Слайд 2
Цель:
выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и
пунктуацию языка Паскаль.
Слайд 3
Тест по теме «Алгоритмы работы с величинами»
Слайд 4
1. Укажите последовательность команд, в результате выполнения которых
значения переменных X и У поменяются местами:
а) Х:=Х+У; У:=Х-У; Х:=Х-У;
б) В:=Х;
Х:=У; У:=Х;
в) У:=Х; В:=Х; Х:=У;
г) Х:=У; У:=Х.
Слайд 5
2. Чему будет равно значение переменной X после
выполнения команды Х:=Х+2, если до ее выполнения оно было
равно 3?
а) 1; в)3;
б) 2; г) 5.
Слайд 6
3. При каких исходных значениях переменных X и
У в результате выполнения команды Х:=Х^У-У значение переменной X
станет равным 2?
а) 4,1; в) 2, 2;
б) 3,2; г) 5,1.
Слайд 7
4. Значение выражения 2*4*2-5^З*2 равно:
А) -186; в)-234;
Б) -15661;
г)-61.
Слайд 8
5. Команда присваивания означает, что:
а) вводятся значения переменных,
являющихся исходными данными решаемой задачи;
б) выводятся результаты решения задачи
компьютером пользователю;
в) переменная величина получает значение;
г) происходит обращение к новой программе
Слайд 9
Ответы:
1а; 2г; Зв; 4в; 5в.
Слайд 10
После того как продуман алгоритм решения задачи, составляется
программа на одном из языков программирования.
Одним из самых
популярных языков является Паскаль.
С этого урока мы начнем рассматривать основы программирования на этом языке.
Слайд 11
Этот язык был разработан в 1971 г. швейцарским
профессором Никлаусом Виртом и назван в честь французского ученого
Блеза Паскаля. Команды языка называются операторами.
Программа на языке Паскаль близка по своему описанию алгоритмическому языку.
Слайд 12
Структура программы (рассмотрим упрощенный вариант):
Рrоgrаm ;
Vаr
Раздел описаний>
Вegin
End.
Слайд 13
Имя программы — любое имя.
Раздел описаний - список
переменных (латинских букв, наборов букв, букв и цифр) через
запятую, после двоеточия - тип переменных. Числовые типы: вещественный (rеаl) и целый (integer).
Например, var a:integer; b1: real.
Тело программы - основная часть программы. Операторы внутри тела программы отделяются точкой с запятой, а в конце служебного слова еnd ставится точка.
Слайд 14
Оператор ввода - при выполнении этого оператора компьютер
ожидает ввод данных с клавиатуры.
Read() или readln (
переменных>). Их отличие в том, что по оператору readln курсор перемещается в новую строку. Если в операторе несколько переменных, то данные вводятся через пробел, а в конце нажимается клавиша Enter.
Оператор вывода - компьютер выводит результат работы программы на экран.
Write(<список вывода>) или Writeln(<список вывода>) — аналогично оператору ввода экранный курсор переводится на новую строку во втором случае.
Например, Write(5,c), write (a,b,c); write('С Новым годом!'); write(х*у+25—4/3).
Слайд 15
При выводе числовых данных можно задать формат вывода:
1) для
целых чисел - количество позиций на экране;
2) для вещественных
— общее количество чисел и количество чисел в дробной части.
Например, а=6 оператор write(а:5), тогда на экране будет _ _ _ _ _6, где _ пробел; а=511,64 оператор write(а: 10:4), при этом на экране _ _ _ _ 511, 6400.
Слайд 16
Оператор присваивания: :=, арифметическое выражение может
содержать: числовые константы, переменные, арифметические операции, круглые скобки.
Приоритет
операций: *, /, +, -.
Возведение в степень — знак ^,
х2 - sqr(х), — sqrt(х).
- на языке Паскаль выглядит так: sqr(sqr(x)-y*3/4)-sqrt(x^3).
Слайд 18
Задание 1. Запишите по правилам языка Паскаль следующие
выражения:
tg3x+1;
3x3+2x2+4
Слайд 19
Задание 2. Определите, какие из приведенных ниже имен
нельзя использовать в качестве заголовка программы и почему.
Iwanov_Petr_10r;
Dog-Cat; Nomera_Doma; F22.
Слайд 20
Задание 3. Найдите ошибки в программе
Program control;
Var x,
y, z: integer;
Begin
x:=5;
y:=7;
z:=x+y;
writeln (z=x+y,z);
end.
Слайд 21
Задание 4. Какая задача решается по следующей программе?
Program
Test;
Var A,B,C: integer;
Begin
Readln (A,B);
C:=(A+B)*(B-C);
Writeln (C);
End.
Какой результат будет получен,
если в качестве исходных значений A и B ввести соответственно 7 и 8?
Слайд 22
Задача 5
Напишите программу, которая вычисляет площадь и периметр
прямоугольника со сторонами a и b.
Слайд 23
Подведение итогов
Когда появился язык Паскаль и кто
его автор?
Какова структура программы на языке Паскаль?
Какие операторы на
данный момент вы знаете?
Какие правила пунктуации в Паскале вам известны?