Слайд 2
Генеалогия Конфуция
Об отце Конфуция, которого звали Шу-лиан-хе (叔梁纥 Shū
Liáng-hé), летописи повествуют следующее: Хе служил в военной службе
и отличался необыкновенным ростом, силою и удивительною храбростью, о которой рассказывают чудеса.
Мать по имени Я Чжэн цзай (颜征在 Yán Zhēng-zài) из простого семейства Иен.
Слайд 3
По преданию здесь родился Конфуций
Слайд 5
Молодой Конфуций в процессе ритуала
Слайд 6
В 19 лет Конфуций женился на девушке из
семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у
них родился сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что означает "карп", и впоследствии добавил прозвище Бо Юй ,юй - рыба, бо – старший из братьев
鯉伯魚
Слайд 7
Конфуций делается известным
Благодаря своим заслугам и плодотворной деятельности
Конфуций сильно выделился из среды остальных чиновников княжества, и
все сулило ему впереди самую блестящую будущность. Конфуций весь предался изучению священных книг древности и постановлений великих и мудрых древних правителей, в уста которых он впоследствии и стал вкладывать высказываемые им высокие нравственные идеи. Впоследствии он ставит таких мудрых правителей древности, как Яо, Шун, Юй и другие, в образец совершенных людей, как примеры нравственного совершенства и наилучшего управления.
Слайд 8
Из княжества Иен он отправился в княжество
Кин, где жил знаменитый музыкант Сианг. Там Конфуций хотел
окончательно усовершенствоваться в музыке, на которую он смотрел как на один из драгоценнейших даров неба человеку, возвышающий и облагораживающий характер человека. Конфуций дорожил музыкой и ввел ее в свое преподавание как средство для смягчения народных нравов. Он даже, по словам летописцев, сочинил книгу о музыке, к сожалению, затерянную.
Храм Конфуция, зал древних музыкальных инструментов
Слайд 9
Конфуций становится учителем
Есть сведения, что в
518 году до н э, когда Конфуцию было уже
за тридцать, один из луских сановников перед смертью порекомендовал своим сыновьям поучиться у Конфуция правилам Ли - древнейшему своду норм и ритуальных церемониалов. Это уже означало признание. Вокруг него стали собираться молодые люди, видевшие в нем наставника. Он читал вместе с ними старинные рукописи, толковал тексты, объяснял обряды. Он делился с ними своими мыслями о золотом веке, который хотя и ушел давно в прошлое, но может быть воскрешен.
Слайд 11
Ситань – место преподавания Конфуция.
Слайд 12
Конфуций покидает Лу
В конце концов ему не осталось
ничего иного, как покинуть Лу. Постепенно Конфуцию
пришлось убедиться в том, что князья меньше всего интересуются его наставлениями.
Слайд 13
Старость и смерть Кун-цзы
Могила Конфуция в
г. Цюйфу
Слайд 14
Внешний вид трех павильонов Конфуция
Слайд 15
Каменная плита, на которой описаны биография и подвиги Конфуция
Слайд 16
Артисты воспроизводят древнюю сцену жертвоприношения Конфуцию
Слайд 17
Стена «Луби», где по преданию были спрятаны книги
Конфуция и сохранены от сожжения цинским двором.
Слайд 18
Конфуцианство
Конфуцианство это система которая занимается
в основном этическими вопросами, определяет семейные ценности и правила
управления государством
Высшая цель жизни человека заключается в том, чтобы осознать и осуществить волю Бога, нравственные его законы, то есть проявлять подлинную сущность собственного "я". Истинный путь, или небесные законны бытия, которым мы должны следовать, находятся недалеко от нас.
Слайд 20
В «Лун юе» написано (17,16) : «Учитель
сказал: В древности люди имели три вида недостатков. Ныне
же даже этих недостатков уже нет. В древности распущенные все же умели сдерживать себя. Ныне же распущенные ведут себя разнузданно. В древности сдержанные люди всегда вели себя достойно. Ныне же сдержанные люди прикрывают стыд гневом. В древности же глупцы творят обман».
Слайд 21
Постичь дао- значит вступить на путь
познания истины. Учитель сказал: «если на рассвете познаешь дао,
то на закате солнца можешь умереть» («Лунь юй» 4,8)
Слайд 22
Три категории людей
Конфуций разделил людей на
три категории:
1 Цзюнь цзы 君子
2 Жэнь 人
3 Сяо жэнь
小人
Цзюнь цзы («благородный муж») занимает одно из центральных мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителям двух других категорий. Термин «жень» («человек») пользовался для обозначения как человека вообще , так и обычных людей.
«Сяо жэнь» (досл. «Маленький человек»)- термин далеко не однозначный, несущий в себе как этическую, так и социальную нагрузку.
Слайд 23
君子
Конфуций сказал: «Благородный муж думает о девяти вещах-
о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать
четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы поступки его были почтительными; о том ,чтобы его речь была искренней; о том ,чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить, о последствиях своего гнева; о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».
Слайд 24
«Благородный муж никого не возвышает за речи, но
не отвергает и речей из-за того кто их говорит»
«Благородного
мужа печалит недостаток его способностей и не печалит отсутствие признания у других.»
Слайд 25
小人
В учении Конфуция есть еще она модель
человека- сяо жэнь (досл. маленький человек). Некоторые исследователи трактуют
этот термин, подчеркивая сугубо классовый характер- «простолюдин».
Согласно «Лунь юю»(13,23;17,22): « Сяо жэнь не сдержан, заносчив, легко зазнается, он не способен …жить в согласии с другими людьми».
Слайд 26
Кун-цзы о женщинах
Учитель сказал («Лунь юй»17,25): «Трудно
иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Они
с трудом поддаются воспитанию. Сблизишься с ними - перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть».