Слайд 2
Средневековая философия Запада и Востока
Слайд 3
Цель лекции
Ознакомление студентов с западной и арабо-мусульманской философией
Средневековья
Показать степень ее влияния на средневеков ую западноевропейскую философию
арабоязычной философии
Овладение студентами основными понятиями философии Средневековья
Дать представление об основных тенденциях развития средневековой философии
Слайд 4
Ключевые слова
Христианская философия, догматика, универсалии, теоцентризм, апологетика, патристика,
схоластика, номинализм, рационализм, перипатетизм, пантеизм, мистицизм, калам, мутазилиты,
ашариты, фальсафа, суфизм.
Слайд 5
План лекции
1. Основные периоды средневековой философии.
2. Основные черты
и главные темы размышлений средневековых философов.
3. Исламская культура
и рационалистическая традиция философии.
4. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабо-язычной философии: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд.
5. Мистицизм философии Аль-Газали
6. Роль и место средневековой философской мысли в истории философии.
Слайд 6
Литература
1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для бакалавров. М.:
Юрайт, 2014.
2. Канке В.А. Философия для экономистов. Учебник для
бакалавров. Омега-Л, 2014.
3.Турысжанова Р.К. Основы философии. Учебное пособие. Алматы: Экономика, 2012. 4. Габитов Т.Х. Философия: учебник / Т. Х. Габитов. - Алматы: Юридическая литература, 2007.
Слайд 7
Периоды средневековой философии Запада.
Охватывает период с V
по XV века. Характеризуется безграничным господством религии и церкви
в общественном сознании.
1 период – патристика
2 период - схоластика
Слайд 8
Патристика
Первый этап – патристика (II-VIII вв.) - учение
«отцов церкви» - первых христианских мыслителей, давших философское обоснование
догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона.
Слайд 9
Схоластика
Второй этап – схоластика (с XI
в. до к. средневековья) характеризуется формализмом и догматизмом, опираясь
на логику и философию Аристотеля. Схоластика – это соединение религиозной философии и логики, - это строгость логического мышления, точность посылок и выводов.
Слайд 10
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Августин Блаженный (354-430)
Альберт Великий (1193-1280)
Фома Аквинский
(1225-1274)
Ансельм Кентерберийский (1033-1109)
Пьер Абеляр (1079-1142)
Уильям Оккам
(1285-1349)
Слайд 14
Августин Блаженный
знаменитая формула «верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы
верить» - принцип взаимодополнительности разума и веры
Слайд 15
Значение философии Августина Блаженного:
обоснована идея господства Церкви над
государством, а Римского Папы - над монархами;
выдвинута идея социального
конформизма (смирение с бедностью и чужой властью).
Слайд 16
Фома Аквинский (1225-1274 гг.)
Доминиканский монах,
теолог, философ,
систематизатор схоластики.
Автор томизма (по-лат. Фома – Thomas) – одного
из направле-ний католической церкви.
Слайд 26
Роджер Бэкон (ок.1214-1294)
Выступал за отделение теологии от светских
наук.
Предлагал отказаться от слепой веры в авторитеты и изучать
мир при помощи наблюдений и экспериментов.
Слайд 27
Роджер Бэкон
Призывал к опытному исследованию природы – к
разработке оптики, механики и астрономии.
Целью всех наук он
считал увеличение власти человека над природой.
Слайд 28
Уильям Оккам (ок.1289-1350)
Английский схоласт, представитель номинализма, политик-публицист
Боролся
против господства церкви над государством, за строгое разграничение сфер
их юрисдикции.
Призывал удалить из науки все понятия, не поддающиеся проверке опытом
Слайд 29
Уильям Оккам
«Сущности не следует умножать без необходимости». Этот
принцип известен как «бритва Оккама» или Закон достаточного основания:
во всякой теории (гипотезе, рассуждении) следует избегать создания новых понятий, терминов, сущностей, если без них можно обойтись.
Слайд 30
Вывод
Эти факты говорят о кризисе схоластики, о
начале перехода к Возрождению.
Слайд 31
Особенности мусульманской цивилизации
Сформировалась в рамках единой средиземноморской культуры
и цивилизации
Классическая арабомусульманская философия и культура сохранила и приумножила
наследие античности;
Развивала гуманистический характер средиземноморской культуры
Развитие мусульманской цивилизации тесно связано с зарождением и укреплением ислама и Арабского халифата
«Золотой век» мусульманской цивилизации – 9-12 вв., когда именно мусульманская культура стала определять уровень мировой культуры
Слайд 32
Более высокий уровень культуры ближневосточных стран ко времени
арабского завоевания (7 в.)
Интенсивное развитие ремесленной и торговой деятельности
Наличие
таких специальностей, как ювелиры, врачи, переписчики книг (письменная культура и книжное знание были достоянием относительно широких слоев городского населения)
Очень важный фактор культуры в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Испании – арабский язык
Слайд 33
Адаб и адиб – главные понятия, обозначающие образование
в средневековом мусульманском мире
Адаб – система норм образованности и
воспитанности, включавшая знание философии, астрономии, математики и определенные правила поведения
Адиб– образованный и воспитанный человек
Знание в исламе определялось шариатом:
положением о правотворчестве только Бога и пророка Мухаммеда во всех областях жизни и соответственно
отсутствием посредников между Богом и человеком
Слайд 34
Отсутствие церкви и иерархии священнослужителей позволило возникнуть своеобразному
плюрализму мнений, когда любой мусульманин имеет право формально и
реально давать священным текстам свое толкование
Слайд 35
Так в рамках ислама сложился
Религиозный плюрализм
Суннизм
Шиизм
Хариджизм
Правовой плюрализм
Ханбализм
Маликизм
Шафиизм
Ханафизм
Слайд 36
Периоды развития арабской философии
Слайд 37
Основные традиции познания в исламе
Слайд 38
Калам
Первоначально – любое логическое рассуждение на религиозно-философскую тему
Способ
рассуждения, основанный на разуме – логика или диалектика
Спекулятивная теология
(илм ал-калам) – рационалистическое направление в религиозно-философских учениях ислама
Слайд 39
Особенности калама
Сама теология включает в себя рациональный аппарат
философии, стремится к обоснованности и доказательности религиозных суждений
В традициях
мусульманской философии калам выступает как целостное учение, включая в себя философию, историю, психологию, социологию религии
Слайд 40
Мутазилиты
Отделившиеся, обособившиеся – представители первой крупной школы в
каламе, процветавшей в первой половине 9 в.
Совершающий смертный грех
отходит от рядов правоверных, но не становится неверующим, т.е. он занимает промежуточное положение между теми и другими.
Сомнение – первое условие познания («50 сомнений стоят больше одной догмы»
Активные сторонники свободы воли.
Бог в силу своей справедливости оказывается вынужденным награждать человека за благие дела или наказывать за дурные
Мутазилиты
Слайд 41
Мутакаллимы
Богословы мусульманства, знатоки священного слова, возвещенного пророком.
Главный
объект критики – представление о естественной причинности событий природной
и человеческой жизни, т.к. подобные представления – противоречат мусульманскому креационизму и фатализму
Хотя Аллах един, ему присуще множество имен. Каждое из них дает ему возможность действовать в соответствии со своими планами и определять все события
Воля Аллаха исключает свободу человеческой воли. Люди должны безропотно подчиняться таинственным решениям Аллаха
МУТАКАЛЛИМЫ
Слайд 42
Перипатетизм - фальсафа
Фальсафа – философия средневекового ислама, основанная
на античной философии.
Особенность фальсафы:
существование позиции, в которой первична
философия, а теология находится в подчиненном положении.
Именно философия с ее рациональностью и принципами аподейктического мышления способна познать сущность и природу религии и религиозности
Слайд 43
Аль-Кинди
(801-879) – родоначальник фальсафы, «философ арабов»– сформулировал главные
для всей арабо-мусульманской философии вопросы
Слайд 44
Основные труды:
1. Трактат о количестве о количестве книг
и о том, что необходимо для усвоения философии
2. О
первой философии
3. Книга о пяти сущностях
4. Объяснение ближней действующей причины возникновения и уничтожения
Для искателя истины нет лучше ничего самой истины и не следует пренебрегать истиной и свысока смотреть на тех, кто ее высказал. Истиной никого нельзя унизить – наоборот, истина облагораживает всякого
Слайд 45
Классификация знания:
1) чувственное (присуще человеку и животному)
2) разумное
– прежде всего знание математики
«В математических науках мы должны
требовать не убеждения, а доказательства»
Слайд 46
Рационалистическое понимание философии
Философия –
1) знание обо всем
2) знание
о «вторых субстанциях» (первые воспринимаются чувственно), количестве и качестве
3)
учение о таких всеобщих определениях бытия, как материя, форма, место, движение и время
4) знание об истинной природе вещей в меру человеческой способности
5) философия распадается на собственно знание (поскольку душа состоит из чувственной и разумной частей) и деятельность, которая невозможна без чувств
Слайд 47
Второй учитель, основоположник восточного перипатетизма.
«Книга букв»
«Трактат
о взглядах жителей добродетельного города»,
свыше 150 философских и
научных трудов
Аль-Фараби
870-950
Слайд 48
Философия и религия возникают из потребности понять причины
окружающих вещей
Мысль в этом направлении проходит ряд ступеней: риторику,
софистику, диалектику и аподейктику
Путем аподейктических рассуждений к истине идут избранные, которые и должны в идеале управлять народом
Задачи философии и религии зависят от их подчиненности задачам гражданской науки или политики
Именно политическая наука позволяет определить основы мусульманского общества в его развитии в направлении счастья, а что такое счастье и как его достичь, определяет философия
Слайд 49
Классификация наук
1 раздел – «наука о языке» –
указывает на универсальность законов, управляющих словами языка
2 раздел –
вопросы логики
Логика как и грамматика «дает законы для слов, но грамматика дает их для слов, свойственных только какому-либо народу, а логика дает общие правила, годные для слов всех народов»
Слайд 50
3 раздел – математика - комплекс дисциплин (арифметика,
геометрия, оптика, наука о звездах, наука о музыке, наука
о тяжестях, наука об искусных приемах)
4 раздел:
1) физика – естественная наука
2) метафизика – «Божественная наука»
Слайд 51
Ибн-Сина (Авиценна) - 980-1037
«Князь философов», «князь врачей»
Основные работы:
«Канон врачебной науки»,
«Книга исцеления»
«Книга спасения»
«Книга знаний»
Слайд 53
Аль-Газали (1059–1111)
Персидский ученый, правовед (факих), суфий и философ.
Один из выдающихся мыслителей «золотой эпохи ислама».
Слайд 54
«На всех философах непременно лежит… клеймо неверия и
безбожия»
3 категории философов
1. дахриты (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит) – которые утверждали извечность мира и не признавали творящей и всеорганизующей роли всемогущего творца
2. естествоиспытатели, которые увлекшись своими натуралистическими изысканиями, все явления природы (и человеческое сознание) объясняют из естественных причин
3. метафизики (Сократ, Платон, Аристотель, Ибн Сина, аль-Фараби)
Слайд 55
Основные заблуждения метафизиков:
1) в учении об извечности и
нетленности мира
2) учение о том, что Аллах знает только
универсальное, а отнюдь не индивидуальное, чем сильно ограничивали его всемогущество
3) их безличная концепция чисто духовного бессмертия, отрицающая воскресение из мертвых, индивидуальный и физический характер наказания и воздаяния
Слайд 56
Газали считает сомнение путем к постижению истины, ибо
«кто не сомневается — не мыслит, кто не мыслит
— не видит, кто не видит — пребывает в состоянии слепоты, растерянности и заблуждения».
Слайд 57
Ибн Рушд - 1126-1198
вершина рационализма средневековой философии Арабского
Востока – «Опровержение опровержения»
«Аристотель объяснил природу, а Аверроэс –
Аристотеля»
последовательность его философских позиций проявляется в произведениях, которые не связаны с комментированием Аристотеля