Слайд 2
Десятинная церковь
В 989 году князь Владимир решил поставить
храм и пригласил мастеров из Царьграда. Об этом говориться
в летописи.
989-996 строится Десятинная церковь Богородицы – первая каменная постройка на Руси.
Слайд 3
Храм сгорел во время захвата Киева татаро-монголами в
1240
В середине 17 века митрополит Пётр Могила восстановил храм.
Но
к началу 19 века от ц. Богородицы осталась ровная площадка. Развалины мы видим на рис. Вестерфельда.
Слайд 4
Помещик Анненков захотел построить на этом месте церковь,
сделал запрос в Санкт-Петербург.
В 1824 году начались раскопки под
надзором Евгения Волховитинова. Это первые археологические раскопки в России.
Слайд 5
Из 210 памятников домонгольского периода найдены почти все,
которые упомянуты в летописях.
До Великой отечественной войны (1939) продолжались
раскопки под руководством Каргера.
Слайд 6
Обнаружили фундамент церкви, в юго-западной части храма –
стены (остатки деревянных брусьев для придания кладки жёсткости).
Блок каменной
кладки из плинфы с цементным раствором. Кладка с утопленным (скрытым) рядом.
Фрагменты плит, служившие парапетом для хоров.
Слайд 7
Напольная мозаика. Периферия храма выложена из плиток, алтарь,
подкупольная часть – из мозаики.
Фрагменты фресок, позволяющие судить о
стилистике, качестве исполнения.
Слайд 8
В плане реконструкции церкви – это шестистолпный, трёхнефный
храм, завершённый тремя абсидами, с крестчатыми столбами.
Крестовокуполь-
ный
тип: сердцевина – 4 опоры, соединённые арками, на арках световой барабан. Это остроумная система в инженерном смысле.
По сторонам – галерея для тех, кто ещё был не достоин приблизиться к алтарю.
Слайд 9
В одной из летописей есть список древнерусских городов
и главных в них храмов.
В Киеве церковь Богородицы
о 25 верхах. Это непонятое нами содержание. Летописец не мог подсчитать количество куполов сам, но у него могли быть сведения о многоглавии.
В Новгороде одновременно строиться деревянный Софийский собор о 13 верхах, который сгорел в 1044 году.
Многоглавие – необычная черта этих первых памятников.
Слайд 10
Зодчество при Ярославе Мудром (первая половина 11 века)
Строительство
шло в 30-50-х гг. При Владимире строительство было только
в Киеве. При Ярославе оно распространяется далее – Чернигов, Новгород, Полоцк.
Древнейшие города вступают на стезю каменного строительства.
Слайд 11
По примеру своего отца он обратился в Византию
за мастерами. Но ещё в 30-ые гг. его брат
Мстислав, соперник Ярослава, в 1022 году строит каменный храм Богородицы в Тмутаракани, в Чернигове в 1036 году – Спасо-Преображенский собор. В 1036 году Мстислав умирает. С 1037 года начинает широкую общественную деятельность Ярослав.
Слайд 12
1037 год – возведение крепостных стен во Владимир-городе
у Киева, собора св.Софии, Золотых ворот с надвратной церковью
га них, Ириньевского и Георгиевского монастырей с одноименными храмами.
Слайд 13
Софийская программа на Руси
1037 год – София киевская,
середина 40-ых – в Новгороде, затем п Полоцке. Главные
города Руси обзаводятся соборами, посвященными Божьей Премудрости. Мир- Дар Бога человеку и ответный Дар человека Богу: человек в меру своих возможностей познаёт это благоустройство и по закону красоты создаёт храм – знак благодарности. Храмовая концепция Софии – двуединая.
Слайд 14
Мир – храм – Дар Бога человеку. А
рукотворный храм – это Мир, представленный в концентрированной символической
форме. Это интенсивный, глубокий по переживанию эмоциональный смысл. В «Слове о Законе и Благодати» первый русский митрополит Иларион с библейским пафосом говорит о приходе Истины на Русские земли. Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке – Это воплощение Благодати.
Слайд 15
София в Киеве
Это главная постройка Киева. В практике
христианского строительства не первый храм св.Софии. В 532-537 г.г.
при Юстиниане возводят Софию в Константинополе – главный храм Восточного христианского мира.
Слайд 16
Это не только подражание Константинополю, но и самоутверждение
с оттенком соперничества.
Замысел соревнования с Византией, но какой замысел!
Вероятно, у русских был резон и возможности.
Слайд 17
Первое знакомство – разочарование. Где же сам памятник?
Таких построек много. Здесь разные стилистические направления – украинское
барокко. Не постигла ли Софию судьба Десятинной церкви? Нам нужно обойти здание и найти артефакты 12 века. Контрфорсы заштукатурены – более позднее сооружение.
Слайд 18
С запада – окна с полуциркульным завершением (двух
и трёхступенчатые ниши).
Восточная часть – полные лаконизма апсиды (внешнее
оформление алтарной части). Всё это характерно для средневековой архитектуры Византии.
Слайд 19
Техника кладки плинфы со скрытым «утопленным» рядом. Полуколонны
– характерные мотивы членения фасада – всё говорит об
архитектуре 11 века. Даём себе убедиться, что же ещё сохранилось от этого времени. София сохранилась до барочного купола (барабана), правда с кое-какими утратами. Судьба её печальна, особенно после татаро-монгольского погрома. В целом собор сохранился.
Слайд 20
Это грандиозное здание пирамидальной ступенчатой формы с нарастающим
объёмом о 13 верхах.
Слайд 21
В плане – это огромная крестово-купольная постройка, пятинефная.
Каждый неф замыкается апсидой. В центральном нефе – алтарь.
Алтарь указывает на Восток, символ добра. Сюда обращаются с молитвой. В среднем алтаре престол, где приносится бескровная жертва.
Слайд 22
Арки с парусами несут барабан купола. Главный наос
для причащения верующих. Два пояса галерей: внутренняя 2-этажная и
наружная с аркбутанами –одноэтажная. Галерея- только для приобщающихся к вере. План храма весьма сложен.