Слайд 2
Периодизация
Ведический период (1500—500 гг. до н. э.)
Классический (брахмано-буддийский) (500 до н. э. — 1000
н. э.)
период послеклассический (индуистский) (с 1000).
Слайд 3
Школы
Ортодоксальная (астика)
Авторитет Вед
Философская традиция брахманизма
Неортодоксальная (настика)
Авторитет Вед отрицают
Индуизм
- ересь
Слайд 4
Понятия
Сансара – круговорот рождений и смертей.
Мокша (мукти)
– освобождение от страданий, плод долгой и интенсивной духовной
практики.
Карма – причинно-следственная зависимость между поступком, совершенным индивидом в его прошлом и нынешней жизнью.
Слайд 5
АТМАН ЕСТЬ БРАХМАН
Атман (дух, самость, я) – абсолютное,
вечное, бесконечное начало, которое при всех трансформациях остается неизменным.
Брахман
– абсолютная высшая реальность, начало бытия, которое нельзя рационально помыслить и определить.
Слайд 6
Понятия. Мантра.
Мантра (думать) – мистический слог или сочетание
слогов, часто не имеющие лексического значения, элемент духовной практики.
Биджа-мантра (семенная) – односложная, ее используют в технике медитации с одновременными дыхательными упражнениями и определенным положением рук (мудры).
Мудра (печать) – а) жест, имеющий сакральное значение; б) элемент тантрического ритуала.
ОМ (Аум) – лишенный конкретного лексического смысла сакральный первозвук , первослог, главная мантра.
Ганеша – Гам, Шива –Хум, Лакшми – Шрим.
махамантра (великая мантра) кришнаитов: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе».
Слайд 9
Священные тексты
Веды :
Брахманы - трактовка жертвенных ритуалов;
Смрити
– предания;
Дхармашастры – трактат об этико-религиозных предписаниях;
Пураны
- «веды для народа».
Слайд 10
Тексты
«Махабхарата» и «Рамаяна» - эпос;
Араньяки («лесные») и Упанишады
(«сидение у ног учителя») – религиозно-философские тексты.
Восьмеричная«Йога» Патанджали.
«Камасутра» Вайсьяяна
(?).
Слайд 11
Ортодоксальные
Ньяя
Вайшешика
Санкхья
Йога
Пурва-миманса
Веданта (Адвайта-веданта, Вишиштадвайта-веданта,
Двайта-веданта)
Слайд 12
Неортодоксальные
Локаята
Джайнизм
Буддизм
Слайд 13
ЙОГА
1. ЯМА (обуздание) – отказ от 5 отрицательных
действий (насилия, лжи, жадности, воровства, распущенности), соблюдение нравственных норм,
важнейшая из которых ахимса - непричинение зла ни одному живому существу
Слайд 14
ЙОГА
2. НИЯМА (культура этики) - соблюдение 5-ти норм
религиозного поклонения (очищение, удовлетворенность, аскетизм, изучение священных книг, почитание
Ишвары);
3.АСАНА (выработка устойчивости) – позы для сосредоточения и созерцания (падмасана – «поза лотоса»);
4. ПРАНАЯМА (контроль над дыханием) – правильная ритмизация дыхания, дыхательные упражнения;
Слайд 15
ЙОГА
ПРАТЬЯХАРА - удаление чувств от объектов, отвлечение чувств
от предметов;
6. ДХРАНА (внимание) - концентрация сознания на
едином объекте;
7. ДХЬЯНА (размышление) – созерцание, медитация ;
8. САМАДХИ – предельное сосредоточение в котором реализуется освобождение.
Слайд 16
Йога Патанджали
Пять ступеней функции ума:
рассеянное состояние (кшипта) -
ум скользит от одного объекта к другому
притупленное состояние
ума (мудха) – как во сне
относительно умиротворенное состояние (викшипта)
состояние сосредоточенности ума на каком-либо объекте, служащем предметом размышления (экагра)
прекращение всякой деятельности мышления (нироддха)
Слайд 17
Виды йоги
Сампраджнята –полная сосредоточенность ума на объекте размышления
- понимание
Асампраджнята -полное прекращение всех умственных модификаций -отсутствие познания
Слайд 18
Бог
Высший объект сосредоточенности и самопознания
Свободен от всех недостатков
Пуруша+Пракрити= эволюция
Бог соединил в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных
душ
Слайд 19
НЬЯЯ («закон, правило»)
Акшапада Гау(о)тама (VI век до н. э.)
Логика
Ньяя-сутры
(5 книг)
Источники истинного познания: восприятие, вывод, сравнение, доказательство
Объекты
познания: «Я», тело,, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, чувства, повторное рождение, страдание и свобода от страданий
Слайд 20
Источники истинного познания
Сравнение (упамана) - познание связи между
названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании
данного описания их сходства с некоторым уже известным объектом
Свидетельство (шабда) - знание о не воспринимаемых объектах, получаемое из утверждений авторитетных лиц
Слайд 21
Восприятие - непосредственное познание объектов, получаемое в результате
их связи с нашими органами чувств
Слайд 22
Вывод - познание объекта через сознательное выделение некоего
признака, который неизменно связан с данным объектом.
Слайд 23
Доказательства бытия Бога (ньяя)
Ишвара – бог-творец
Всему должна быть
причина
Мир – следствие
Человек несовершенен
Карма
Веды - аргумент
Слайд 24
Душа и тело (ньяя)
Атман – субстанция
Сознание – побочное
свойство «Я»
«Я» отлично от тела, ума, чувств
Цель –
освобождение
Слайд 25
ВАЙШЕШИКА («отличный, выделяющийся»)
Канада (Улука) (3 – 2
вв.) – «пожиратель атомов»
Теория атомов
Бытие - субстанция,
качество, действие, всеобщность, особенность, присущность + небытие
Источники знания - восприятие и логический вывод
Цель – освобождение индивидуального «Я»
Слайд 26
Категории объектов познания
Всеобщность (саманья) - вечная сущность, общая
для всех индивидов данного класса
Особенность (вишеша) - основа
первичных различий вещей. Индивидуальность вечных сущностей мира
Присущность (самавая) - постоянная, вечная связь, которая объединяет целое с его частями
Небытие (абхава) означает все отрицательные факты
Слайд 28
Субстанция (дравья)
Физические элементы - земля, вода, огонь, воздух
Неосязаемые
субстанции - эфир, время, пространство
Ум (манас) — не
может иметь более одного переживания в одно и то же время
Душа - субстрат явлений сознания
Слайд 29
Атомизм
Атомы—несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем
получить посредством дробления материальных объектов на все более и
более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше
Бог сотворил мир из вечных атомов
Первоисточник действий атомов — воля Бога, направляющего их перемещения в соответствии с законом кармы
Слайд 30
Качество
Гуна - то, что существует в субстанции, не
имеет ни собственных качеств, ни активности
Виды : цвет, вкус,
запах, осязание, звук, число, величина, видовое отличие, соединение, разъединение, отдаленность, близость, текучесть, вязкость, познавательная способность, удовольствие, страдание, желание, антипатия, усилие, тяжесть, стремление, достоинство и недостаток
Слайд 31
Действие (карма) - движение
Пять видов действий:
поднимание
опускание
сжатие
расширение
хождение.
Слайд 32
САНКХЪЯ («разумное взвешивание», «перечисление»)
Капила - «Санкхья-карика» (70 сутр)
Цель - отвлечение духа (Пуруши) от материи (Пракрити)
Полное освобождение
души достигается посредством познания подлинной природы Пракрити и Пуруши
Слияние с Ишварой
Логически доказано невозможность существования Бога
Обоснование реальности «Я»
Следствие и причина - два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции
Следствие - проявленное условие причины
Поиск первопричины
Теория эволюции-инволюции
Слайд 33
Дух и материя
Пуруша -
чистое сознание абсолютная, безначальная, неизменная,
непознаваемая реальность
не имеет причину существования
не выступает в
роли причины чего-либо
Пракрити -
беспричинная первопричина всех объектов в мире, лишённая сознания
независима и активна
Бог- свидетель, а не создатель
Слайд 35
Мимам(н)са (исследование) Джаймини
Цель — разъяснение природы дхармы,
понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом
Дхарма
- универсальный закон бытия
Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения
Безусловный авторитет Вед
Мокша (освобождение) – не цель жизни
Бог-творец – вселенной не управляет
Карма правит миром
Слайд 36
Душа
Бессмертная, вечная субстанция
Сознание возникает при соединении с
телом
Освобожденная душа обладает потенциальной возможностью сознания
Слайд 37
Источники познания души
восприятие (пратьякша)
вывод (анумана)
сравнение (упамана)
свидетельство (шабда)
постулирование (артхапатти)
+
невосприятие
Слайд 38
Веданта (монизм)
«Брахма-сутра» Бадараяны
Шанкара и Рамануджа
Пуруша - объемлет
всю вселенную, но находится вне ее
Всё есть Бог
Душа
есть Бог
Нет множественности
Бог и майя
Майя – природа незнания