Слайд 2
План:
История развития искусства художественной обработки металлов.
Металлы используемые
для художественной обработки.
Декоративная обработка металлов.
Слайд 3
История развития искусства художественной обработки металлов
Художественная обработка
металлов на территории России возникла с незапамятных времен. Центрами
художественной обработки металлов на Руси былив разное время Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга, Вологда, ВеликийУстюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала.Мастера Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью выемчатой иперегородчатой. Для этого времени характерны такие украшения, как котлы, которые подвешивались с двух сторон к женскому головному убору, бармы –драгоценные оплечья, расписанные изображениями религиозного характера, полыесерьги в виде полумесяца, гривны – шейные украшения в виде обруча, подвескииз скрученных золотых нитей, бусы всевозможных видов. В декоре успешноприменялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка, резьба, позолота. Основной орнаментации изделий – явно стилизованны растительные формы.
Слайд 4
Металлы используемые для художественной обработки
Драгоценные металлы.
Золото – металл
красивого желтого цвета с сильным блеском, вязкий, мягкий, ковкий,
тягучий (из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5км); химически очень стойкий. Редко в чистом виде, чаще в виде сплава с другими металлами золото применяется для изготовления всех без исключения ювелирных украшений и как материал декоративного покрытия при золочении недрагоценных металлов. З счет введения в сплавы специальных легирующих добавок получают золото белого. Желтого. Красного, зеленого, розового и даже черного и голубого цвета. Золото применяют в сочетании с платиной, серебром. Титаном. Черным деревом
Слайд 5
Серебро – металл блестяще – белого цвета с
очень высоко отражательной способностью (95%), тягучий, ковкий, пластичный; хорошо
полируется, режется. Скручивается, прокатывается в листы толщиной до 0,00025мми вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро устойчиво на воздухе и во влажной среде. В чистом виде серебро используется для серебрения изделий из недрагоценных металлов. Чаще всего серебро применяют в сплаве с медью, а также в сочетании с золотом, эмалью, чернью.
Платина – металл серебристо-белого цвета, мягкий и ковкий ,тугоплавкий, по твердости превосходит золото и серебро; легко поддается прокатке, штамповке, волочению. Кроме перечисленных основных металлов используют: палладий, родий, рутений, иридий, осмий.
Слайд 6
Сплавы драгоценных металлов
Применение драгоценных металлов в чистом
виде не всегда целесообразно из- за их дороговизны, недостаточной
твердости и износостойкости, поэтому чаще используют сплавы этих металлов. Серебро в составе сплава придает ему пластичность, мягкость, ковкость ,понижает температуру плавления .Медь – увеличивает твердость сплава, обусловливает ковкость, тягучесть. Пластичность, меняет цвет сплава от красного до ярко красного. Палладий повышает температуру плавления сплава. Обеспечивает пластичность и ковкость, прибавка палладия окрашивает слиток в бурый или белый цвет. Никель придает ковкость, пластичность, твердость. Повышает литейные качества, меняет цвет сплава на бледно -желтый. Цинк делает сплав твердым, хрупким, повышает текучесть, понижает температуру плавления. Алюминий обеспечивает пластичность, ковкость, отражающую способность, повышает коррозийную стойкость. Платина повышает упругость сплава и температуру его плавления, придает сплаву белый цвет.
Слайд 7
Сплавы цветных металлов
Бронза – сплав
на основе меди, главными компонентами которого являются олово, цинк,
никель, свинец, фосфор и марганец. Бронза широко применяется в художественном литье, изготовлении сувениров, юбилейных значков и медалей.
Латунь – сплав меди с цинком. Латунь легко поддается пластической деформации, обработке давлением и резанием.
Мельхиор – пластичный и прочный сплав меди с 20% никеля, обладает
Слайд 8
Декоративная обработка металлов
Декоративная обработка металлов может осуществляться механическим
способом(чеканкой, гравировкой) и нанесением защитно-декоративных покрытий(эмалированием, чернением,
оксидированием, золочением,
серебрением, радированием).
Чеканка. Процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки, т.е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов , называется чеканкой. Различают механизированную и ручную чеканку. В качестве материала используют листовой металл – золото, серебро, медь, мельхиор, алюминий.
Гравирование. Издавна гравирование считалось одним из распространенных методов декоративной обработки металлов. Сущность процесса заключается в вырезании на заготовке определенных рисунков. Орнаментов, изображений. Вырезание производят специальным инструментом – штихелями.
Слайд 9
Эмалирование. Искусство нанесения эмали известно со времени древнего
Египта и всегда требовало исключительного мастерства и высокой профессиональной
культуры. Составы эмалей, способы их приготовления и методы их нанесения всегда держались в секрете. Эмаль представляет собой легкоплавкое сложное стекло сложного состава, предназначенное для наплавления на металл. Цвет эмалей – самый разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих красителей. Различают эмали холодные и горячие, прозрачные и непрозрачные.
Чернение. Чернение как один из видов декоративной обработки металлов применяют с давних пор. Изделия с чернью, обнаруженные на территории нашей страны при раскопках курганов Северного Причерноморья, относятся к V – III векам до нашей эры. Сущность процесса чернения заключается в нанесении на заданные участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета – черни. Чернью украшают изделия из золота и серебра, сплавов меди.
Слайд 10
Заключение.
Искусство художественной обработки металлов прошло длительный
путь развитии, опираясь на традиции и знания великих мастеров,
продолжает развиваться в современных условиях. Мастерами художественной обработки металлов созданы создано множество произведений вошедших в духовную сокровищницу человечества, в его культуру. В этих произведениях наиболее сильно и ярко выражено мировоззрение той или иной эпохи, понимания людьми красоты.