Слайд 2
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Культуру
России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки
духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере
Слайд 3
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Актуальной проблемой
современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия
средствами народного декоративного искусства.
Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. С другой стороны, народное искусство влияет на декоративно-прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество
Слайд 4
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Известный
педагог Е.А. Флёрина много внимания уделяла развитию идеи внедрения
народного искусства в практику детского сада. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приёмы народных мастеров, усваивая которые, дети овладевают разнообразными способами создания изображения, это в свою очередь способствуют приобретению свободы действия, свободы творчества.
Т.Я. Шпикалова отмечает такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира.
Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего возраста, даёт большую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».
Подчёркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляет само собой разумеющееся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения, поэтому-то эстетическое воспитание и является одним из могучих средств, содействующих гармоничному и всестороннему развитию личности»
Слайд 5
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры дошкольника
через народное декоративно-прикладное искусство (хохломскую роспись)
Задачи:
Приобщать детей к хохломской
росписи в условиях детской практической творческой деятельности;
Знакомить с закономерностями, выразительными средствами хохломской росписи;
На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности;
Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
Развивать эстетическое, образное восприятие;
Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты
Цель и задачи педагогической деятельности
Слайд 6
Ведущая педагогическая идея
Ознакомление дошкольников с народным искусством, в
том числе с хохломской росписью, должно занимать весомое место,
наряду с другими видами деятельности, так как оказывает большое влияние на формирование художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитие эстетического отношения к искусству, природе, окружающему миру
Слайд 7
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Интеграция
образовательных областей прослеживается через следующие виды деятельности:
Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»:
Нравственное воспитание;
Развитие общения;
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Сенсорное развитие;
Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация), умение складывать из частей целое;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора;
Ознакомление с природой;
Образовательная область «Речевое развитие»:
Развитие всех компонентов речи;
Формирование интереса и потребности в чтении;
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развитие движений;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Художественное творчество;
Эстетическое развитие
Слайд 8
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Создание условий для приобщения детей и родителей к народной культуре:
оформление помещения группы под Хохлому;
подбор разнообразной познавательной литературы о народном промысле Хохлома, об особенностях хохломской росписи, об истории этого промысла.
На основе научных методов и принципов: последовательно – от простого к сложному, – необходимо подводить детей к самостоятельному составлению элементов узоров на плоскости – силуэтах и на объемных формах
Слайд 9
В создании педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников в
процессе ознакомления с хохломской росписью важную роль играет работа
с родителями, которой уделяется большое внимание.
Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. Родители совместно с детьми изготавливают дома посуду в технике папье-маше, которую мы расписываем на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Также родители принимают активное участие в подготовке мероприятий, организованных в детском саду. Например, для развлечения на тему: «Это чудо Хохлома», целью которого было создать радостное настроение у детей, воспитывая художественный и музыкальный вкус, родители помогли изготовить костюмы мышки, зайца, петушка. К итоговому занятию по освоению хохломской росписи на тему: «Перецветы хохломы», родители разучили с детьми стихотворения и разгадали кроссворд, а на самом занятии принимали активное участие в создании неповторимых изделий в стиле хохломской росписи. Работа была организована так, чтобы дети могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями
Слайд 10
Методы работы
Художественно-эстетическое развитие детей обеспечивается с помощью разнообразных
методов: метод побуждения к сопереживанию; метод убеждения при формировании
первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству.
Одной из увлекательных и интересных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий. В основе методики творческих заданий лежит принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки.
Ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий наиболее полно отвечает особенностям детского восприятия и тем возможностям, которые могут проявиться в декоративно-прикладном творчестве детей. Отчасти этому способствует и то, что многие творческие задания воспитанники выполняют совместно с родителями
Слайд 11
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и
степень его новизны
Подобран материал по ознакомлению детей с декоративно-прикладным
искусством:
дидактические игры для закрепления полученных знаний о различных народных промыслах ;
физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики для развития крупной и мелкой моторики;
Разработаны конспекты занятий (игровые, обучающие и др.);
Для родителей разработаны рекомендации по изготовлению изделий в технике папье-маше для НОД по ознакомлению дошкольников с хохломской росписью;
В уголке для родителей размещена статья, рассказывающая об истории народного промысла «Хохлома»
Слайд 12
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Эффективность художественно-эстетического
развития детей средствами народного искусства, где мы рассматривали основные
компоненты, это: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, эстетическая деятельность, определялась на основе критериев, разработанных Б.Т. Лихачевым:
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств; интереса к народному творчеству определялись на основе диагностики развития навыков изобразительной деятельности и творческих проявлений Т.С. Комаровой:
Слайд 13
В процессе создания предметов хохломской росписи у детей
закрепились знания эталонов формы и цвета, сформировались четкие и
достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей, при применении декоративно-прикладного искусства, развились в следующих направлениях:
предварительное создание эскизов на бумаге;
продумывание элементов узора;
расположение их на объемах;
создание предметов декоративного характера;
умение найти способ изображения и оформления предмета;
способность перенесения задуманного декоративного узора на изделие.
Занятия хохломской росписью, способствовало формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Включение детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, – одно из главных условий полноценного нравственного и эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей
Слайд 14
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
С учетом
анализа данного опыта можно сделать вывод, что система проведенной
работы оказалась эффективной и может быть использована другими педагогами. Мы же планируем продолжать работу по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством: занятия-путешествия, посиделки, занятия-экскурсии, совместное творчество детей и родителей, презентации
Использование в оформлении эстетической среды дошкольного учреждения детских творческих работ;
Оформление наглядной информации в родительском уголке