Слайд 3
Северная Фиваида — поэтическое название северных русских земель, окружающих Вологду и Белозерск,
появившееся как сравнение с древнеегипетской областью Фиваидой, известным местом поселения раннехристианских
монахов-отшельников.
Слайд 4
Здесь, в тихом уединении, где неожиданно нашёл я
себе летний приют, здесь предпринимаю описание родной нашей Фиваиды,
которую только что посетил в пределах Вологодских и Белозерских. Едва ли кому она известна из людей светских, а многие однако же слышали о Фиваиде Египетской. Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился, в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирские люди как бы вынуждены были, вслед за ними, селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии. Преподобный Сергий стоит во главе всех, на южном краю сей чудной области и посылает внутрь её своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл, на другом её краю, приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие.
Алексей Муравьев «Русская Фиваида на Севере»
Слайд 5
План урока:
1) Монастырская колонизация
2)Основание монастырей
3) Деятельность Стефана
Пермского
Слайд 6
Это освоение незаселенной территории монахами, основывающими новые монастыри-скиты.
Можно
насчитать около 440 монастырей, возникших вне городов и селений,
в качестве самостоятельных поселков в течение ХIII-XVI вв. на территории Московского государства. Это число, ввиду малонаселенности нашей страны, нельзя не признать значительным.
Монастырская колонизация
Слайд 7
Скит — малый монастырь, самостоятельные выделенные в монастырях уединённые жилища
(кельи) отшельников. Название происходит от Скитской пустыни — места первоначального распространения монашества.
Слайд 8
Дж. Флетчер, посетивший Россию в царствование Федора Ивановича,
называет Россию страной монастырей. «Там, — говорит он, —
бесчисленное множество монахов и гораздо более, чем в какой-нибудь католической стране. Они снуют в каждом городе и в большой части деревень».
Слайд 9
Яркий Пример обширного заселения под влиянием монастыря представляет
Белоозерский край.
Это место, до основания обители было пусто
и скудно для жизни; там был большой бор и лесная чаща, так что совсем не было жилищ. Но когда обитель Кирилла стала известной, образовалось здесь до 393 поселений.
Монастыри содействовали колонизации внутренних и частью внешних пустых пространств в северо-восточной Руси в ХIII-XIV вв., и, судя по приведенным данным, содействие это было значительным.
Слайд 10
Первые летописные свидетельства о наличии христианских церквей и
монастырей в крае датируются XII-XIII веками.
Основание монастырей
Слайд 11
Епархия (греч. удел,область) – церковный округ, управляемый епископом
Церкви
Вологодского края
Новгородская епархия
Ростовская епархия
Слайд 12
1147 год – Троицкий Герасимов монастырь, основанный на
окраине Вологды монахом Герасимом.
Древнейший монастырь края
Слайд 13
Герасим Вологодский († 1178) — монах Русской церкви. Согласно преданию, Герасим основал город Вологду.
«Повесть
о чудесах Герасима Вологодского» повествует о том, что святой
пришёл из Киева на реку Вологду в 1147 году и основал на так называемой Ленивой площадке мужской монастырь в честь Святой Троицы, вокруг которого затем вырос город Вологда.
Герасим Вологодский
Слайд 14
1303 год – церковь Успения Пресвятой Богородицы в
Вологде. Сведений о более ранних постройках Вологды в источниках
нет
Основание монастырей
Слайд 15
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
ул. Бурмагиных, 19А
Слайд 17
Михайло - Архангельский монастырь (Устюг, 1212 год)
Слайд 19
Троицкий Гледенский монастырь (Устюг, 1212 год)
Слайд 20
Троицкий Гледенский монастырь (ИКОНОСТАС)
Слайд 22
С середины XIV века число монастырей и церквей
на Руси возросло благодаря деятельности одного из известнейших русских
святых Сергия Радонежского.
Слайд 23
Сергий Радонежский и его ученики основали около 40
монастырей, в том числе несколько в Вологодском крае
Слайд 24
Построен монахом Дмитрием, учеником Сергия Радонежского.
Спасо-Прилуцкий монастырь
(под Вологдой, 1370 год)
Слайд 28
Соратники Сергия Радонежского монахи Кирилл (1337-1427) и Ферапонт
основали в Белозерском крае Кирило-Белозерский и Ферапонтов монастыри
Слайд 29
Сергий благословил их на подвиг и напутствовал: «Знайте
прежде всего, что место это трудно, голодно и бедно;
готовьтесь не к пище сытной, не к питью, не к покою и веселию, но к трудам, поту, печалям и напастям»
Слайд 30
Кирилло-Белозерский монастырь ( 1397 год)
Слайд 31
Кирилл (в миру Кузьма) – по преданию, основал
монастырь в месте, указанном ему в видении самой Богоматерью.
Рос монастырь, росла и слава его создателя. К 1427 году в монастыре уже проживало 53 человека.
В тот жестокий век Кирилл призывал к милости и правде по отношению к слабым. Он работал наравне со всеми братьями, но одежды и пищи получал меньше всех.
Слайд 35
Ферапонтов монастырь (Белозерье, 1398 год)
Слайд 38
Учениками Сергия Павлом Обнорским (московским купцом) и Сергием
Нуромским (византийским отшельником) были основаны в Обнорской волости –
Троицкий Павлов Обнорский и Спасо-Нуромский монастыри.
Павел Обнорский был исключительным отшельником – целые годы жил в дупле дуба в глухом лесу в окружении лишь зверей и птиц.
Слайд 39
Отшельник - аскет, монах, отказавшийся от общения с
людьми, внешним миром
Слайд 40
Спасо-Нуромский монастырь(XV век)
Слайд 42
Важную роль в подготовке монахов-подвижников сыграл Спасо-каменный монастырь
на Кубенском озере, откуда вышел знаменитый иконописец Дионисий Глушицкий.
Слайд 43
Спасо-Каменный монастырь(XV век)
Слайд 47
Стефан Пермский (1330 - 1396, Великий Устюг) — епископ Русской православной церкви.
Проповедовал
христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их
язык основные церковные сочинения.
В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии.
Деятельность Стефана Пермского
Слайд 48
Родился в Великом Устюге. Русский. Его отец Симеон по
прозванию Храп был церковнослужителем.
Сопровождая отца на службу в храм,
Стефан выучился церковному пению и уставу.
Рано обучившись чтению, Стефан прочел все книги, которые мог найти в Устюге. В это же время он выучил язык пермян (тогдашнее название коми-пермяков, которые являлись язычниками).
Слайд 49
Коми (Коми-зыряне, Зыряне) — финно-угорский народ, коренное население Республики Коми.
Носителей языка
коми в России немного — родным язык коми назвали
лишь 169 тыс. человек представителей этноса коми (2002 г.).
Слайд 50
Стефан решил стать просветителем зырян, предков народа коми.
Он
является создателем зырянской азбуки и перевел на зырянский язык
ряд богослужебных книг.
В 1379 году Стефан отправился в Вычегодский край для крещения зырян.
Слайд 53
В 1383 году для крещенного населения была создана
Пермская епархия и Стефан поставлен ее первым епископом.
Основал в
Зырянском крае ряд монастырей (втч. Архангельский в городке Усть-Вымь)
Являлся создателем ряда школ и организовал перевод книг на зырянский язык
Слайд 54
Вскоре после смерти Стефана монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний
Премудрый написал «Житие» Стефана, в котором можно узнать о
жизни и деятельности просветителя.