Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по теме Язык программирования Паскаль

Содержание

Содержание:Стандартные функции.Идентификаторы.Комментарии.Основные стандартные типы переменных.Программа:порядок составления;структура.Операторы.Массивы.Процедуры и функции.Графика
ЛекцияОсновы программирования на Turbo Pascal. Содержание:Стандартные функции.Идентификаторы.Комментарии.Основные стандартные типы переменных.Программа:порядок составления;структура.Операторы.Массивы.Процедуры и функции.Графика Работа в среде Turbo PascalЗагрузочный файл: turbo.exe Вход в меню: F10 Выход Восстановить удалённую строку: пункт меню Edit – Restore Line Запустить программу на Выделить блок: начало -    конец - Копировать блок: Перенести Основные стандартные функции Основные стандартные функции Основные стандартные функции Пример:Round (3.2) = 3Round (3.7) = 4Round (-3.7) = -4Trunc (3.2) = Математические     Операции    операции: Знаки пунктуации Знаки пунктуации Неиспользуемые символы К неиспользуемым символам относят русские символы. Русскими буквами можно писать Идентификатор - это имя любого объекта программы или просто имя; может содержать Комментарии это пояснения к программе (на русском языке) в фигурных скобках. Комментарии Порядок выполнения выражений Математические выражения выполняются в порядке очерёдности приоритетов, при одинаковом Основные стандартные типы переменных Паскаль для каждой переменной в программе требует предварительного Основные стандартные типы переменных Программаэто последовательность инструкций, оформленная по правилам данного языка, которая управляет работой компьютера Порядок решения задачиПостановка задачиСоставление математической моделиСоставление алгоритма программыНаписание текста программыОтладка программыПолучение результата Любая программа начинается с заголовка PROGRAM NAME;где NAME – это имя программы Раздел описаний состоит из 5 секций: Секция описания констант; Секция описания переменных; Число секций и порядок их следования может быть произвольными. Любая из секций Секция описания констант Константы - это объект программы, который не может изменять Пример:CONST x = 100;       Name = Секция описания переменных и типов Переменная - это объект программы, который может Пример:Var a, b, c, d, x: real;   	  f Секция описания меток В программе любой оператор может быть отличен с помощью Пример:Label   9999, label_1, metka_10; Begin 		 ………. Секция описания функцийЛюбую функцию в Паскале перед тем как её использовать в Операторы Turbo Pascal Операторы - это синтаксические конструкции, которые позволяют согласно алгоритму Любую программу можно отнести к одному из трёх видов:Последовательное ∙        выполнение операторов Операторы разделяют на простые и структурные. В состав структурных могут входить другие операторы. Простые операторы:Оператор присваиванияОператор процедурыОператор перехода на метку Структурные операторы:СоставнойУсловныйОператор вариантаОператор процедурыОператор цикла с параметромОператор цикла с предусловиемОператор цикла с постусловиемОператор присоединения (для записей) В конце оператора ставится ; Операторы можно записывать отдельно в каждой строке Оператор присваивания Форма записи: Переменная:= значение; Переменной присваивается значение или выражение. Пример:а: = 1;b: = 1.5;с: = a+b;st : = 'пример текста'; Оператор процедурыИмя процедуры записывается в отдельной строке и заканчивается ; . Если Процедура ввода с клавиатуры Read и процедура вывода на экран Write.Чаще используется По умолчанию имена выводятся в экспоненциальной форме (с плавающей точкой), 11 знаков б) формат вывода для целых чисел Writeln (x: n1); где n1 - Оператор перехода на меткуЭтот оператор используется для перехода в нужный пункт программы Пример:Label 10;Begin	a:=1;	……;10:   b:=3;	…….;		Goto 10;End. Составной операторКогда необходимо, чтобы несколько операторов выполнялись как одно целое, то используется Программирование линейных алгоритмов Пример решения задачи:Постановка задачи:Составить программу пересчёта расстояния из вёрст в километры (1 верста = 1066,8 м). Пример решения задачи:Составление алгоритма:Ввод расстояние в вёрстах, VПересчёт вёрст в километрыK:=V*1.0668Вывод на экран результата решения задачи Пример решения задачи:Составление программы:PROGRAM Versta_Km;VAR v: real; {расстояние в вёрстах} Задачи для решенияСоставить программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и П Е  Р   Е   М Условный операторЭтот оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.Форма Существует вторая упрощенная форма этого оператора: if логическое_условие then оператор_1;Вначале проверяется логическое_условие, Пример:If D=x0 then Оператор вариантаЕсли в программе надо выбрать один вариант выполнения из трёх возможных Программирование разветвляющихся алгоритмов Пример решения задачи:Постановка задачи:Составить программу, которая вычисляет частное от деления двух чисел. Пример решения задачи:Составление алгоритма:Ввести делимое и делительВывод на экран результата решения задачиЕслиb0c:=a/bОшибка! Пример решения задачи:Составление программы:PROGRAM Chastnoe;VAR a,b,c: real; {делимое, делитель и частное}BEGIN Задачи для решенияСоставить программу вычисления стоимости покупки, с учётом скидки. Скидка в Пример решения задачи:Постановка задачи:Составить программу для вычислений суммы, произведения, разности и деления двух чисел (калькулятор). Пример решения задачи:Составление программы:Program Calculator;uses crt;VAR OP:     char; Задачи для решенияСоставить программу, которая после введённого с клавиатуры числа (в диапазоне П Е  Р   Е   М Оператор цикла с параметромЦикл – это многократное повторение некоторой части программы до Цикл работает следующим образом: 1) Параметр принимает начальное_значение 2) Выполняется оператор3) Параметр Существует вторая форма записи оператора: for параметр: = Большее_значение down to Меньшее_значение Оператор цикла с предусловиемЭтот оператор повторяется пока истинно некоторое условие. Условие проверяется Этот оператор часто используется для организации паузы в программе до нажатия любой Оператор цикла с постусловиемЭтот оператор повторяется до тех пор, пока не выполнится Пример:S:=0; K:=1; Repeat		S:=S+K; 		K:=K+1;Until K>10; Стандартные процедуры Break и ContinueВ Turbo Pascal 7.0 для циклов for, while, Программирование циклических алгоритмов Пример решения задачи:Постановка задачи:Напечатать таблицу с шагом 5° от 0° до 60°. Пример решения задачи:Составление алгоритма:Ввод начального и конечного значений x в градусах и Пример решения задачи:Составление программы:Program Tablica;uses crt;VAR xg:integer;		     xr,a,b,c,h:real;BEGIN Задачи для решения1. Ввести натуральное число N. Получить все его натуральные делители. П Е  Р   Е   М МассивыМассив - это упорядоченный набор однотипных элементов, каждый из которых имеет свой Одномерный массив иногда называют вектором. Он представляет собой строку или столбец элементов. Двумерный массив или матрица представляет собой таблицу, в которой расположены элементы в i-строках и j-столбцах. Перед тем как использовать массивы в программе его необходимо описать в секции Форма записи двумерного массива: Var Имя_массива : array [1..n, 1..k] of тип;Var Массивы Пример решения задачи:Постановка задачи:Ввести матрицу А(3,4). Найти минимальный элемент и напечатать его позицию. Пример решения задачи:Составление алгоритма:Ввести матрицу А(3,4)Вывести на экран матрицуMin:=A(1,1) For I:=1 to Пример решения задачи:Составление программы:Program Matrica;uses crt;VAR A:array[1..3,1..4] of integer; Задачи для решения1. Ввести матрицу А(25). Вычислить разницу между максимальным и минимальным П Е  Р   Е   М Строковый тип StringТип строка во многом похож на одномерный массив, его элементами Пример: Program Print_String;Uses crt;Const	st = ’Turbo-Pascal’;Var 	i : integer;Begin	clrscr;	for i := 1 Запись информации в файлФайл записанный из программы может хранить произвольный набор информации. Основным файлом является текстовый. В программе для указания имени файла используется файловая Организация записи в файл:объявить файловую переменную как текстовую; подключить файловую переменную к Рекомендации: первую и вторую операцию обычно указывают в начале программы после основного Пример: записать в файл введённую матрицуProgram File_Matrica;Var M:array [1..4, 1..3] of Real; Чтение из файлаОперация чтения из файла подобна записи в файл, отличие только Замечания: 1) Файл записывается по умолчанию в ту же папку, где хранится Пример: прочитать из файла ранее записанную в него матрицу.Самостоятельно! Решение задач на запись в файл и чтение из файла Задачи для решения1. Составить программу, которая записывает в файл phone.txt, находящийся на Подпрограммы, процедуры и функцииКак и в любом другом языке программирования в Pascal Любая функция похожа на программу: у неё есть заголовок, начало, тело функции, Форма записи:FUNCTION  f(x: тип): тип;beginf:= выражениеend;Далее в программе к функции обращаются Procedure Имя (x, y: real; var z: boolean; var r: real); Форма Отличие процедуры и функции различаются при вызове. Функции вызываются внутри Writeln (имя_ Решение задач на процедуры и функции Пример решения задачи:Постановка задачи:Написать процедуру, которая выводит на экране строку, состоящую из Пример решения задачи:Составление программы:Program Star_Trek;Uses crt;Procedure StarLine (len: integer);Var i: integer;begin Пример решения задачи:Постановка задачи:Написать функцию, которая вычисляет значение ab. Числа a и Пример решения задачи:Составление программы:Program Stepen;Function InStep (a, b:real):real;   begin Задачи для решения1. Составить программу с процедурой транспонирования матрицы А (4,4).2. Написать Локальные и глобальные переменныеВ программе, имеющей в своём составе подпрограммы, все переменные П Е  Р   Е   М ГрафикаПодключить модуль uses graph;Ввести дополнительные переменные GD и GM типа integer;Настроиться на Пример: Uses graph;Var GD, GM: integer;    …BEGINGD:= detect;Initgraph (GD,GM,’c:\prog\turbopas.60\bgi’); Путь к egavga.bgiCircle (100,100,50)Closegraph;END. в графическом режиме экран представляет собой совокупность точек, каждая из которых Цвета Графические функцииТочкаPutPixcel (координаты, цвет);Например:   PutPixcel (100,100,1);Отображается точка синим цветомPutPixcel (x,y: integer, color: word); Графические функцииЛинияКоординаты должны быть целыми числамиLine (x1,y1, x2,y2: integer);ОкружностьCircle (x,y: integer, R: word);координатырадиус Графические функцииДугаArc (x,y : integer, u1,u2, R);ПрямоугольникRectangle (x1,y1, x2,y2 : integer);координатырадиусначальный и конечный угол в градусах Графические функцииЭллипсEllipse (x,y, u1,u2, R1, R2);ПараллелепипедBar3D (x1,y1, x2,y2 : integer, t: word);координатыРадиус При необходимости можно установить тип линии.SetLineStyle (L, P, T: word);P – цвет;Т Управление цветом:SetColor (color: word);SetBkColor (color: word);Установка основного цветаУстановка цвета фонаУправление текстом:OutText (st: Графика Пример решения задачи:Постановка задачи:Составить программу, которая выводит на экран 200 окружностей разного размера и разных цветов. Пример решения задачи:Составление программы:Program Kover;Uses graph,crt;Uses crt;Var i, GD,GM: integer;  BEGIN Задачи для решенияСоставить программу, которая рисует на экране весёлую рожицу. Продолжение следует…
Слайды презентации

Слайд 2 Содержание:
Стандартные функции.
Идентификаторы.
Комментарии.
Основные стандартные типы переменных.
Программа:
порядок составления;
структура.
Операторы.
Массивы.
Процедуры и функции.
Графика

Содержание:Стандартные функции.Идентификаторы.Комментарии.Основные стандартные типы переменных.Программа:порядок составления;структура.Операторы.Массивы.Процедуры и функции.Графика

Слайд 3 Работа в среде Turbo Pascal
Загрузочный файл: turbo.exe
Вход

Работа в среде Turbo PascalЗагрузочный файл: turbo.exe Вход в меню: F10

в меню: F10
Выход из системы:


Операции с файлами, меню File:

Open – открытие файла (указать путь нахождения файла Pascal-программой)

New – создание нового файла

Save – сохранение файла, либо F2

Print –печать файла

Exit – выход из системы, либо


Слайд 4 Восстановить удалённую строку: пункт меню Edit – Restore

Восстановить удалённую строку: пункт меню Edit – Restore Line Запустить программу

Line
Запустить программу на выполнение: пункт меню Run –

Run или нажать комбинацию клавиш

Удалить строку:

Вывести окно результатов:

Приостановить вывод результатов:

Прервать выполнение программы:


Слайд 5 Выделить блок:
начало -

Выделить блок: начало -   конец - Копировать блок: Перенести


конец -


Копировать блок:

Перенести блок:

Удалить блок:

Снять выделение:


Слайд 6 Основные стандартные функции

Основные стандартные функции

Слайд 7 Основные стандартные функции

Основные стандартные функции

Слайд 8 Основные стандартные функции

Основные стандартные функции

Слайд 9 Пример:
Round (3.2) = 3
Round (3.7) = 4
Round (-3.7)

Пример:Round (3.2) = 3Round (3.7) = 4Round (-3.7) = -4Trunc (3.2)

= -4
Trunc (3.2) = 3
Trunc (3.7) = 3
Trunc (-3.7)

= -3

Слайд 10 Математические Операции

Математические   Операции  операции:     сравнения:+

операции:

сравнения:

+ * - /
Div - целочисленное деление
Mod - остаток от целочисленного деления



= равно
< > не равно
< меньше
<= меньше или равно
> больше
>= больше или равно


Слайд 11 Знаки пунктуации

Знаки пунктуации

Слайд 12 Знаки пунктуации

Знаки пунктуации

Слайд 13 Неиспользуемые символы
К неиспользуемым символам относят русские символы. Русскими

Неиспользуемые символы К неиспользуемым символам относят русские символы. Русскими буквами можно

буквами можно писать только комментарии и строки (в апострофах).


Слайд 14 Идентификатор
- это имя любого объекта программы или

Идентификатор - это имя любого объекта программы или просто имя; может

просто имя; может содержать последовательность латинских букв (от A

до Z), цифры от 0 до 9, символ подчёркивания ( _ ) без пробелов. Начинается идентификатор с буквы, максимальная длина имени 63.

Идентификатор


Слайд 15 Комментарии
это пояснения к программе (на русском языке)

Комментарии это пояснения к программе (на русском языке) в фигурных скобках.

в фигурных скобках.
Комментарии при выполнении программы игнорируются. Количество

открывающих фигурных скобок должно совпадать с количеством закрывающих скобок.


Слайд 16 Порядок выполнения выражений
Математические выражения выполняются в порядке

Порядок выполнения выражений Математические выражения выполняются в порядке очерёдности приоритетов, при

очерёдности приоритетов, при одинаковом приоритете - слева на право,

этот порядок можно изменить только круглыми скобками.


Слайд 17 Основные стандартные типы переменных
Паскаль для каждой переменной

Основные стандартные типы переменных Паскаль для каждой переменной в программе требует

в программе требует предварительного описания - указания типа. Любая

переменная может быть только одного типа. Существует несколько стандартных типов, не требующих предварительного описания:


Слайд 18 Основные стандартные типы переменных

Основные стандартные типы переменных

Слайд 19 Программа
это последовательность инструкций, оформленная по правилам данного языка,

Программаэто последовательность инструкций, оформленная по правилам данного языка, которая управляет работой

которая управляет работой компьютера по заданному алгоритму.
Отладка программы

- выявление ошибок и неточностей, как программы, так и алгоритма.

Ошибки программы называются синтаксическими, если они нарушают алфавит языка. Эти ошибки чаще всего обнаруживает среда программирования при компиляции программы.
Ошибки программы называются алгоритмическими, если они приводят к неправильной последовательности действий компьютера. Их должен обнаружить и устранить сам программист.


Слайд 20 Порядок решения задачи
Постановка задачи
Составление математической модели
Составление алгоритма программы
Написание

Порядок решения задачиПостановка задачиСоставление математической моделиСоставление алгоритма программыНаписание текста программыОтладка программыПолучение результата

текста программы
Отладка программы
Получение результата


Слайд 21 Любая программа начинается с заголовка PROGRAM NAME;
где NAME

Любая программа начинается с заголовка PROGRAM NAME;где NAME – это имя

– это имя программы (любой идентификатор).
После этого следуют

два раздела:

Раздел описания меток

Раздел операторов (текст самой программы или тело программы).


Слайд 22 Раздел описаний состоит из 5 секций:
Секция описания констант;

Раздел описаний состоит из 5 секций: Секция описания констант; Секция описания


Секция описания переменных;
Секция описания типов;
Секция описания меток;
Секция описания

процедур и функций.    

Слайд 23 Число секций и порядок их следования может быть

Число секций и порядок их следования может быть произвольными. Любая из

произвольными. Любая из секций может отсутствовать. Раздел описания заканчивается

BEGIN и начинается тело программы, которое, в свою очередь, заканчивается словом END.

В Паскале существует строгое правило: любой объект программы перед своим использованием должен быть указан в разделе описания. Нарушение этого правила приводит к сообщению об ошибке: "Unknown identifier"


Слайд 24 Секция описания констант
Константы - это объект программы, который

Секция описания констант Константы - это объект программы, который не может

не может изменять своё значение. Начинается словом Const.
CONST

список констант с указанием значений;

Каждый элемент списка констант состоит из идентификатора, знака = и значения (числа, выражения, слова).

Форма записи:


Слайд 25 Пример:
CONST x = 100;

Пример:CONST x = 100;    Name = ‘Иван Иванович’;

Name = ‘Иван Иванович’;

y = x + 2;


Слайд 26 Секция описания переменных и типов
Переменная - это

Секция описания переменных и типов Переменная - это объект программы, который

объект программы, который может менять своё значение при выполнении

программы. Любая переменная до первого своего использования должна быть описана. Все переменные указываются после служебного слова Var.

Var имя1, имя2, … : тип;

Форма записи:


Слайд 27 Пример:
Var a, b, c, d, x: real;

Пример:Var a, b, c, d, x: real;  	 f

f

: char;

Все переменные получают значение по умолчанию равное 0.


Слайд 28 Секция описания меток
В программе любой оператор может

Секция описания меток В программе любой оператор может быть отличен с

быть отличен с помощью метки для перехода при необходимости

в эту часть программы.

Метка- это любой идентификатор или число от 0 до 9999. В теле программы метка определяется двоеточием. Ключевое слово Label.

Метки используются для изменения последовательного сверху вниз выполнения операторов и перехода на нужный оператор в любом месте программы. Если метка перечислена в данной секции, она обязательно должна быть использована в программе.


Слайд 29 Пример:
Label 9999, label_1, metka_10;
Begin

Пример:Label  9999, label_1, metka_10; Begin 		 ……….   9999:

……….
9999:

x:=
label_1: d:=
metka_10: z:=

Слайд 30 Секция описания функций
Любую функцию в Паскале перед тем

Секция описания функцийЛюбую функцию в Паскале перед тем как её использовать

как её использовать в программе необходимо описать и задать.

Секция начинается с ключевого слова FUNCTION.

Форма записи:

FUNCTION f(x: тип): тип;
begin
f:= выражение
end;

Далее в программе к функции обращаются по f(x)


Слайд 31 Операторы Turbo Pascal
Операторы
- это синтаксические конструкции, которые

Операторы Turbo Pascal Операторы - это синтаксические конструкции, которые позволяют согласно

позволяют согласно алгоритму задач обработать исходные данные и получить

требуемый результат. Операторы состоят из служебных слов и слов пользователя. Тело программ представляет собой набор операторов.


Слайд 32 Любую программу можно отнести к одному из трёх

Любую программу можно отнести к одному из трёх видов:Последовательное ∙        выполнение

видов:
Последовательное
∙        выполнение операторов (сверху вниз и слева направо)

Циклические


∙        или повторяющиеся действия. Количество повторений может быть или не быть заранее известными.

Разветвленные

∙        действия. Согласно некоторому условию выполняется та или другая часть программы.


Слайд 33 Операторы разделяют на простые и структурные.
В состав

Операторы разделяют на простые и структурные. В состав структурных могут входить другие операторы.

структурных могут входить другие операторы.


Слайд 34 Простые операторы:
Оператор присваивания
Оператор процедуры
Оператор перехода на метку

Простые операторы:Оператор присваиванияОператор процедурыОператор перехода на метку

Слайд 35 Структурные операторы:
Составной
Условный
Оператор варианта
Оператор процедуры
Оператор цикла с параметром
Оператор цикла

Структурные операторы:СоставнойУсловныйОператор вариантаОператор процедурыОператор цикла с параметромОператор цикла с предусловиемОператор цикла с постусловиемОператор присоединения (для записей)

с предусловием
Оператор цикла с постусловием
Оператор присоединения (для записей)


Слайд 36 В конце оператора ставится ; Операторы можно записывать

В конце оператора ставится ; Операторы можно записывать отдельно в каждой

отдельно в каждой строке или несколько операторов в одной

строке через точку с запятой.


Слайд 37 Оператор присваивания
Форма записи:
Переменная:= значение;

Переменной присваивается

Оператор присваивания Форма записи: Переменная:= значение; Переменной присваивается значение или выражение.

значение или выражение.


Слайд 38 Пример:
а: = 1;
b: = 1.5;
с: = a+b;
st :

Пример:а: = 1;b: = 1.5;с: = a+b;st : = 'пример текста';

= 'пример текста';


Слайд 39 Оператор процедуры
Имя процедуры записывается в отдельной строке и

Оператор процедурыИмя процедуры записывается в отдельной строке и заканчивается ; .

заканчивается ; .
Если процедура имеет параметры, то они

записываются в круглых скобках.

Процедура очистки экрана:

второй строкой после Program должна стоять запись Uses crt;

Сама процедура очистки экрана ClrScr; (Clear Screen)


Слайд 40 Процедура ввода с клавиатуры Read и процедура вывода

Процедура ввода с клавиатуры Read и процедура вывода на экран Write.Чаще

на экран Write.
Чаще используется вторая форма Readln и Writeln.
Окончание

Ln (Line) означает переход на следующую строку.

Если нужно ввести несколько данных, то параметры Readln записываются через запятую. При вводе данных на экран, в круглых скобках указывается список вывода. В список могут входить переменные через запятую строки текстов в апострофах, выражения, имена функций.


Слайд 41 По умолчанию имена выводятся в экспоненциальной форме (с

По умолчанию имена выводятся в экспоненциальной форме (с плавающей точкой), 11

плавающей точкой), 11 знаков после запятой. Для более наглядного

результата используется формат вывода:

а) для вещественных чисел:

Writeln (x: n1: n2);

Где n1 - общее число знаков результата, включая + - и десятичную точку,
n2 - число цифр после запятой, результат при этом округляется.

Пример:
1,23456 формат :5:3 на экран выведен 1,235.
Формат вида х:0:0 автоматически определяет число знаков округлённого целого числа.


Слайд 42 б) формат вывода для целых чисел
Writeln (x:

б) формат вывода для целых чисел Writeln (x: n1); где n1

n1);
где n1 - общее число знаков.
в) для

строк текста

Write ('Пример текста': 40,'с форматом':10)

Для вывода текста в апострофах отводится указанное число знаков с выравниванием по правому краю. В одной строке помещается 80 знаков.


Слайд 43 Оператор перехода на метку
Этот оператор используется для перехода

Оператор перехода на меткуЭтот оператор используется для перехода в нужный пункт

в нужный пункт программы на оператор с той же

меткой.

Форма записи:

Goto метка;

В разделе описания указывается метка.


Слайд 44 Пример:
Label 10;
Begin
a:=1;
……;
10: b:=3;
…….;
Goto 10;
End.

Пример:Label 10;Begin	a:=1;	……;10:  b:=3;	…….;		Goto 10;End.

Слайд 45 Составной оператор
Когда необходимо, чтобы несколько операторов выполнялись как

Составной операторКогда необходимо, чтобы несколько операторов выполнялись как одно целое, то

одно целое, то используется составной оператор Begin …

End;

Эти два слова иначе называют операторными скобками. Всё, что находится между этими словами считается одной группой.

Составные операторы могут быть вложенными друг в друга, например: Begin
begin … end;

End;


Слайд 46 Программирование линейных алгоритмов

Программирование линейных алгоритмов

Слайд 47 Пример решения задачи:
Постановка задачи:
Составить программу пересчёта расстояния из

Пример решения задачи:Постановка задачи:Составить программу пересчёта расстояния из вёрст в километры (1 верста = 1066,8 м).

вёрст в километры (1 верста = 1066,8 м).


Слайд 48 Пример решения задачи:
Составление алгоритма:
Ввод расстояние в вёрстах, V
Пересчёт

Пример решения задачи:Составление алгоритма:Ввод расстояние в вёрстах, VПересчёт вёрст в километрыK:=V*1.0668Вывод на экран результата решения задачи

вёрст в километры
K:=V*1.0668
Вывод на экран результата решения задачи


Слайд 49 Пример решения задачи:
Составление программы:
PROGRAM Versta_Km;
VAR v: real; {расстояние

Пример решения задачи:Составление программы:PROGRAM Versta_Km;VAR v: real; {расстояние в вёрстах}

в вёрстах}
k: real; {расстояние

в км}
BEGIN
writeln (’Пересчёт расстояния из вёрст в км’);
writeln (’Введите расстояние в вёрстах’);
readln (v);
k:=v*1.0668;
writeln(v:6:2,’ верст – это ’ ,k:6:2, ’ км’);
readln;
END.

Слайд 50 Задачи для решения
Составить программу вычисления стоимости покупки, состоящей

Задачи для решенияСоставить программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей

из нескольких тетрадей и такого же количества обложек к

ним:

Вычисление стоимости покупки.
Введите исходные данные:
Цена тетради (руб.): 2.75
Цена обложки (руб.): 0.5
Количество комплектов (шт.): 7

Стоимость покупки: 22.75 руб.

Слайд 51 П
Е
Р
Е

П Е Р  Е  М   Е   Н   А

М
Е

Н
А

Слайд 52 Условный оператор
Этот оператор используется для выполнения одного из

Условный операторЭтот оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов

двух возможных вариантов программы.
Форма записи:
if логическое_условие

then оператор_1
else оператор_2;

если логическое_условие верно, то выполняется оператор_1 , иначе оператор_2;

Перед else точка с запятой не ставится!


Слайд 53 Существует вторая упрощенная форма этого оператора:
if логическое_условие

Существует вторая упрощенная форма этого оператора: if логическое_условие then оператор_1;Вначале проверяется

then оператор_1;
Вначале проверяется логическое_условие, если оно верно, то выполняется

оператор_1, после этого выполняется оператор, расположенный ниже, если логическое_условие - ложно, то оператор_1, не выполняется, выполняется оператор ниже.

Логическое_условие может содержать одно или несколько условий, заключенных в круглые скобки и разделенными функциями And, Not, Or.

Оператор_1 и оператор_2 могут быть простыми и составными.


Слайд 54 Пример:
If D

Пример:If D=x0 then        begin


x1:=(-b+sqrt(d))/2/a;

x2:= (-b-sqrt (d))/2/a;
end;

2) If x>=x0 then
begin b:=1;
c:=b*x
end
  else
begin
b:=-1;
c:=x;
end;

Условные операторы могут быть вложены друг в друга.


Слайд 55 Оператор варианта
Если в программе надо выбрать один вариант

Оператор вариантаЕсли в программе надо выбрать один вариант выполнения из трёх

выполнения из трёх возможных и более, то нужно использовать

оператор варианта (выбора) Case.

Форма записи:

Case n of Значение_1 : оператор_1;
Значение_2 : оператор_2;
Значение_3 : оператор_3;
...
Else оператор_else
End;


Слайд 56 Программирование разветвляющихся алгоритмов

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Слайд 57 Пример решения задачи:
Постановка задачи:
Составить программу, которая вычисляет частное

Пример решения задачи:Постановка задачи:Составить программу, которая вычисляет частное от деления двух

от деления двух чисел. Программа должна проверять правильность введённых

пользователем данных и, если они неверны (деление на 0), выдавать сообщение об ошибке.

Слайд 58 Пример решения задачи:
Составление алгоритма:
Ввести делимое и делитель
Вывод на

Пример решения задачи:Составление алгоритма:Ввести делимое и делительВывод на экран результата решения

экран результата решения задачи

Если
b0

c:=a/b
Ошибка! Делитель не должен быть равен

0

Да

Нет


Слайд 59 Пример решения задачи:
Составление программы:
PROGRAM Chastnoe;
VAR a,b,c: real; {делимое,

Пример решения задачи:Составление программы:PROGRAM Chastnoe;VAR a,b,c: real; {делимое, делитель и частное}BEGIN

делитель и частное}
BEGIN
writeln (’Вычисление частного’);
writeln

(’Введите в одной строке делимое и делитель’);
readln (a,b);
if b<>0 then
begin
c:=a/b;
writeln (’частное от деления ’ ,a:6:2,
’ на’,b:6:2, ’равно ‘,c:6:2);
end
else
writeln(’Ошибка! Делитель не должен быть равен 0’);
readln;
END.

Слайд 60 Задачи для решения
Составить программу вычисления стоимости покупки, с

Задачи для решенияСоставить программу вычисления стоимости покупки, с учётом скидки. Скидка

учётом скидки. Скидка в 3% предоставляется в том случае,

если сумма покупки больше 500 руб., в 5% - если сумма больше 1000 руб.
Вычисление стоимости покупки с учётом скидки.
Введите сумму покупки: 640

Вам предоставляется скидка 3%
Стоимость покупки с учётом скидки: 620.80 руб.

Слайд 61 Пример решения задачи:
Постановка задачи:
Составить программу для вычислений суммы,

Пример решения задачи:Постановка задачи:Составить программу для вычислений суммы, произведения, разности и деления двух чисел (калькулятор).

произведения, разности и деления двух чисел (калькулятор).


Слайд 62 Пример решения задачи:
Составление программы:
Program Calculator;
uses crt;
VAR OP:

Пример решения задачи:Составление программы:Program Calculator;uses crt;VAR OP:   char;

char; {операция}

X,Y, Z: real; {числа}
BEGIN
clrscr;
writeln ('Введите исходные данные');
writeln ('Введите число X');
readln (X);
writeln ('Введите число Y');
readln (Y);
writeln ('Введите операцию OP');
readln (OP);
Case OP of
’+’ : Z:=X+Y;
’*’ : Z:=X*Y;
’- ’ : Z:=X-Y;
’/ ’ : Z:=X/Y;
’^ ’ : Z:=exp(Y*ln(X));
End;
writeln ('Z=', Z);
END.


Слайд 63 Задачи для решения
Составить программу, которая после введённого с

Задачи для решенияСоставить программу, которая после введённого с клавиатуры числа (в

клавиатуры числа (в диапазоне от 1 до 999), обозначающего

денежную единицу, дописывает слово «рубль» в правильной форме. Например, 12 рублей, 21 рубль и т.д.


Слайд 64 П
Е
Р
Е

П Е Р  Е  М   Е   Н   А

М
Е

Н
А

Слайд 65 Оператор цикла с параметром
Цикл – это многократное повторение

Оператор цикла с параметромЦикл – это многократное повторение некоторой части программы

некоторой
части программы до выполнения заданного условия.
Оператор For используется

в том случае, если заранее число повторений цикла.

for параметр: = Начальное_значение to конечное_значение do оператор;

Форма записи:

При этом параметр, Начальное_значение и конечное_значение должны быть целого типа Integer.
Начальное значение должно быть меньше конечного.
При этом шаг параметра равен 1.


Слайд 66 Цикл работает следующим образом:
1) Параметр принимает начальное_значение

Цикл работает следующим образом: 1) Параметр принимает начальное_значение 2) Выполняется оператор3)


2) Выполняется оператор
3) Параметр увеличивается на единицу
4) Если

параметр больше конечного_значения, то происходит выход из цикла, если меньше, то повторяется пункт 2.

Замечания: Внутри цикла изменять параметр нельзя! Изменять шаг нельзя!


Слайд 67 Существует вторая форма записи оператора:
for параметр: =

Существует вторая форма записи оператора: for параметр: = Большее_значение down to

Большее_значение down to Меньшее_значение do Оператор;
При этом шаг

параметра равен -1.

Слайд 68 Оператор цикла с предусловием
Этот оператор повторяется пока истинно

Оператор цикла с предусловиемЭтот оператор повторяется пока истинно некоторое условие. Условие

некоторое условие. Условие проверяется в начале, перед циклом поэтому,

если условие сразу же ложно, то цикл не повторяется ни разу.

Форма записи:

While условие do
Begin
Операторы;
End;

После do ставить точку с запятой нельзя!


Слайд 69 Этот оператор часто используется для организации паузы в

Этот оператор часто используется для организации паузы в программе до нажатия

программе до нажатия любой клавиши.
Uses crt ;
Begin


While not Key_Pressed do; {пауза}

End.


Слайд 70 Оператор цикла с постусловием
Этот оператор повторяется до тех

Оператор цикла с постусловиемЭтот оператор повторяется до тех пор, пока не

пор, пока не выполнится определённое условие.
Форма записи:
Repeat
Оператор_1;
Оператор_2;

Оператор_n
Until условие;



Слайд 71 Пример:
S:=0;
K:=1;
Repeat
S:=S+K;
K:=K+1;
Until K>10;

Пример:S:=0; K:=1; Repeat		S:=S+K; 		K:=K+1;Until K>10;

Слайд 72 Стандартные процедуры Break и Continue
В Turbo Pascal 7.0

Стандартные процедуры Break и ContinueВ Turbo Pascal 7.0 для циклов for,

для циклов for, while, repeat введены две специальные процедуры:
1)

Процедура досрочного выхода из цикла Break

2) Процедура перехода на следующий шаг до полного окончания выполнения текущего шага Continue.


Слайд 73 Программирование циклических алгоритмов

Программирование циклических алгоритмов

Слайд 74 Пример решения задачи:
Постановка задачи:
Напечатать таблицу с шагом 5°

Пример решения задачи:Постановка задачи:Напечатать таблицу с шагом 5° от 0° до 60°.

от 0° до 60°.


Слайд 75 Пример решения задачи:
Составление алгоритма:
Ввод начального и конечного значений

Пример решения задачи:Составление алгоритма:Ввод начального и конечного значений x в градусах

x в градусах и шага изменения угла
Печать шапки таблицы
Перевод

значения угла из градусов в радианы

Repeat

Печать строки таблицы

Изменить угол на шагом 5º

Конец программы

Расчет тригонометрических функций


Until
угол>60º


Слайд 76 Пример решения задачи:
Составление программы:

Program Tablica;
uses crt;
VAR xg:integer;

Пример решения задачи:Составление программы:Program Tablica;uses crt;VAR xg:integer;		   xr,a,b,c,h:real;BEGIN

xr,a,b,c,h:real;
BEGIN
clrscr;

xg:=0;
h:=pi/180; {коэффициент перевода из градусов в радианы}
writeln('______________________________________');
writeln(' xg xr sin(x) cos(x) tan(x)'); {шапка таблицы}
writeln('______________________________________');
repeat
xg:=xg+5;
xr:=xg*h;
a:=sin(xr);
b:=cos(xr);
c:=sin(xr)/cos(xr);
writeln(xg:5,xr:8:2,a:8:2,b:8:2,c:8:2);
until xg>=60;
END.


Слайд 77 Задачи для решения
1. Ввести натуральное число N. Получить

Задачи для решения1. Ввести натуральное число N. Получить все его натуральные

все его натуральные делители.
2. Составить программу

для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел M и N по алгоритму Евклида:
 
НОД=M, если M=N;
если M>N, то M=M-N,
иначе N=N-M


Слайд 78 П
Е
Р
Е

П Е Р  Е  М   Е   Н   А

М
Е

Н
А

Слайд 79 Массивы
Массив
- это упорядоченный набор однотипных элементов, каждый

МассивыМассив - это упорядоченный набор однотипных элементов, каждый из которых имеет

из которых имеет свой индекс. Обращение к элементу производится

по индексу. Имя элемента состоит из имени массива с индексом. Массив в программировании аналогичен матрице в математике.

Слайд 80 Одномерный
массив иногда называют вектором.
Он представляет собой

Одномерный массив иногда называют вектором. Он представляет собой строку или столбец элементов.

строку или столбец элементов.


Слайд 81 Двумерный
массив или матрица представляет собой таблицу, в

Двумерный массив или матрица представляет собой таблицу, в которой расположены элементы в i-строках и j-столбцах.

которой расположены элементы в i-строках и j-столбцах.


Слайд 82 Перед тем как использовать массивы в программе его

Перед тем как использовать массивы в программе его необходимо описать в

необходимо описать в секции описания переменных.
Форма записи одномерного массива:


Var Имя_массива: array [1..n] of тип;

Пример:

Var A: array [1..10] of Real;


Слайд 83 Форма записи двумерного массива:
Var Имя_массива : array

Форма записи двумерного массива: Var Имя_массива : array [1..n, 1..k] of

[1..n, 1..k] of тип;
Var B: array [1..3, 1..4] of

Integer;

Пример:

Для того, чтобы обратиться к конкретным элементам массива, нужно указать имя массива и в квадратных скобках его конкретный индекс. Индексы указывают через запятую.


Слайд 84 Массивы

Массивы

Слайд 85 Пример решения задачи:
Постановка задачи:

Ввести матрицу А(3,4). Найти минимальный

Пример решения задачи:Постановка задачи:Ввести матрицу А(3,4). Найти минимальный элемент и напечатать его позицию.

элемент и напечатать его позицию.


Слайд 86 Пример решения задачи:
Составление алгоритма:
Ввести матрицу А(3,4)
Вывести на экран

Пример решения задачи:Составление алгоритма:Ввести матрицу А(3,4)Вывести на экран матрицуMin:=A(1,1) For I:=1

матрицу
Min:=A(1,1)
For I:=1 to 3 do
For J:=1 to 4

do

Нахождение минимального элемента

Вывести на экран позицию минимального элемента


Слайд 87 Пример решения задачи:
Составление программы:

Program Matrica;
uses crt;
VAR A:array[1..3,1..4] of

Пример решения задачи:Составление программы:Program Matrica;uses crt;VAR A:array[1..3,1..4] of integer;

integer;
i,j,min:integer;
BEGIN
randomize;

for i:=1 to 3 do {генератор случайных чисел}
for j:=1 to 4 do
A[i,j]:=random(50);
clrscr;
for i:=1 to 3 do
begin
for j:=1 to 4 do {вывод исходной матрицы на экран}
write (A[i,j]:5);
writeln;
end;
writeln;
min:=A[1,1]; {нахождение минимального элемента}
for i:=1 to 3 do
for j:=1 to 4 do
if A[i,j]<=min then min:=A[i,j];
writeln(' min=',min,' строка ',i,' столбец ',j);
END.


Слайд 88 Задачи для решения

1. Ввести матрицу А(25). Вычислить разницу

Задачи для решения1. Ввести матрицу А(25). Вычислить разницу между максимальным и

между максимальным и минимальным элементами.
2. Ввести матрицу А(4,5). Найти

в ней минимальные элементы и на их место записать 0.

Слайд 89 П
Е
Р
Е

П Е Р  Е  М   Е   Н   А

М
Е

Н
А

Слайд 90 Строковый тип String
Тип строка во многом похож на

Строковый тип StringТип строка во многом похож на одномерный массив, его

одномерный массив, его элементами являются отдельные символы.
Размер строки заранее

может быть неограниченным (<255).
Кроме того, размер строки может быть задан явно в квадратных скобках.

Пример:
Var St: String[10];

При попытке ввести более 10 символов, все "лишние" символы игнорируются.
Для определения фактической длины строки имеется стандартная функция Length (st).
Значение строковых переменных записывается в апострофах.


Слайд 91 Пример:
Program Print_String;
Uses crt;
Const st = ’Turbo-Pascal’;
Var i :

Пример: Program Print_String;Uses crt;Const	st = ’Turbo-Pascal’;Var 	i : integer;Begin	clrscr;	for i :=

integer;
Begin
clrscr;
for i := 1 to Length ( st )

do
begin
write ( st[i] ) ;
delay (100)
end;
readln
End.

Слайд 92 Запись информации в файл
Файл записанный из программы может

Запись информации в файлФайл записанный из программы может хранить произвольный набор

хранить произвольный набор информации.

Обязательные условия для работы с

файлом:

1) В программе должно быть специальная файловая переменная, связывающая программу с файлом на диске.

2) Файл вначале должен быть открыт для записи, в конце программы файл должен быть закрыт.


Слайд 93 Основным файлом является текстовый. В программе для указания

Основным файлом является текстовый. В программе для указания имени файла используется

имени файла используется файловая переменная, которая объявляется следующим образом:
Var

F : text;

Слайд 94 Организация записи в файл:
объявить файловую переменную как текстовую;

Организация записи в файл:объявить файловую переменную как текстовую; подключить файловую переменную


подключить файловую переменную к имени файла;
открыть файл для

записи;
записать фрагмент файла, оператор записи Rewrite (f);
закрыть файл оператором Close(f).

Примечание: для добавление информации к уже созданному файлу используется оператор Append (f).


Слайд 95 Рекомендации:
первую и вторую операцию обычно указывают в

Рекомендации: первую и вторую операцию обычно указывают в начале программы после

начале программы после основного Begin, 3-ю – перед первым

оператором записи в файл write (f,…), 5-ую операцию close (f) обычно указывают в конце программы.

Слайд 96 Пример: записать в файл введённую матрицу
Program File_Matrica;
Var M:array

Пример: записать в файл введённую матрицуProgram File_Matrica;Var M:array [1..4, 1..3] of

[1..4, 1..3] of Real;
i, j:

integer;
f: text;
BEGIN
assign (f,’ a:\massiv.txt’);
rewrite (f);
writeln (’ Введите матрицу’);
for i:=1 to 4 do
for j:=1 to 3 do
readln (M[i,j]);
for i:=1 to 4 do
begin
for j:=1 to 3 do
write (f, M[i,j]);
writeln (f);
end;
close (f);
END.


Слайд 97 Чтение из файла
Операция чтения из файла подобна записи

Чтение из файлаОперация чтения из файла подобна записи в файл, отличие

в файл, отличие только в том, что открытие файла

для записи Rewrite (f) заменяется на открытие файла для чтения Reset (f).
Чтение производится оператором read (f,…)

Слайд 98 Замечания:
1) Файл записывается по умолчанию в

Замечания: 1) Файл записывается по умолчанию в ту же папку, где

ту же папку, где хранится файл программы.
2)

Если файл не закрыть, то он может остаться пустым или частично записанным.

Слайд 99 Пример:
прочитать из файла ранее записанную в него

Пример: прочитать из файла ранее записанную в него матрицу.Самостоятельно!

матрицу.
Самостоятельно!


Слайд 100 Решение задач на запись в файл и чтение

Решение задач на запись в файл и чтение из файла

из файла


Слайд 101 Задачи для решения
1. Составить программу, которая записывает в

Задачи для решения1. Составить программу, которая записывает в файл phone.txt, находящийся

файл phone.txt, находящийся на диске A:, фамилию и номер

телефона вашего знакомого. В файле каждый элемент данных (имя, фамилия, телефон) должен находиться в отдельной строке.

2. Составить программу, которая вычисляет среднее арифметическое чисел, находящихся в файле a:\massiv.txt (файл создать заранее)


Слайд 102 Подпрограммы, процедуры и функции
Как и в любом другом

Подпрограммы, процедуры и функцииКак и в любом другом языке программирования в

языке программирования в Pascal можно некоторые относительно самостоятельные фрагменты

программы оформить в подпрограммы.

Подпрограммы имеют своё имя, к ним обращаются по имени из основной программы или другой подпрограммы, при этом подпрограммы могут иметь параметры в круглых скобках, которые определяют вариант её выполнения. Подпрограммы делятся на процедуры и функции.


Слайд 103 Любая функция похожа на программу: у неё есть

Любая функция похожа на программу: у неё есть заголовок, начало, тело

заголовок, начало, тело функции, конец. В функции могут быть

метки, константы, переменные, свои подпрограммы. Функция должна быть описана до того как она будет использована и помещается всегда перед основным BEGIN.

Если в некоторой подпрограмме нужно вычислить несколько значений или одно значение сложного типа (матрица), то нужно использовать не функции, а процедуры.

Процедура в чем-то похожа на функцию, также имеет имя, параметры, тело подпрограммы. Отличия от функции заключаются в описании и вызове.


Слайд 104 Форма записи:
FUNCTION f(x: тип): тип;
begin
f:= выражение
end;

Далее в

Форма записи:FUNCTION f(x: тип): тип;beginf:= выражениеend;Далее в программе к функции обращаются

программе к функции обращаются по f(x).
Пример:

FUNCTION tan (

x : real) : real;
begin
tan := sin(x) / cos(x)
end;


Слайд 105 Procedure Имя (x, y: real; var z: boolean;

Procedure Имя (x, y: real; var z: boolean; var r: real);

var r: real);
Форма записи процедуры:
Параметры делятся на

два вида:

1. Невозвращаемые (входные) (без var - x, y)

2. Возвращаемые (выходные) (с var - z, r)

Возвращаемые параметры - это результат процедуры.


Слайд 106 Отличие процедуры и функции различаются при вызове.
Функции

Отличие процедуры и функции различаются при вызове. Функции вызываются внутри Writeln

вызываются внутри Writeln (имя_ функции) или справа от оператора

присваивания
у: = имя_ функции (х);
процедура всегда вызывается отдельной строкой.
х:= 2; у:=4;
имя_ процедуры (x, y, z);

Слайд 107 Решение задач на процедуры и функции

Решение задач на процедуры и функции

Слайд 108 Пример решения задачи:
Постановка задачи:

Написать процедуру, которая выводит на

Пример решения задачи:Постановка задачи:Написать процедуру, которая выводит на экране строку, состоящую

экране строку, состоящую из звёздочек. Длина строки (количество звёздочек)

является параметром функции.

Слайд 109 Пример решения задачи:
Составление программы:

Program Star_Trek;
Uses crt;
Procedure StarLine (len:

Пример решения задачи:Составление программы:Program Star_Trek;Uses crt;Procedure StarLine (len: integer);Var i: integer;begin

integer);
Var i: integer;
begin
clrscr;
for

i:=1 to len do
write (‘*’);
end;
Begin
clrscr;
StarLine (25);
readln
End.

Слайд 110 Пример решения задачи:
Постановка задачи:
Написать функцию, которая вычисляет значение

Пример решения задачи:Постановка задачи:Написать функцию, которая вычисляет значение ab. Числа a

ab. Числа a и b могут быть любыми дробными

положительными числами.

Степень числа вычисляется по формуле:
ab=eb ln(a)




Слайд 111 Пример решения задачи:
Составление программы:

Program Stepen;
Function InStep (a, b:real):real;

Пример решения задачи:Составление программы:Program Stepen;Function InStep (a, b:real):real;  begin

begin

InStep:=exp(b*ln(a));
end;
Var a: real; { число}
b: real; { степень}
c: real; { число в степени}
BEGIN
writeln (’ Введите число и показатель степени’);
readln (a,b);
c:= InStep (a,b);
writeln (a:6:3,’ в степени ’, b:6:3,’ = ’ , c:6:3);
readln;
END.

Слайд 112 Задачи для решения
1. Составить программу с процедурой транспонирования

Задачи для решения1. Составить программу с процедурой транспонирования матрицы А (4,4).2.

матрицы А (4,4).
2. Написать функцию Glasn, которая возвращает значение

True, если символ, полученный функцией в качестве аргумента является гласной буквой русского алфавита.

Слайд 113 Локальные и глобальные переменные
В программе, имеющей в своём

Локальные и глобальные переменныеВ программе, имеющей в своём составе подпрограммы, все

составе подпрограммы, все переменные можно разделить на две группы:

- локальные

- глобальные

Локальные переменные существуют только внутри подпрограммы и считаются неизвестными вне её.

Глобальные переменные действуют как в основной программе, так и во всех её подпрограммах.

Локальные переменные - это параметры подпрограммы и переменные, описанные в разделе описания переменных этой подпрограммы.

Глобальные переменные всегда записываются в разделе описания переменных программы.


Слайд 114 П
Е
Р
Е

П Е Р  Е  М   Е   Н   А

М
Е

Н
А

Слайд 115 Графика
Подключить модуль uses graph;
Ввести дополнительные переменные GD и

ГрафикаПодключить модуль uses graph;Ввести дополнительные переменные GD и GM типа integer;Настроиться

GM типа integer;
Настроиться на тип монитора;
Включить графику;
Использовать её;
Выключить графику.


Слайд 116 Пример:
Uses graph;
Var GD, GM: integer;

Пример: Uses graph;Var GD, GM: integer;  …BEGINGD:= detect;Initgraph (GD,GM,’c:\prog\turbopas.60\bgi’); Путь к egavga.bgiCircle (100,100,50)Closegraph;END.


BEGIN
GD:= detect;
Initgraph (GD,GM,’c:\prog\turbopas.60\bgi’); Путь к egavga.bgi
Circle (100,100,50)
Closegraph;
END.


Слайд 117 в графическом режиме экран представляет собой совокупность

в графическом режиме экран представляет собой совокупность точек, каждая из

точек, каждая из которых может быть окрашена в один

из 16 цветов;

координаты точек возрастают слева направо и сверху вниз; левая верхняя точка имеет координаты (0,0), а правая нижняя – (639, 479);

для того, чтобы программа могла выводить на экран графические примитивы (линии, окружности, прямоугольники), необходимо инициализировать графический режим.


Слайд 118 Цвета

Цвета

Слайд 119 Графические функции
Точка
PutPixcel (координаты, цвет);
Например: PutPixcel (100,100,1);
Отображается

Графические функцииТочкаPutPixcel (координаты, цвет);Например:  PutPixcel (100,100,1);Отображается точка синим цветомPutPixcel (x,y: integer, color: word);

точка синим цветом
PutPixcel (x,y: integer, color: word);


Слайд 120 Графические функции
Линия
Координаты должны быть целыми числами
Line (x1,y1, x2,y2:

Графические функцииЛинияКоординаты должны быть целыми числамиLine (x1,y1, x2,y2: integer);ОкружностьCircle (x,y: integer, R: word);координатырадиус

integer);
Окружность
Circle (x,y: integer, R: word);


координаты
радиус


Слайд 121 Графические функции
Дуга
Arc (x,y : integer, u1,u2, R);
Прямоугольник
Rectangle (x1,y1,

Графические функцииДугаArc (x,y : integer, u1,u2, R);ПрямоугольникRectangle (x1,y1, x2,y2 : integer);координатырадиусначальный и конечный угол в градусах

x2,y2 : integer);
координаты
радиус



начальный и конечный угол в градусах


Слайд 122 Графические функции
Эллипс
Ellipse (x,y, u1,u2, R1, R2);
Параллелепипед
Bar3D (x1,y1, x2,y2

Графические функцииЭллипсEllipse (x,y, u1,u2, R1, R2);ПараллелепипедBar3D (x1,y1, x2,y2 : integer, t:

: integer, t: word);
координаты
Радиус по х и радиус по

у




начальный и конечный угол в градусах


координаты передней стенки


глубина в % от ширины


Слайд 123 При необходимости можно установить тип линии.
SetLineStyle (L, P,

При необходимости можно установить тип линии.SetLineStyle (L, P, T: word);P –

T: word);
P – цвет;
Т - толщина
0 – сплошная;
1 –

точечная;
2 – штрих пунктирная;
3 - пунктирная

L – тип линии;


Слайд 124 Управление цветом:
SetColor (color: word);
SetBkColor (color: word);
Установка основного цвета
Установка

Управление цветом:SetColor (color: word);SetBkColor (color: word);Установка основного цветаУстановка цвета фонаУправление текстом:OutText

цвета фона
Управление текстом:
OutText (st: string);
OutTextXY (x, y: integer, st:

string);

Выводит текст в позицию с указанными координатами

Тип текста устанавливается процедурой

SetTextStule (Font, D, Size: word);




шрифт

направление текста

размер


Слайд 125 Графика

Графика

Слайд 126 Пример решения задачи:
Постановка задачи:
Составить программу, которая выводит на

Пример решения задачи:Постановка задачи:Составить программу, которая выводит на экран 200 окружностей разного размера и разных цветов.

экран 200 окружностей разного размера и разных цветов.


Слайд 127 Пример решения задачи:
Составление программы:

Program Kover;
Uses graph,crt;
Uses crt;
Var i,

Пример решения задачи:Составление программы:Program Kover;Uses graph,crt;Uses crt;Var i, GD,GM: integer; BEGIN

GD,GM: integer;
BEGIN
GD:= detect;
initgraph

(GD, GM,’c:\prog\turbopas.60\bgi’);
for i:= 1 to 200 do
begin
SetColor (i);
circle (300, 300, i*5);
end;
delay (2000);
Readln;
closegraph
END.

Слайд 128 Задачи для решения
Составить программу, которая рисует на экране

Задачи для решенияСоставить программу, которая рисует на экране весёлую рожицу.

весёлую рожицу.


  • Имя файла: prezentatsiya-po-teme-yazyk-programmirovaniya-paskal.pptx
  • Количество просмотров: 68
  • Количество скачиваний: 0