Слайд 2
СССР
Разработкой ПТР
в СССР занимались начиная с 1936г. сразу несколько крупных
КБ. Как и у вероятных противников разработки велись параллельно в нескольких направлениях, а именно:
Разработка легких ПТР под мощные патроны винтовочного калибра (7,62х122 и 7,62х155).
Слайд 3
Во второй половине 30-х Советское командование сильно переоценивало
броню танков вероятного противника и сразу решилось на проектирование
переносных крупнокалиберных противотанковых ружей калибра 20-25мм. При этом жестко ограничив разработчиков в массе оружия — до 35 кг. В итоге из 15 образцов рассмотренных до 1938г. ни один не был принят на вооружение. В ноябре 1938г. были изменены сами требования Главного Артиллерийского Управления, теперь под новое оружие был готов патрон, который разрабатывали начиная с 1934г.
С лева на право
польский, два
немецких, британский
и два советских патрона
в сравнении.
Слайд 4
Мощный патрон Б-32 калибра 14.5х114 мм имел прекрасные
на то время характеристики. Бронебойно-зажигательная пуля с каленным сердечником
и пиротехническим составом покидала ствол со скоростью 1100 м/с и пробивала 20мм брони, под углом 70 градусов, на расстоянии в 300м.
Помимо Б-32 чуть позже появилась пуля БС-41 с еще более впечатляющими результатами. Сердечник из металлокерамики позволял пуле БС-41 пробивать 30мм броню на расстоянии 350м, а с расстояния в 100м пуля пробивала 40мм броню. Также в целях эксперимента в донную часть пули БС-41 помещали капсулу с раздражающим веществом — хлорацетофеноном. Но также как у немцев идея не особо прижилась.
ПТР Рукавишникова 1939г.
Слайд 5
Первым принятым на вооружение ружьем под новый патрон
стала разработка Н.В. Рукавишникова. Его ПТР-39 позволяло производить порядка
15-ти выстрелов в минуту и успешно прошло испытания. Однако в массовое производство ПТР-39 не пошло. Начальник ГАУ - маршал Г.И. Кулик, основываясь на ошибочных сведениях о новых немецких танках с усиленной броней, сделал выводы о непригодности ПТР и даже пушек калибра 45мм, для борьбы с новыми немецкими танками.
Это решение (1940г.) фактически оставило советского пехотинца без вполне эффективных противотанковых средств на июнь 1941г. Напомню, что на 22-е июня 1941г. основным танком Вермахта был PzKpfw III разных модификаций — лобовая броня самого современного из них составляла максимум 50мм с учетом накладных бронелистов. Максимальная броня башни и бортов самой новой на 1941г модификации составляла 30мм. То есть, большинство танков с высокой долей вероятности поражались патроном 14.5мм из ПТР практически в любой проекции на дистанциях 300м и более.
Слайд 6
Расчет ПТР и немецкий танк PzKpfw III
Это не
говоря уже о поражении гусениц,оптических приборов, баков и других
уязвимых мест танка. При этом огромное количество немецких бронемашин и бронетранспортеров были вполне по зубам советским ПТР, тем более, «сорокпятке».
Слайд 7
Расчет с ПТР Шолохова
ПТР-39 конструкции Рукавишникова не было
лишено недостатков — довольно сложное и дорогое в производстве
и чувствительное в эксплуатации. Но все же учитывая, что с началом войны наша армия осталась без какого либо ПТР и учитывая, что в ход пошли эрзац ружья Шолохова (кал. 12.7мм ДШК) - копии того самого первого Маузера, только с дульным тормозом и амортизатором, эта ошибка многого стоила Красной Армии.
В 1941г. на заседании ГКО, И.В. Сталин поручил в экстренном порядке разработать новое противотанковое ружье для РККА. Для надежности, вождь рекомендовал поручить работу «еще одному, а лучше двум» конструкторам. С задачей по-своему блестяще справились оба - С.Г. Симонов и В.А. Дегтярев, притом с момента получения задания до тестовых стрельб прошло всего 22 дня.
Слайд 8
ПТРС и ПТРД использовались так же качестве средств
ПВО
ПТРД
4 июля 1941г. Дегтярев начал разработку своего ПТР и
уже 14 июля передал проект в производство, 2 магазинных варианта ПТР Дегтярева рассмотрели 28-го июля в Управлении Стрелкового Вооружения РККА. В целях ускорения и упрощения производства один из вариантов предложили сделать однозарядным. Уже в августе 41-го подоспел и упомянутый мной патрон с пулей БС-41 от Московского комбината твердых сплавов. А в октябре 1941г. в рядах РККА появилась новая боевая специальность — бронебойщик.
Слайд 9
Пехота занимает позиции, на правом краю расчет ПТРД
ПТРД
— Однозарядное ружье с продольно скользящим поворотным затвором. Нарезной
ствол оснащался активным коробчатым дульным тормозом. Затвор имел два боевых выступа, простой ударный механизм, отражатель и выбрасыватель. В прикладе имелась пружина для амортизации отдачи выполняющая также роль возвратной. Затвор в сцепке со стволом после выстрела откатывал назад, рукоятка затвора проворачивалась об копирный профиль, закрепленный на прикладе, и при повороте отпирала затвор. Затвор после остановки ствола по инерции отходил назад, и вставал на затворную задержку, гильза выталкивалась отражателем в нижнее окно.
Слайд 10
Вид на затвор ПТРД
Досылание нового патрона в патронник
и запирание затвора производилось вручную. Прицельные приспособления выносились влево
и работали в двух режимах до 400м и более 400м. Расчет орудия состоял из двух человек. Общая масса ПТР и боекомплекта составляла порядка 26кг (само ружье Дегтярева весило 17кг). Для маневренности на ружье ставилась ручка для переноски. Переносили ружье либо оба, либо один боец из расчета. Только в течении 1942г. Советская оборонная промышленность дала фронту почти 185 000 ПТРД
Слайд 11
Бронебойщики с ПТРД меняют позицию
Сергей Гаврилович Симонов
пошел несколько иным путем. Опираясь на собственные разработки (например
АВС-36) он создал противотанковое ружье с газоотводной автоматикой. Это позволило добиться отличной практической скорострельности в 16 и более выстрелов в минуту. В то же время это увеличило общий вес оружия до 22кг.
Слайд 12
Расчет бронебойщиков готовятся встречать вражескую броню.
Конструкция Симонова выглядит,
конечно, куда более сложной на фоне конструкции Дегтярева, тем
не менее, она была проще конструкции Рукавишникова. В итоге на вооружение приняли оба образца.
Итак ПТРС - Противотанковое самозарядное ружьё обр. 1941г. системы Симонова Оружие предназначенное для борьбы с легкими и средними танками противника на дистанции до 500м. На практике применялось также для уничтожения огневых точек, минометных и пулеметных расчетов, ДОТов, ДзОТов, низко летящих самолетов и живой силы противника за укрытиями на дистанциях до 800м.
Слайд 13
ПТРС и дерево - импровизация
на тему противовоздушной
обороны
Полуавтоматическое оружие использовало для работы автоматики отвод части пороховых
газов из канала ствола. Оружие снабжено трехпозиционным газовым регулятором. Питание осуществлялось из неотъёмного магазина обоймами по 5 патронов. УСМ позволял вести только одиночный огонь. Запирание - перекосом затвора в вертикальной плоскости, компенсация отдачи посредством дульного тормоза, смягчающая насадка на прикладе. В данной модели специальный амортизатор не был нужен, так как дульного тормоза в паре с самой полуавтоматической системой хватало для уменьшения отдачи, хотя отдача ПТРД менее ощутима.
Слайд 14
Второй номер подает пачку патронов в магазин ПТРС
В
1941г. из-за довольно сложного и трудоемкого процесса производства в
войска поступило всего 77 ПТРС, но уже в 1942 производство было налажено и на фронт отправилось 63 000 ПТРС. Производство ПТРД и ПТРС продолжалось до 1945г. За годы войны в СССР было произведено порядка 400 000 ПТР.
Применение ПТРС в городских боях за Сталинград
Слайд 15
Боевое применение ПТР также имело место в самых
разных уголках планеты и после окончания ВМВ. Советские ПТР
успешно пробивали броню американских танков в Корее, а также броню БТР М113 во Вьетнаме.
Американцы рассматривают позицию снайпера с ПТРД. Видно, что корейцы подошли к вопросу грамотно.
Отдельные образцы Советских ПТР изымались у палестинских боевиков в Ливане. Автор своими глазами лицезрел советское ПТР в оружейке на базе подготовки пехотной бригады Гивати в пустыне Негев в Израиле. Израильтяне называли это оружие «Русским Барретом».