Слайд 2
Порядок создания процесса
Вызов функции CreateProcess ().
Система создает объект
ядра «процесс» с начальным значением счетчика числа его пользователей,
равным 1.
Затем система создает для нового процесса виртуальное адресное пространство и загружает в него код и данные как для исполняемого файла, так и для любых DLL (если таковые требуются).
Далее система формирует объект ядра «поток» (со счетчиком, равным 1) для первичного потока нового процесса.
Первичный поток начинает с исполнения стартового кода из библиотеки С/С++, который в конечном счете вызывает функцию WinMain или main в Вашей программе.
Если системе удастся создать новый процесс и его первичный поток, функция CreateProcess () вернет TRUE.
Слайд 3
Функция создания процесса
BOOL CreateProcess (
PCTSTR pszApplicationName, //
имя исполняемого файла
PTSTR pszCommandLine, // командная строка
PSECURITY_ATTRIBUTES psaProcess, //
атрибуты защиты процесса
PSECURITY_ATTRIBUTES psaThread, // атрибуты защиты потоков
BOOL bInheritHandles, // наследование дескрипторов
DWORD fdwCreate, // флаги
PVOID pvEnvironment, // блок памяти с переменными окружения
PCTSTR pszCurDir, // текущий диск и каталог для процесса
PSTARTUPINFO psiStartInfo, // используется Windows-функциями
// при создании нового процесса
PPROCESS_INFORMATION ppiProcInfo // инициализируемая структура
);
Слайд 4
Результат выполнения CreateProcess
CreateProcess () возвращает TRUE до
окончательной инициализации процесса. Это означает, что на данном этапе
загрузчик ОС еще не искал все необходимые DLL.
Если он не сможет найти хотя бы одну из DLL или корректно провести инициализацию, процесс завершится.
Но, поскольку CreateProcess () уже вернула TRUE, родительский процесс ничего не узнает об этих проблемах.
Слайд 5
Параметры CreateProcess
Параметры pszApplicationName и pszCommandLine. Эти параметры определяют
имя исполняемого файла, которым будет пользоваться новый процесс, и
командную строку, передаваемую этому процессу.
Параметры psaProcess, psaThread. Параметры psaProcess и psaThread позволяют определить нужные атрибуты защиты для объектов «процесс» и «поток» соответственно. Если передать NULL, то система будет использовать дескрипторы защиты по умолчанию.
Параметр blnheritHandles позволяет разрешить (TRUE) дочернему процессу наследовать дескрипторы объектов родительского процесса с правами доступа как у оригиналов.
Параметр fdwCreate определяет класс приоритета процесса и флаги , влияющие на то, как именно создается новый процесс. Флаги комбинируются булевым оператором OR.
Параметр pvEnvironment указывает на блок памяти, хранящий строки переменных окружения, которыми будет пользоваться новый процесс. Если его значение – NULL, то дочерний процесс наследует строки переменных окружения от родительского процесса.
Параметр pszCurDir позволяет родительскому процессу установить текущие диск и каталог для дочернего процесса. Если его значение – NULL, рабочий каталог нового процесса будет тем же, что и у приложения, его породившего.
Параметр psiStartlnfo указывает на структуру STARTUPINFO. Элементы структуры STARTUPINFO используются Windows-функциями при создании нового процесса.
Параметр ppiProclnfo указывает на структуру типа PROCESS_INFORMATION, которую функция CreateProcess инициализирует в ходе своего выполнения.
Слайд 6
Параметр fdwCreate (1)
Параметр fdwCreate позволяет задать класс приоритета
процесса:
IDLE_PRIORITY_CLASS
BELOW_NORMAL_PRIORITY_CLASS
NORMAL_PRIORITY_CLASS
ABOVE_NORMAL_PRIORITY_CLASS
HIGH_PRIORITY_CLASS
REALTIME_PRIORITY_CLASS
Слайд 7
Параметр fdwCreate (2)
Флаги DEBUG_PROCESS и DEBUG_ONLY_THIS_PROCESS позволяют родительскому
процессу проводить отладку дочернего процесса, а также всех процессов,
которые последним могут быть порождены (DEBUG_PROCESS).
Флаг CREATE_SUSPENDED позволяет создать процесс и в то же время приостановить его первичный поток. Это позволяет родительскому процессу модифицировать содержимое памяти в адресном пространстве дочернего, изменить приоритет и т.д. Для разрешения выполнения приостановленного потока следует использовать функцию ResumeThread ().
Флаг DETACHED_PROCESS блокирует доступ дочернего процесса к консольному окну родительского процесса и сообщает системе, что вывод следует перенаправить в новое консольное окно.
Флаг CREATE_NEW_CONSOLE приводит к созданию нового консольного окна для нового процесса.
Флаг CREATE_NO_WINDOW позволяет создать процесс без пользовательского интерфейса.
Флаг CREATE_BREAKAWAY_FROM_JOB позволяет процессу, включенному в задание, создать новый процесс, отделенный от этого задания.
Слайд 8
Завершение процессов
Существует 4 гипотетических варианта завершения процессов:
входная функция
первичного потока возвращает управление (рекомендуемый способ);
один из потоков процесса
вызывает функцию ExitProcess () (нежелательный способ);
поток другого процесса вызывает функцию TerminateProcess () (тоже нежелательно);
все потоки процесса сами «умирают» (большая редкость).
Явный вызов ExitProcess () и TerminateProcess () – распространенная ошибка, которая мешает правильной очистке ресурсов.
Слайд 9
Действия при возврате управления входной функцией первичного потока
любые С++-объекты, созданные данным потоком, уничтожаются соответствующими деструкторами;
система
освобождает память, которую занимал стек потока;
система устанавливает код завершения процесса – его и возвращает Ваша входная функция первичного потока (оператор return) ;
счетчик пользователей данного экземпляра объекта ядра типа «процесс» уменьшается на 1.
Слайд 10
Функция ExitProcess
Процесс завершается, когда один из его
потоков вызывает ExitProcess ().
VOID ExitProcess (UINT fuExitCode);
Эта
функция завершает процесс с кодом завершения fuExitCode.
Слайд 11
Функция TerminateProcess
Функция TerminateProcess () позволяет завершить произвольный
процесс с дескриптором hProcess с кодом завершения fuExitCode.
BOOL TerminateProcess
(HANDLE hProcess, UINT fuExitCode);
Функция TerminateProcess () является асинхронной, т.e. она сообщает системе, что Вы хотите завершить процесс, но к тому времени, когда она вернет управление, процесс может быть еще не уничтожен.
Чтобы узнать момент завершения процесса, используйте WaitForSingleObject () или аналогичную функцию, передав ей дескриптор завершаемого процесса.
Слайд 12
Когда все потоки процесса «уходят»
Обнаружив, что в процессе
не исполняется ни один поток, операционная система немедленно завершает
его.
При этом код завершения процесса приравнивается коду завершения последнего потока.
Слайд 13
Действия при завершении процесса
Выполнение всех потоков в процессе
прекращается.
Все User- и GDI-объекты, созданные процессом, уничтожаются, а объекты
ядра закрываются (если их не использует другой процесс).
Код завершения процесса меняется со значения STILL_ACTIVE на код, переданный в ExitProcess или TerminateProcess.
Объект ядра «процесс» переходит в свободное (незанятое) состояние.
Счетчик объекта ядра «процесс» уменьшается на 1.
BOOL GetExitCodeProcess
( HANDLE hProcess, PDWORD pdwExitCode);
Слайд 14
Управление динамическими приоритетами потоков процесса
BOOL SetProcessPriorityBoost(
HANDLE hProcess, //
дескриптор процесса
BOOL DisablePriorityBoost // состояние форсированного // приоритета
);
BOOL GetProcessPriorityBoost(
HANDLE hProcess,
// дескриптор процесса
PBOOL pDisablePriorityBoost // состояние форсированного
// приоритета
);
Для успешного выполнения функций процесс должен иметь привилегию PROCESS_SET_INFORMATION.
Слайд 15
Самостоятельная работа
Построение дерева запущенных процессов
http://www.rsdn.ru/article/qna/baseserv/enumproc.xml
Как найти родителя процесса
http://forum.sources.ru/index.php?showtopic=209024
Завершение дерева процессов
http://www.rsdn.ru/article/qna/baseserv/killproc.xml
Слайд 16
Управление центральным процессором…
API Win32 для управления потоками
Слайд 17
Функция создания потока
HANDLE CreateThread (
PSECURITY_ATTRIBUTES psa, // атрибуты
защиты потока
SIZE_T cbStack, // размер начального стека
PTHREAD_START_ROUTINE pfnStartAddr, // адрес
функции // потока
PVOID pvParam, // аргументы для вызова функции потока
DWORD dwCreate, // параметры создания потока
PDWORD pdwThreadID // идентификатор потока
);
Слайд 18
Параметры CreateThread
Параметр psa позволяет задать атрибуты защиты для
создаваемого потока. Если передать NULL, то система будет использовать
дескриптор защиты по умолчанию. Чтобы дочерние процессы смогли наследовать дескриптор этого потока, определите структуру SECURI TY_ATTRIBUTES и инициализируйте ее элемент hlnheritHandle значением TRUE.
Параметр cbStack определяет, какую часть виртуального адресного пространства процесса поток сможет использовать под свой стек.
Параметр pfnStartAddr определяет адрес функции потока, с которой должен будет начать работу создаваемый поток, а параметр pvParam идентичен параметру рvРаrаm функции потока.
Параметр fdwCreate принимает одно из двух значений: 0 (исполнение потока начинается немедленно) или CREATE_SUSPENDED (поток приостанавливается).
Параметр pdwThreadlD – это адрес для возврата функцией CreateThread () идентификатора нового потока.
Слайд 19
Функция CreateRemoteThread
Функция CreateRemoteThread () создает поток, который
запускается в виртуальном адресном пространстве другого процесса с дескриптором
hProcess.
HANDLE CreateRemoteThread (
HANDLE hProcess, // дескриптор процесса
LPSECURITY_ATTRIBUTES lpThreadAttributes, // дескриптор защиты
SIZE_T dwStackSize,// размер начального стека
LPTHREAD_START_ROUTINE lpStartAddress, // адрес функции потока
LPVOID lpParameter, // аргументы для вызова функции потока
DWORD dwCreationFlags, // параметры создания потока
LPDWORD lpThreadId // идентификатор потока
);
Слайд 20
Установка приоритета потока
BOOL SetThreadPriority(
HANDLE hThread, // дескриптор потока
int
nPriority // уровень приоритета потока
);
Функция SetThreadPriority () дает возможность
установки базового уровня приоритета потока относительно класса приоритета его процесса.
Например, устанавливая THREAD_PRIORITY_HIGHEST при вызове SetThreadPriority () для потока процесса IDLE_PRIORITY_CLASS базовый уровень приоритета потока устанавливается в значение 6.
Слайд 21
Относительные приоритеты потоков
THREAD_PRIORITY_ABOVE_NORMAL
THREAD_PRIORITY_BELOW_NORMAL
THREAD_PRIORITY_HIGHEST
THREAD_PRIORITY_IDLE
THREAD_PRIORITY_LOWEST
THREAD_PRIORITY_NORMAL
THREAD_PRIORITY_TIME_CRITICAL
Слайд 22
Завершение потока
Поток можно завершить четырьмя способами:
функция потока
возвращает управление путем вызова оператора return (рекомендуемый способ);
поток самоуничтожается
вызовом функции ExitThread () (нежелательный способ);
один из потоков данного или стороннего процесса вызывает функцию TerminateThread () (нежелательный способ);
завершается процесс, содержащий данный поток (тоже нежелательно).
Принудительное завершение потока с помощью функций ExitThread () и TerminateThread () нежелательно, т.к. процесс продолжает работать, но при этом весьма вероятна утечка памяти или других ресурсов, которые были запрошены закрытым потоком.
Слайд 23
Возврат управления функцией потока
При этом:
любые С++-объекты,
созданные данным потоком, уничтожаются соответствующими деструкторами;
система корректно освобождает
память, которую занимал стек потока;
система устанавливает код завершения данного потока (поддерживаемый объектом ядра "поток”) –его и возвращает Ваша функция потока;
счетчик пользователей данного объекта ядра "поток" уменьшается на 1.
Слайд 24
Функция ExitThread
Для принудительного завершения потока в рамках
процесса-владельца необходимо вызвать функцию:
VOID ExitThread (DWORD dwExitCоde);
Через параметр dwExitCode
Вы передаете код завершения потока.
Слайд 25
Функция TerminateThread
Вызов этой функции позволяет завершить практически
любой поток:
BOOL TerminateThread
(HANDLE hThread, DWORD dwExitCode);
В параметр
dwExitCode помещается код завершения потока.
После вызова этой функции поток с дескриптором hThread завершается, а счетчик пользователей, соответствующего ему экземпляра объекта ядра, уменьшится на 1.
Слайд 26
Действия при завершении потока
Освобождаются все описатели User-объектов,
принадлежавших потоку.
Код завершения потока меняется со STILL_ACTIVE на
код, переданный в функцию ExitThread или TerminateThread.
Объект ядра «поток» переводится в свободное состояние.
Если данный поток является последним активным потоком в процессе, завершается и сам процесс.
Счетчик пользователей объекта «поток» уменьшается на 1.
BOOL GetExitCodeThread
(HANDLE hThread, PDWORD pdwExitCode);
Слайд 27
Действия при принудительном завершении процесса
Функции ExitProcess () и
TerminateProcess () принудительно завершают потоки, принадлежащие завершаемому процессу.
При этом
гарантируется высвобождение любых выделенных процессу ресурсов, в том числе стеков потоков.
Однако эти две функции уничтожают потоки принудительно так, будто для каждого из них вызывается функция TerminateThread (). А это означает, что очистка проводится некорректно, деструкторы С++-объектов не вызываются.
Слайд 28
Управление динамическими приоритетами потока
BOOL SetThreadPriorityBoost(
HANDLE hThread, // дескриптор
потока
BOOL DisablePriorityBoost // состояние //форсирования приоритета
);
BOOL GetThreadPriorityBoost(
HANDLE hThread, //
дескриптор потока
PBOOL pDisablePriorityBoost // состояние форсажа //приоритета
);
Для успешного выполнения функций поток должен иметь привилегию THREAD_SET_INFORMATION.
Слайд 29
Управление потоками –
функция ResumeThread
Если поток создан
с флагом CREATE_SUSPENDED, то после своего создания он остается
в состоянии ожидания.
Вы можете настроить некоторые его свойства и подготовить данные для обработки. Закончив настройку, Вы должны разрешить выполнение потока (в рамках его процесса).
Для этого вызовите ResumeThread () и передайте в качестве параметра дескриптор потока, возвращенный функцией CreateThread ().
DWORD ResumeThread (HANDLE hThread);
Слайд 30
Управление потоками –
функция SuspendThread
Выполнение потока можно приостановить
не только при его создании с флагом CREATE_SUSPENDED, но
и вызовом SuspendThread ().
DWORD SuspendThread (HANDLE hThread);
Выполнение отдельного потока можно приостанавливать несколько раз. Количество приостановок сохраняется в атрибутах объекта типа «поток» с дескриптором hThread.
Если поток был приостановлен N раз, то и возобновлен он должен быть тоже N раз – только в это случае поток сможет покинуть состояние ожидания.
Слайд 31
Засыпание и переключение потоков с помощью Sleep
Вызывая
функцию Sleep (), поток добровольно отказывается от остатка выделенного
ему кванта времени:
VOID Sleep (DWORD dwMilliseconds);
Если вызвать Sleep () и передать в dwMilliseconds значение большее нуля, то поток перейдет в состояние ожидания на период, примерно равный dwMilliseconds миллисекунд.
Если вызвать Sleep () и передать в dwMilliseconds значение INFINITE, то поток перейдет в состоянии ожидания «навечно».
Если вызвать Sleep () и передать в dwMilliseconds нулевое значение, то в этом случае поток откажется от остатка своего кванта времени и предложит операционной системе поставить на выполнение другой готовый поток с тем же приоритетом, что и у него самого. Если такого потока нет, то поток продолжит работу.
Слайд 32
Вопрос
Через какой промежуток времени поток вернется в состояние
Running после вызова функции Sleep (100) ?
В какое другое
состояние можно перевести поток, вызвавший функцию Sleep (INFINITE) ?
Слайд 33
Засыпание и переключение потоков
Функция позволяет подключить к процессору
другой поток (если он есть):
BOOL SwitchToThread ();
Вызов SwitchToThread
() аналогичен вызову Sleep () с передачей в dwMilliseconds нулевого значения. Разница лишь в том, что SwitchToThread () дает возможность выполнять потоки с более низким приоритетом, которым не хватает процессорного времени, а Sleep () действует без оглядки на «голодающие» потоки.