Слайд 2
1. «Греческое чудо» философии
Крупнейшей цивилизацией как древнего, так
и современного мира стала античная цивилизация. Уходя своими корнями
в древность, она совершила величайший в истории прорыв, создав принципиально новый тип «локальной цивилизации» - инновационный, за что и была названа «греческим чудом».
Она создала новую философию человечества
Слайд 4
Сравнительная характеристика культурно-экономических систем Древней Греции и Древнего
Рима
Слайд 5
Сравнительная характеристика культурно-экономических систем Древней Греции и Древнего
Рима
(Общецивилизационные алгоритмы)
Слайд 6
Политическая система была закреплена в знаменитом Римском праве
– Законах XII таблиц. Таблицы начинались словами, фактически формулирующими
принцип инновационной цивилизации: «Пусть погибнет Рим, но торжествует Закон»
За время существования античной цивилизации сформировался новый тип менталитета её граждан, называемый в науке «аристотелевским»
Политические основы античности
Слайд 7
Мифология
Религиозно-мифологическая система античной цивилизации опиралась на древнегреческие религиозные
представления, ставшие впоследствии классическими для культуры современных цивилизаций. Она
представляла собой пантеон Богов-олимпийцев по главе с Зевсом -Громовержцем
Слайд 11
Досократический период философии античности
Первые материалистические школы: Милетская школа
и Эфесская .
Милетская школа: Фалес (около 625-547 гг до
н.э.) – первооснова – вода.
Анаксимандр (610-546) – «эпейрон»
Анаксимен (588-525) – первооснова – воздух
Поиск первоосновы мира в сочетании с наивной диалектикой.
Слайд 12
Досократический период философии античности
Эфесская школа: Гераклит(540-неизв.)
Первооснова – огонь
«Этот
мир никем не создан из богов и из людей,
а, был, есть, будет вечно живым огнем, закономерновоспламеняющимся и закономерно угасающим»
Гераклит – отец диалектики
Слайд 14
Первые идеалистические воззрения
Пифагор (УI в.до н.э.)
Первооснова – число
Число
как изначальные элементы всего сущего, из которого складываются все
первоэлементы мира
Создатель первой идеалистической диалектики.
Слайд 15
Атомизм Левкиппа и Демокрита
В основе гомеомерии Анаксагора как
переход к атомизму.
В чувственно-материальном космосе существуют атомы и пустота.
«Сущее»-атомы, « не сущее – пустота». Атомы движутся в пустоте, образую мир.
У Демокрита атомы обладают «величиной, порядком, формой, тяжестью и положением».
Механическое движение атомов в естественном состоянии
Познание: предмет выделяет нечто «эйдол», проникающий в наши органы чувств и создает образ предмета.
Душа – совокупность наилегчайших атомов.
Слайд 16
2. Классический век древнегреческой философии.
Сократ (469-399 до
н.э.)
Человек – центр философии: мораль, добродетель, война и мир.
Отрицание
всей натурфилософии как «для человека излишнюю».
Создание «диалогического метода» - путь к истине через обнаружение противоречий в убеждении противника.» Сократовская ирония» (маевтика). Выявляя слабые стороны , помочь людям «найти самих себя».
Субъективная диалектика – диалектика духа.
Основа познания – «познание самого себя» через «внутренний голос» (даймонион» - передающий от богов смысл истины.
Этика. Слияние морали и знания. Калокагатия. Добрдетели.
В обществе проблема добродетели государства.
Слайд 17
Философия Платона (428/7-348/7 до н.э.)
Впервые осуществлена попытка рационального
осмысления мира с позиций творчества .
В диалогах «Пир», «Законы»,
«Федон», «Федр» была изложена идея о том, что «Все существующее имеет свою высшую идею».
Существует самостоятельное царство вечных, неизменных, непостижимых творческих «Эйдосов» (идей), подлинных сущностей.
Слайд 18
Философия Платона
«Эйдосы» Платона существуют изначально и извечно как
некоторые идеальные сущности вещественного мира. Они имеют способность создавать
по своему образу и реальную действительность (Чертеж дома- дом).
Мир вещей изменчен. Мир эйдосов вечен . Он иерархичен и выше всех Идеи: Красота, Добро, и Благо, правящие миром.
Реальный мир – образы эйдосов.
Гносеология: «теория воспоминания». Главный принцип познания разумного – приводить душу к воспоминаниям эйдосов.(«Менон»).
Душа существует извечно. Разум – высшее, затем воля и благородные желания и, наконец, чувственность. Истинное познание возможно Умом («Демиург – высший бог») как проявлением эйдосов.
Теория «Идеального государства» (Государство», « «Законы»)
Слайд 19
Философия Аристотеля (385 – 322 гг до н.э.)
Творчество
Аристотеля – вершина античной мысли. Создатель мамой обширной системы
научного знания античности.
Написал более 150 научных и трактатов. В 1 веке н.э. они были собраны, классифицированы и изданы Андроником Родосским.
Ученик Платона, выступивший в критикой его философии «эйдосов».
Основоположник «третьей линии» в философии.
Аристотель – основатель современной системы наук и научного знания.
Слайд 20
Философская система Аристотеля
Позиция колебаний между объективным идеализмом и
материализмом.
Первопричина мира – «высший разум»(нус) - «неподвижный перводвигатель».
Основы Бытия
– первая материя, ее простейшие определенности :вода, воздух, огонь и земля. Они промежуточная стадия между материей (потенцией) и миром чувственных вещей. Их изучает «Физика».
Чувственная вещь состоит из материи (гиле) и формы (эйдос, морфе). Материя пассивна, ее активизирует форма. Она включает вещь в мир движения, активности, у истоков которого стоит Перводвигатель.
Слайд 21
Философия Аристотеля
Детерминизм. Высшая конечная причина – соединение энергии
и потенции – энтелехия. Становление идеи текуче, это процесс,
в не нечто застывшее.
Высшее постижение - это великий космический «Эйдос» Ума – Космический ум как перводвигатель.
Душа присуща всем объектам живой природы – гилозоизм. Познание – развивающийся процесс от чувственного познания до искусства и науки.
Создание формальной логики – науки о мышлении.
Слайд 22
Философия эллинизма и Древнего Рима
(с 338 до
н.э. - 476 г н.э.)
Основной принцип : «Быть =
значить».
Акцент на число смысловую предметность.
В центре философии - этика, индивидуальные интересы личности.
Иррелеватность – смысл вещи, который нейтрален к ее реальному существованию. (таблица умножения).
Охрана внутренней жизни Субъекта от прямого вмешательства общества.
Слайд 23
Этическая философия Цицерона - стоицизм