Слайд 2
Запишите, не спеша
Тему новую в тетради
И
задумайтесь , друзья ,
Мудрость прошлого нужна ли,
Современной жизни ради?
Слайд 3
Тема урока:
Средневековая философия:
патристика и схоластика
1 – 14 вв
Слайд 4
Цель: познакомиться с представителями философской мысли Средних веков
,проследить влияние христианской религии на философские концепции мыслителей Средневековья
,на представление о мире , на воспитание людей ,на развитие человеческих начал в человеке.
В результате изучения этой темы у вас должны формироваться общие компетенции (ОК) :
Слайд 6
Вопросы темы:
1.Средневековье,как историческая эпоха и возникновение христианской
философии.
2.Патристика- Августин Блаженный
3.Схоластика-Фома Аквинский.
Слайд 7
Средневековье
Одежда
Замки
Литература
Рыцари
Инквизиция
Слайд 18
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я
к замкам уходить люблю средневековым...
Мне сердце радует их
сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века...
Слайд 19
Средневековые замки
Готический
стиль
Романтический
стиль
Слайд 24
Усадьба Храповицкого.
Владимирская губерния.
Слайд 27
Раннее Средневековье
(конец V — середина XI веков).
Периодизация
Высокое
или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков).
Позднее
Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).
Слайд 28
Вывод:
В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в
виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком
упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч).
Также в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя.
Слайд 29
Теология
(греч. theología, от theós — бог и lógos
— слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности
и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
Слайд 30
Аврелий Августин
Пьер Абеляр
Фома Аквинский
Роджер Бэкон
философы
и
др.
Слайд 31
Периоды средневековой философии
Патристика :
-апологетика
-зрелая патристика
схоластика
Слайд 32
Патристика (II-VI в.н.э)
Патрис (лат. слово) – отцы
церкви.
Патристика – учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного
писания.
Слайд 33
Аврелий Августин
-Августин (Аврелий) — один из знаменитейших и влиятельнейших
отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской
провинции Нумидия, в Тагасте.
-Мать – христианка
-Отец – язычник
Работал учителем красноречия
Занялся деятельностью проповедника
обучался риторике
известные сочинения «Исповедь»,
«О граде Божьем», «Об учители»,
«Монологи».
Слайд 34
Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник
блага.
-Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает
всё умирающее в мире.
-Мир один и несколько миров быть не может.
- Бог сотворил мир
Взгляды
Слайд 35
Зло — не некая сила, существующая сама по себе,
а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство
является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше — хороша»
Добро и Зло.
«Без зла мы не знали бы, что такое добро.» Аврелий Августин
Слайд 36
«О Граде Божьем»
был написан в 413—427 годах,
через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие
оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения. В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу — богово, кесарю — кесарево» люди должны подчиняться законному правителю.
Слайд 38
Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей
— Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в
Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога.
«Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда.
По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия
Слайд 39
Познание
Ведь я помню о том, что имею память,
ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю
и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил.
внутреннее чувство — чувственное восприятие.
ощущение — знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными.
разум — мистическое прикосновение к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.
Ступени познания истины:
Слайд 40
Вывод:
Основным теоретическим достижением
Патристики стало признание того, что
Мир-результат творения Бога ;
Единственный способ познания –это вера, «Верую, чтобы знать»;
Истина открывается человеку в минуты прозрений или озарений , чему предшествует душевное потрясение, в результате чего, открывается чистая ясность души;
История человечества мыслится ,как поступательное движение нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать.
Смысл истории - нравственный прогресс , который осуществляется неуклонно , несмотря на все повороты истории.
Решение проблемы добра и зла связывается со свободой человека.
Слайд 41
Схоластика (VII - XIV вв.)
Схоластика – рациональный
путь познания Бога.
-
знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемые опытом.
Слайд 42
Фома Аквинский
- родился в 1225 г.
-философ и
теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член
ордена доминиканцев.
- Начальное образование получил в монастырской школе, учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г. Практически всю остальную часть жизни провел в Италии, за исключением 1268—1272 гг., в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г
На защите диссертации переспорил 14 философов
Слайд 43
Бог – первопричина всего сущего.
Доказательство через движение означает
что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то
другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
Доказательство от степеней бытия — четвертое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом
Взгляды
Слайд 44
Мир – система.
неживое
живое
человек
БОГ
Слайд 45
О человеке и его душе
Человек — промежуточное существо
между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий —
он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки.
А корень его свободы — разум.
Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.
Душа человека бессмертна. в душе расставшейся с телом, сохраняются две потенции тела неотъемлемы от него, причем связь тут взаимная.
«Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения».
Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.
Слайд 46
Познание.
Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум
постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.
Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Объекты человеком воспринимаются не целиком, а частично.
При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом.
Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа.
«Познавать всё и сразу»
Слайд 47
Вывод:
На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к
христианскому вероучению. Впервые мир был представлен как система. Человек
признавался высшим материальным творением , по своей природе разумным и духовным.
Познание направлено на постижение добра, познавая мир человек обнаруживает ,что во всех вещах скрыты религиозные ценности.
Философия начинает понимать себя как наука , помышляющая о спасении души человека. Она «служанка богословия» .
Слайд 48
ВЫВОД:
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии.
Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного
Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.
Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)
Слайд 49
Проверочная работа
Часть А.
1.Теология –это…
3. Какое известное сочинение
а) учение о природе написал Аврелий Августин?
б)учение о церкви а) «Об ученике»
в)учение о Боге б) «О Граде Божьем»
г)учение о Бытие в) «Книга пути и добродеятеля»
г) «Путешествие из Петербурга в
Москву»
2.На сколько периодов 4.Что входит в познание по мнению
делится средневековая Аврелия Августина?
Философия? а)внутреннее чувство, ощущение, разум
а)1 б)любовь и ненависть
б)2 в) добро и зло
в)3
г)5 5.Сколько человек переспорил Фома Аквинский
на защите диссертации?
а) 8 б)20 в)15 г)14
Слайд 50
Часть В.
Соотнесите философов с историческими типами философии
*Средневековые философы
*Немецкие
философы
*Философы античности
*И.Кант
*Парменид
*Пифагор
*П.Абеляр
*Гегель
*Фома Аквинский
Слайд 51
Ответы:
Часть А: 1-В; 2-Б;3-Б;4-В;5-Г
Часть В:
Средневековые философы :
П.Абеляр, Ф.Аквинский
Немецкие философы : Гегель,
И.Кант
Философы античности : Парменид, Пифагор
Слайд 52
Часть С.
Составить синквейн на темы:
Философия
Средневековая философия
Бог
Человек
Слайд 53
Синквейн(как составить)
1.Тема сиквейна – объект (одно слово)
2. Два
прилагательных или причастия, характеризующих объект
3.Три глагола или деепричастия ,
описывающие характерные действия объекта
4.Фраза из четырех слов, выражающая личное отношение к объекту
5.Одно слово, характеризующее суть объекта