Слайд 2
Читать:
Славой Жижек: «Идеология — пустое слово, именно поэтому
она и работает» http://archives.colta.ru/docs/20836
Логос. 2006 г. №3.
Freeden
M. Ideology: A Very Short Introduction. Oxford University Press, 2003
Смотреть:
Кирилл Мартынов. Космополитизм как политическая философия. https://postnauka.ru/video/54962
Hugh Evans: What does it mean to be a citizen of the world? https://www.ted.com/talks/hugh_evans_what_does_it_mean_to_be_a_citizen_of_the_world
Слайд 3
Определения идеологии
Список Терри Иглтона
производства смыслов, значений и ценностей в социальной
жизни;
идей, характерных для определенной социальной группы или класса;
идеи, служащие
легитимации господствующей политической власти;
ложные идеи, служащие легитимации господствующей политической власти;
систематически искажаемая коммуникация;
то, что предлагает субъекту точку зрения;
формы мышления, обусловленные социальными интересами;
тождественность мышления;
социально необходимая иллюзия;
соединение слова и власти;
среда, в которой сознательные социальные акторы осмысляют мир;
системы убеждений, нацеленные на действие;
смешение лингвистической и феноменальной реальности;
семиотическая завершенность;
необходимая среда, в которой люди переживают отношение к социальной структуре;
процесс превращения социальной жизни в естественную реальность.
Слайд 4
ЧТО ТАКОЕ ИДЕОЛОГИЯ?
ОТЧУЖДЕНИЕ:
1. от средств производства
2. от результата
труда
3. от труда
4. от личности (родства)
Слайд 5
ЧТО ТАКОЕ ИДЕОЛОГИЯ?
Идеология — это процесс, который совершает
так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с
сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создаёт себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах. (Маркс, Энгельс).
Слайд 7
Ханс Кон
идея избранности народа,
упор на общую память
о прошлом,
надежды на будущее,
национальное мессианство.
Слайд 8
Энтони Смит
1. Мир естественным образом разделен на нации,
каждая из которых имеет свой особый характер и судьбу.
2.
Нация – это источник всей политической власти, и лояльность к ней превосходит все остальные виды лояльностей.
3. Если люди хотят быть свободными и самореализоваться, они должны идентифицировать себя с нацией и осознавать свою принадлежность к ней.
4. Глобальные свобода и мир – это следствие освобождения и стабильности всех наций.
5. Нации по-настоящему могут стать свободными и выразить себя наиболее полно только в собственных суверенных государствах
Слайд 9
Джон Бройи
1. Существует нация — конкретная группа, обособленная
от всех остальных человеческих существ.
2. Объектом политической идентификации и
лояльности в первую очередь и главным образом является нация.
3. Нация должна иметь политическую автономию, лучше всего — в форме суверенного государства
Слайд 10
Макиавелли – освобождение политики от морали
«Там, где возникает
решительный вопрос, касающийся благосостояния нашей страны, мы не должны
обсуждать проблемы справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, прославления или унижения - следует отложить все это в сторону и принять такой курс, который обеспечит существование страны и сохранит ее свободу».
Слайд 11
Джон Мильтон (1608-1674 гг.) – освобождение личности
Национализм
— это утверждение свободы личности от власти, самоутверждение индивидуальности
перед собственным правительством и церковью, «избавление человека от гнета рабства и предрассудков».
Свобода означает свободу религиозную, политическую и личную.
Слайд 12
Томас Гоббс (1588—1679 гг.) – общественный договор
Суверенитет отчуждается
от граждан и передается государству.
Актом общественного договора индивиды
отказываются от преследования частных целей и соглашаются повиноваться некоторому верховному правителю.
Государство-суверен в лице монарха или группы лиц издает законы, следит за их соблюдением и грозит неминуемым наказанием в случае их несоблюдения.
Таким образом, граждане (народ) — это объект власти, но не ее субъект.
Слайд 13
Жак Жак Руссо (1712-1778) - суверенитет неотчуждаем
Когда в
государстве рушатся старые династические и религиозные авторитеты, возникает необходимость
в формировании коллективной личности нации как нового центра, как легитимации общества и общественного порядка.
Как может новый суверен — народ — выразить свою единую волю? Для этого весь народ должен быть объединен чувством самой тесной близости, общностью судьбы и ответственности.
Народ - подлинное воплощение доброго начала в природе.
Подлинная политическая общность может основываться лишь на добродетели граждан и на их горячей любви к отчизне. Общественное образование должно воспитывать эти чувства в сердцах детей.
Любовь к национальной общности, эмоциональный и почти религиозный патриотизм являются живой кровью, питающей развитие человеческой личности.
Слайд 14
Иммануил Кант – нравственность - внутренний продукт
Нравственность —
это результат подчинения всеобщему закону, находящемуся внутри нас самих,
а не в мире явлений. Чтобы нравственность стала возможной, она должна стать независимой от законов, управляющих явлениями. «Такая независимость, — пишет Кант в «Критике практического разума» (1788), — и называется свободой в самом строгом, т.е. трансцендентальном смысле».
Категорический императив, подчинение которому делает свободным, не есть божественный наказ. Это наказ, исходящий из души, свободно признанный и свободно принятый. Источником нравственных ценностей не может быть ни естественный мир, ни воля Божья. Если воля Божья будет основанием для категорического императива, то действия человека будут продиктованы извне, свобода исчезнет, и нравственность потеряет всякий смысл.
Бог — это предпосылка, допускаемая человеком в утверждении своей нравственной свободы. Перестройка традиционного способа мышления, согласно которому человек был творением Бога, завершена. Теперь, чтобы защитить религию, Кант не видит другого выхода, кроме как сделать Бога творением человека.
Слайд 15
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803 гг.) – национальный дух
Корни народа уходят в почву отдаленного прошлого; он формируется
не в ярком свете рациональных политических целей, а в процессе длительного неосознанного развития.
Теория народной души или национального духа (Volksgeist) и его корней, развивающихся по длинной цепи национальных традиций от древних времен до наших дней.
Рассматривал природу и историю в органическом развитии, как самопроявление Божественного начала в бесчиссленных явлениях жизни, в бесконечном процессе творения, где внимание сосредоточено не на всеобщем, а на индивидуальном и неповторимом.
Исходил из того, что человеческая цивилизация живет не в универсальном, а в ее национальных и особых проявлениях.
Народные песни и фольклор - величайшие проявления неиспорченного творческого духа.
Подлинный национализм способствует укреплению мира.
Слайд 16
Немецкий романтизм – национальное прошлое
Германский романтизм был истолкованием
истории и общества, а также человеческой жизни вообще.
Эти
темы мобилизовали восхищение прошлым на борьбу с идеями 1789 г.
Органичная народная община, которая включает отдельную личность в неразрывную цепь традиций.
Такая идеальная община-народ, по представлениям романтиков, существовала в немецком Средневековье.
Даже природа становится атрибутом национального — немецкие леса и немецкие реки, особенно Рейн.
Слайд 17
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.)
Каждая нация представляет собой
органическое единство.
Подлинная свобода индивида возможна только при условии
его самоотождествления с нацией.
Индивиды растворяют свою волю в воле государства и в этом растворении находят свободу. Они не только подчиняются, но дают своё активное согласие законам и действиям государства
У каждой нации своя миссия.
Устанавливает между языками иерархию.
Призвал немцев к мировому лидерству в области культуры.
Слайд 18
КОСМОПОЛИТИЗМ
Подразумевает, что индивиды должны принять политическую и культурную
общность, которая охватывала бы все человечество.
Слайд 19
КОСМОПОЛИТИЗМ. ИСТОРИЯ
ЭЛЛИНИЗМ
СТОИКИ
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ: ВЕЧНЫЙ МИР
Слайд 21
КОСМОПОЛИТИЗМ. АРГУМЕНТЫ МАРТЫ НУССБАУМ
1. Космополитическое образование позволяет нам
лучше узнать самих себя.
2. Нам удастся добиться больших
успехов в решении проблем, которые требуют международного сотрудничества.
3. Мы признаем реальные моральные обязательства перед остальным миром, которые в противном случае остались бы непризнанными.
4. Мы будем последовательно и логично рассуждать о различиях, которые мы готовы защищать.
Слайд 22
КРИТИКА КОСМОПОЛИТИЗМА
Космополитизм предполагает две противоречивых установки: позитивное отношение
к разнице, желание построить равноправную и мирную глобальную общину
граждан, которые должны быть в состоянии общаться через культурные и социальные границы, образуя универсальную солидарность.
Состав греческого термина «Космополис» уже указывает на эту неразрешенную напряженность: космос - естественный универсальный порядок, связан с полисом – конкретным политическим сообществом.
Идея мирового гражданства возможна только при наличии замкнутых сообществ.
Слайд 23
КРИТИКА КОСМОПОЛИТИЗМА
излишняя вера в «универсальный разум» (высокая культура
основывается на традиции)
гражданская форма патриотизма с позиций национального государства
- важный фактор для обеспечения социальной поддержки населения на определенной территории
демократическое гражданство на транснациональном уровне может повлечь ограничение демократии на уровне национальном
дихотомия космополитизм/патриотизм не чувствительна к проблеме социальной несправедливости
идея «мирового гражданства» может становиться ширмой для империализма
оказывается направленным на преодоление культурных особенностей и локальной специфики, чем на их сохранение
Слайд 24
КОСМОПОЛИТИЗМ
“Проект вечного мира” аббата Шарля Ирине Кастель де
Сен-Пьер
Жан-Жак Руссо «Суждение о вечном мире»
Иммануил Кант «К
вечному миру»
Жозеф Мари де Местр «Священная Римская империя»
Анри Клод Сен-Симон «О реорганизации Европейского общества»
Джузеппе Мадзини «Молодая Европа»
Карл Маркс «Пролетарии всех стран объединяйтесь»
Владимир Ленин «Коминтерн»
Вудро Вильсон «Лига наций»
Рихард Куденхове-Калерги «Паневропейский манифест»
Адольф Гитлер «Третий рейх»
Слайд 26
David Brown. Contemporary Nationalism. Civic, ethnocultural and multicultural
politics, 2000. P. 123.
Слайд 27
ПОПУЛИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ – МИНИМУМ ИДЕОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕ МОДЕРНА
Слайд 28
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ
Являются продуктом каждого класса, который в определенный момент
испытывает потребность в формулировке своей идеологии: «интеллектуалы играют роль
„приказчиков” и „организаторов” господствующей социальной группы, решающих задачи обеспечения социальной гегемонии и политического управления. Они действуют как через государственные институты, так и через „частные институты” гражданского общества»
Слайд 29
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ
Маргинальное положение – не над обществом, а между
классами, в «относительно свободно парящем» (выражение А. Вебера). Не
имея твердых социальных корней, интеллектуалы образуют особую категорию, которая формирует и формулирует различные точки зрения, дает критический взгляд на явления.
Преодоления идеологии.
«Динамический реляционизм», отражающие ситуацию, когда «ищущий индивид воспринял все важнейшие ряды мотиваций, которые обрели историкосоциальное значение и характеризуют в своей реальной противо- речивости современное положение»
Слайд 30
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ
Самостоятельный класс, который от имени справедливости и разума
призывает сообщества к уважению ценностей, трансцендентных по отношению к
их интересам (классовым, расовым или национальным)
Слайд 31
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И НАЦИОНАЛИЗМ
К. Хэйес: изобретения т.н. специализированных культов
национализма. Одни интеллектуалы – «богословы», другие – журналисты, публицисты
и ораторы.
«Национальная теология интеллектуалов превращается в национальную мифологию масс».
Слайд 32
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И НАЦИОНАЛИЗМ
Э. Кедури связывает с идеей Канта
искать нравственные законы вне природы. Наибольшее развитие доктрина национализма
получила в трудах И. Гердера и И.-Г. Фихте.
Слайд 33
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И НАЦИОНАЛИЗМ
К. Дойч: составители грамматик, фольклористы, антиквары,
историки, организаторы школ, певческих коллективов, литературных, благотворительных и спортивных
обществ.
Слайд 34
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И НАЦИОНАЛИЗМ
Т. Нейрн: Свою задачу интеллектуалы видели
в вовлечении масс в политику, предлагая взамен статус граждан,
поэтому национальные движения неизменно приобретали популистский характер. «Национальной интеллигенции, состоявшей из представителей среднего класса, нужно было пригласить широкие массы войти в ворота истории; при этом приглашение должно было быть написано на понятном языке».
Слайд 35
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И НАЦИОНАЛИЗМ
Дж. Бройи подчеркивает двойственное положение представителей
свободных профессий, которые выполняют функцию посредников между государством и
обществом. Обладая важными знаниями, они, с одной стороны, находятся вне контроля государства, с другой, активно привлекаются к государственной службе. Многие из них заинтересованы в сохранении статус-кво и относятся к государству вполне лояльно.
С одной стороны, неудачливость в профессиональной деятельности; с другой – чрезмерное количество интеллектуалов в обществе.
Слайд 36
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И НАЦИОНАЛИЗМ
Л. Дробижева: Роль интеллектуалов в
национальном процессе резко вырастает в переломные периоды.
ученые (формируют национальную
идеологию);
художественная интеллигенция (придает идеям эмоциональную силу и выразительность);
журналисты и учителя (доводят идеи до широкой общественности)
Слайд 37
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И НАЦИОНАЛИЗМ
Э. Геллнер: «У основания современного социально-
го строя стоит не палач, а профессор. Не гильотина,
а государственная докторская степень является основным инструментом и символом современной государственной власти. Монополия на законное образование сейчас важнее и существеннее, чем монополия на законное насилие».
Слайд 38
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И НАЦИОНАЛИЗМ
Э. Смит. Столкнувшись с противоречиями нового
гомогенизированного государства и традиционных религиозных ценностей, интеллигенция вынуждена выбирать
из трех путей: традиционалистского, ассимиляционного и реформаторского.
Первый подразумевает отрицание современного государства и возврат к теократическим моделям легитимации.
Второй ведет к полной и окончательной модернизации (вестернизации) сначала элит, а затем и всего человечества.
Третий заключается в попытке сочетания традиционных и современных установок легитимации.
Национализм овладевает интеллигенцией, когда космополитические установки «ассимиляционистов», столкнувшись с действительностью, трансформируются в идеи этнического возрождения.
Слайд 39
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И НАЦИОНАЛИЗМ
Э. Хобсбаум: Изобретенная традиция. Современные элиты
и интеллектуалы сознательно отбирают и перерабатывают традиции таким образом,
что появляющееся сегодня под старой вывеской весьма отличается от своего первоначального образа. В то же самое время отбор и переработка происходят в строгих рамках, чтобы изобретенная традиция была на волне, на которую публика может настроиться. Эти рамки определяются культурой – или культурами – данного народа: языком, законом, символами, воспоминаниями, мифами, традициями и т.д
Слайд 40
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И НАЦИОНАЛИЗМ
Лия Гринфельд. Роль интеллектуалов в национальном
процессе определяется тем, что распространение национализма сопровождается лексическими изменениями.
«Изобретателями» национализма стали английские новые аристократы, а международное влияния Британской империи способствовало его распространению по планете.
Особенности же усваивания национализма элитами других стран обусловливают и отличия путей модернизации.
Современный мир создан в результате попыток интеллектуалов снять противоречия сословного общества.
Интеллектуалы закладывают фундамент национального самосознания и обстоятельства, при которых это происходит, определяют характер национальной идентичности, которая остается неизменной.