Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Софиология после В. С. Соловьёва

Содержание

Софиология после В. С. СоловьёваС. Н. Булгаков (1871-1944) П. А. Флоренский (1882-1937)
История русской философииЛекция 12  Софиология после В. С. СоловьёваМосковский государственный институт Софиология после В. С. СоловьёваС. Н. Булгаков  (1871-1944) П. А. Флоренский  (1882-1937) С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мирозданияОт марксизма к идеализму: Сборник статей (1903) Два града: С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания Троично предложение (суждение), в котором следует видеть не просто форму выражения мысли, Истинная реальность, скрытая в форме Первосуждения, есть единство, равновесие и равноправие трёх Акт творения есть поднятие укона в меон творческим актом Бога.Но хотя и София («Премудрость Божия») – «идеальный первообраз» мира в Боге.София – не только Учение о Софии «Тварная София»Под софийностью понимается свойство причастности отдельного явления или Поскольку церковная молитва – не об  идеальном, а именно о грешном «Тварная София» Софиология хозяйстваВ своём истоке хозяйство не порождено лишь падшим состоянием «Тварная София» Софиология искусстваЕсли «райское хозяйство» и «райское искусство» тождественны (эта синтетическая софиология творчестваи софиология власти.«Тварная София» Софиология пола«Мужское» и «женское» – два универсальных дара гениальности –и дара талантливости –«мужской» способности зачатия, открытия новых идей,«женской» способности к господствуи к подчинению(«мужского» начала)(«женского» начала).«Тварная София» Софиология властиВласть – это единство умирание –и смерть –дурную, безысходную длительность, застывший миг смертного страдания,истинное завершение нашего «Тварная София» Софиология историиСофия тварная не есть неподвижный атрибут: она раскрывается, развёртывается, П. А. Флоренский (1882-1937)   Конкретная метафизикаСтолп и утверждение истины:  Опыт православной П. А. Флоренский (1882-1937)   Конкретная метафизика Конкретная метафизика Философский символизм Гносеология символизмаПан-Символ Нет никаких отвлечённых духовных сущностей или абстрактных идей, ибо духовный предмет всегда Конкретная метафизика Философский символизмБытие, которое больше самого себя, –  таково основное определение  символа. При таком подходе иначе понимаются и цели познания:а на выявление фундаментальных, первичных Этот Пан-Символ, с одной стороны, не есть простая сумма сущего, а есть Иными словами реальность  состоит из дискретных элементов.В мире явлений существуют градации, И феномен, и ноумен пространственны, следовательно, пространственной является и связь их друг Конкретная метафизика Пространственное понимание бытияЕсли переднюю сторону плоскости мы видим, то о Поэтому особый характер, тесно связанный  с культом, приобретает всякая активность, Эстетика Прямая и обратная перспектива К. Брюллов. «Наездница» (1832, Третьяковская галерея).Двум основным Эстетика Прямая и обратная перспектива «Крещение» (30-ые гг. XV в., Тверская школа)Двум Эстетика Прямая и обратная перспектива Евклидово пространство однородно, изотропно, непрерывно, связно, бесконечно Вопросы?
Слайды презентации

Слайд 2 Софиология после В. С. Соловьёва
С. Н. Булгаков (1871-1944)
П. А. Флоренский (1882-1937)

Софиология после В. С. СоловьёваС. Н. Булгаков (1871-1944) П. А. Флоренский (1882-1937)

Слайд 3 С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания
От марксизма к идеализму: Сборник статей

С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мирозданияОт марксизма к идеализму: Сборник статей (1903) Два

(1903)
Два града: Исследования о природе общественных идеалов (1911)


Философия хозяйства (1912)
Свет невечерний: Созерцания и умозрения (1917)
Трагедия философии (1920)
Философия имени (1920)

Основные сочинения


Слайд 4 С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания

С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания

Слайд 5



Троично предложение (суждение), в котором следует видеть не просто форму

Троично предложение (суждение), в котором следует видеть не просто форму выражения

выражения мысли, но универсальный выразительный акт.
Суждение, оно же грамматическое предложение, онтологической первоосновой сводится

всегда к типу: я есмь нечто.

Сущность и типы философии «Троическая аналогия»

Это – «первосуждение», универсальная форма; как единство трёх членов: подлежащего, сказуемого и связки – оно несёт в себе образ троичности.

Сущностное строение здешнего бытия определяется сущим в нём (особенно – в природе человека и в сфере человеческого духа) образом св. Троицы.

Само существование человека может рассматриваться как суждение – развёрнутое высказывание человека о том, что он есть.


Слайд 6



Истинная реальность, скрытая в форме Первосуждения, есть единство, равновесие и

Истинная реальность, скрытая в форме Первосуждения, есть единство, равновесие и равноправие

равноправие трёх грамматических начал, понятых как начала онтологические.
Философия в принципе

неспособна выразить цельность триединой реальности и обречена сводить Троицу к единице, избирая часть вместо целого.

Сущность и типы философии История философии как история тринитарных ересей

Она является поэтому или «философией субъекта» (Фихте), или «философией сказуемого» (Гегель), или «философией связки» (Спиноза).

Первосуждение, таким образом, – это универсальная онтологическая структура, «схема сущего», но также и «схема истории философии».

Но философии как таковой (и, следовательно, всякой философской системе) присущ монизм, утверждение единственного верховного начала.


Слайд 7



Акт творения есть поднятие укона в меон творческим актом Бога.
Но

Акт творения есть поднятие укона в меон творческим актом Бога.Но хотя

хотя и после Бога и по Его воле, материя есть

также творческое начало: её ключевые определения – «Земля» и «Мать».

Учение о Софии Религиозный материализм

На вершине своего рождающего и творческого усилия Земля-мать потенциально является «Богоземлёй» и Богоматерью.

Мир сотворён из «ничто», но следует различать абсолютное ничто (укон) и относительное ничто (меон).

В своём онтологическом существе материя есть меон.

«Укон» (греч. ουχόν) – абсолютное ничто, всецелая противоположность бытия.

«Меон» (греч. μηόν) – относительное ничто, небытие, чреватое бытием.


Слайд 8


София («Премудрость Божия») – «идеальный первообраз» мира в Боге.
София –

София («Премудрость Божия») – «идеальный первообраз» мира в Боге.София – не

не только первообраз тварного бытия в целом, но и собрание первообразов

каждой из вещей и каждого из явлений мира.

В ней неотъемлемо присутствует аспект множественности и единства множества: она есть всеединство.

В то же время это не просто всеединство или мир идей, но всегда – их персонификация, олицетворение.

Учение о Софии Понятие Софии


Слайд 9

Учение о Софии «Тварная София»
Под софийностью понимается свойство причастности отдельного

Учение о Софии «Тварная София»Под софийностью понимается свойство причастности отдельного явления

явления или всего тварного мира Софии как своему идеальному первообразу.
«Софийность» вообще

есть некий гармонический лад вещей, принцип закономерности и сообразности, «универсальная связь мира», противостоящая «несофийным» тенденциям вражды, хаоса, распада.

Главные имена или дефиниции Софии суть Благо, Истина и Красота.


Слайд 10



Поскольку церковная молитва – не об идеальном, а

Поскольку церковная молитва – не об идеальном, а именно о грешном

именно о грешном и падшем мире, темами софиологии оказываются:
его

нужды (труд, хозяйство),

«Тварная София» Литургический критерий софийности

и узы (семья, власть).

Не чуждо софийности всё то, «за что можно молиться», что благословляет и освящает Церковь в своём богослужении.

узловые вехи земного существования (рождение, продолжение рода, смерть),


Слайд 11

«Тварная София» Софиология хозяйства
В своём истоке хозяйство не порождено лишь

«Тварная София» Софиология хозяйстваВ своём истоке хозяйство не порождено лишь падшим

падшим состоянием мира, существует и «райское хозяйство» как бескорыстный любовный труд

человека над природой для её познавания и усовершенствования, раскрытия её софийности».

Однако в падшем состоянии мира смысл и мотивы хозяйства радикально меняются: оно требует теперь усилия и является тяжким бременем, служит не раскрытию софийности, а нужде человека.

Но оно сохраняет «низшие формы софийности»: в своей хозяйственной функции человек утверждает своё центральное, главенствующее место в мироздании, что соответствует его софийному первообразу.


Слайд 12

«Тварная София» Софиология искусства
Если «райское хозяйство» и «райское искусство» тождественны

«Тварная София» Софиология искусстваЕсли «райское хозяйство» и «райское искусство» тождественны (эта

(эта синтетическая активность именуется теургией), то в падшем модусе они утрачивают

важные (но противоположные) свойства теургии и становятся как бы дополнительными друг другу.

Хозяйство, сохраняя способность действенного изменения мира, утрачивает ориентир софийности – способность созерцания красоты; искусство сохраняет способность видеть софийность, но утрачивает возможность её осуществить.

Его отношение к Софии выражается понятием Эроса: это – влечение, стремление, которое, однако, никогда не достигает полного соединения со своим предметом, в чём и заключается «трагедия искусства».


Слайд 13
софиология творчества
и софиология власти.


«Тварная София» Софиология пола
«Мужское» и «женское» – два универсальных

софиология творчестваи софиология власти.«Тварная София» Софиология пола«Мужское» и «женское» – два

софийных принципа, на базе которых развиваются, в частности,
Двуполость присуща тварному

бытию вне зависимости от грехопадения, хотя в падшем состоянии она и «затемняется» привнесением похоти.

Слайд 14

дара гениальности –
и дара талантливости –


«мужской» способности зачатия, открытия новых идей,
«женской» способности вынашивать,

дара гениальности –и дара талантливости –«мужской» способности зачатия, открытия новых идей,«женской»

развивать уже данные идеи.
«Тварная София» Софиология творчества
Творчество возникает из соединения


Слайд 15

к господству
и к подчинению


(«мужского» начала)
(«женского» начала).
«Тварная София» Софиология власти
Власть – это

к господствуи к подчинению(«мужского» начала)(«женского» начала).«Тварная София» Софиология властиВласть – это

единство заложенных в человеческой природе противоположных стремлений:


Слайд 16

умирание –
и смерть –


дурную, безысходную длительность, застывший миг смертного страдания,
истинное завершение нашего

умирание –и смерть –дурную, безысходную длительность, застывший миг смертного страдания,истинное завершение

существования, «законченность, исход и освобождение от умирания».
«Тварная София» Софиология смерти
Необходимо различать


Слайд 17

«Тварная София» Софиология истории
София тварная не есть неподвижный атрибут: она

«Тварная София» Софиология историиСофия тварная не есть неподвижный атрибут: она раскрывается,

раскрывается, развёртывается, то есть имеет характер процесса; динамический аспект софийности выявляется через

различие между «образом» и «подобием».

Софийность как целокупная причастность человека Богу есть вместе и образ – сходство по некоторым неизменным признакам, и подобие – развёртывание образа до отождествления с Первообразом.

Это соединение мира со своим Божественным Первообразом есть «ософиение» – Богочеловеческий процесс, в центре которого стоит Церковь и который в перспективе должен охватить всю Вселенную.


Слайд 18 П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика
Столп и утверждение истины:

П. А. Флоренский (1882-1937)  Конкретная метафизикаСтолп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи

Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах (1914)
У водоразделов

мысли (Черты конкретной метафизики) (1918)
Иконостас (1920-е гг.)
Мнимости геометрии (1922)

Основные сочинения


Слайд 19 П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика
Конкретная метафизика
Философский

П. А. Флоренский (1882-1937)  Конкретная метафизика Конкретная метафизика Философский символизм Гносеология символизмаПан-Символ

символизм
Гносеология символизма
Пан-Символ
Дискретный характер реальности и уровни смысловой

выразительности
Концепция пространства и пространственное понимание бытия
Эстетика
Искусство и культ
Прямая и обратная перспектива

Слайд 20



Нет никаких отвлечённых духовных сущностей или абстрактных идей, ибо духовный

Нет никаких отвлечённых духовных сущностей или абстрактных идей, ибо духовный предмет

предмет всегда выражен в чувственном – явлен пластично и зримо.
Феномен

и ноумен выражают друг друга, образуя нераздельное двуединство, которое есть символ.

Конкретная метафизика Философский символизм

Вся реальность состоит из символов. Символ совмещает в себе «природное» и «духовное»; реальность едина, она повсюду, в любом своём элементе и чувственна, и духовна.

Конкретность означает не отсутствие духовного предмета, но именно конкретный характер духовного предмета, обретаемый им за счёт его непременной воплощённости в чувственном.

Но нет и чисто эмпирических явлений, ибо всякое явление есть выявление духовной сущности – чувственный облик определённого ноумена.


Слайд 21 Конкретная метафизика Философский символизм
Бытие, которое больше самого себя, –

Конкретная метафизика Философский символизмБытие, которое больше самого себя, – таково основное определение символа.

таково основное определение символа.


Слайд 22



При таком подходе иначе понимаются и цели познания:
а на

При таком подходе иначе понимаются и цели познания:а на выявление фундаментальных,

выявление фундаментальных, первичных символов, из которых складывается данная область.
Конкретная метафизика Гносеология символизма
Эти

первичные символы выделяются среди других символов своей простотой и элементарностью, за счёт которых они и обретают общность и универсальность.

В любой сфере познание означает раскрытие символической природы явлений, узрение ноумена в феномене, так что принципиальные различия между родами знания исчезают.

оно должно быть направлено не на открытие отвлечённых законов, «управляющих» разными сферами реальности,


Слайд 23



Этот Пан-Символ, с одной стороны, не есть простая сумма

Этот Пан-Символ, с одной стороны, не есть простая сумма сущего, а

сущего, а есть единое целое с собственным ноуменальным содержанием,
Его внутренняя

организация предполагает, таким образом, тождество частей целому, то есть образует всеединство.

Конкретная метафизика Пан-Символ

Всеединство есть вообще принцип внутренней формы символической реальности.

Реальность в целом также составляет единый символ.

а, с другой стороны, есть собирательное целое (не единство, а множество), поскольку объемлет и содержит в себе все символы.


Слайд 24



Иными словами реальность состоит из дискретных элементов.
В мире

Иными словами реальность состоит из дискретных элементов.В мире явлений существуют градации,

явлений существуют градации, ступени символичности, которые также не непрерывны, а дискретны.
Конкретная

метафизика Дискретный характер реальности

Реальность «многослойна»: в Бытии-Космосе выделяется ряд «пластов», различающихся по степени выявленности ноуменов в феноменах.

Реальность должна, таким образом, пониматься как состоящая из элементов, каждый из которых представляет собой отдельную и законченную цельность.

Поскольку здешний мир нельзя отождествлять с полнотой и совершенством бытия, феномен может не в совершенстве выражать собой ноумен.


Слайд 25



И феномен, и ноумен пространственны, следовательно, пространственной является и связь

И феномен, и ноумен пространственны, следовательно, пространственной является и связь их

их друг с другом.
Ноуменальное пространство не является копией эмпирического

пространства, но оно и не абсолютно иное: ноуменальный мир есть мир «обращённый» («мнимый»).

Конкретная метафизика Пространственное понимание бытия

Обе стороны символа: и чувственная, и умнáя – получаются одна из другой выворачиванием наизнанку.

Пустое, бескачественное пространство, независимое от вещества, есть всего лишь абстракция, лишённая истинного существования.

Существует особое пространство, отличное от пространства чувственных вещей и служащее вместилищем ноуменального.


Слайд 26 Конкретная метафизика Пространственное понимание бытия
Если переднюю сторону плоскости мы

Конкретная метафизика Пространственное понимание бытияЕсли переднюю сторону плоскости мы видим, то

видим, то о задней только знаем. Но отвлечённо знать о

некотором наглядном образе, сущность которого – именно в его наглядности, это значит иметь восприятие его каким-то иным, не зрительным, способом, но с коррективом на зрительность через отвлечённое понятие или через образ воспоминания. Действительность есть в этом смысле воплощение отвлечённого в наглядный материал, из которого и было получено отвлечённое; а мнимость – это воплощение того же самого отвлечённого, но в наглядном материале инородном. <…> В этом смысле и надлежит говорить о понятиях ощущений, как ощущениях мнимых, или ощущениях мнимого…

П. А. Флоренский. «Мнимости геометрии».


Слайд 27



Поэтому особый характер, тесно связанный с культом, приобретает

Поэтому особый характер, тесно связанный с культом, приобретает всякая активность, затрагивающая

всякая активность, затрагивающая границу миров: смерть, сновидения, мистический экстаз

и т.п.

Искусство, таким образом, оказывается под эгидой культа.

Эстетика Искусство и культ

Иконопись сущностно едина с онтологией: обе области – одна в слове, другая в изображении – дают выявление незримых духовных сущностей.

Ключевой момент в устройстве символической реальности – это отношение её двух миров, подлежащее ведению культа.

В более широком понимании пограничной активностью следует полагать и всякое творчество, поскольку оно направлено на раскрытие смысловой стороны явлений.


Слайд 28 Эстетика Прямая и обратная перспектива
К. Брюллов. «Наездница» (1832, Третьяковская

Эстетика Прямая и обратная перспектива К. Брюллов. «Наездница» (1832, Третьяковская галерея).Двум

галерея).
Двум основным видам миропонимания:
«возрожденческому»
и «средневековому» –
соответствуют

два типа художественного изображения:
прямая

Слайд 29 Эстетика Прямая и обратная перспектива
«Крещение» (30-ые гг. XV в.,

Эстетика Прямая и обратная перспектива «Крещение» (30-ые гг. XV в., Тверская

Тверская школа)
Двум основным видам миропонимания:
«возрожденческому»
и «средневековому» –

соответствуют два типа художественного изображения:
прямая
и обратная перспектива.

Слайд 30 Эстетика Прямая и обратная перспектива
Евклидово пространство однородно, изотропно, непрерывно,

Эстетика Прямая и обратная перспектива Евклидово пространство однородно, изотропно, непрерывно, связно,

связно, бесконечно и безгранично; поэтому оно не пригодно для символизации

глубинной, прерывной, многосвязной, замкнутой и иерархичной реальности.

  • Имя файла: sofiologiya-posle-v-s-solovyova.pptx
  • Количество просмотров: 173
  • Количество скачиваний: 0