выработать

лишь тред-юнионистское сознание; т.е. он способен вести классовую борьбу лишь в рамках капитализма – за улучшение условий труда и т.п.

Выйти за эти рамки, начать борьбу за уничтожение самого капиталистического строя, т.е. выполнить свою историческую миссию «могильщика капитализма», рабочий класс может лишь при условии, что он станет действовать как единое организованное целое.

Организовать и повести его на борьбу может лишь «революционный авангард», основу которого составляет революционная интеллигенция, владеющая научной теорией исторического развития и классовой борьбы.

«Класс в себе»

«Класс для себя»


  • Имя файла: russkaya-filosofiya-sotsialnogo-i-istoricheskogo-znaniya.pptx
  • Количество просмотров: 160
  • Количество скачиваний: 0