Слайд 2
Константин Степанович Мельников
1890-1974
Русский и советский архитектор, художник и
педагог, заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров направления авангарда
в советской архитектуре в 1923-1933 годах. Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм»; архитектор по сути был отлучён от профессии.
Слайд 3
Биография
Родился Константин Степанович Мельников в Москве 3 августа
1890 года и провел в ней почти всю жизнь.
Его детство прошло в деревне Лихоборы, в полурабочей, полукрестьянской семье. Отданный в «мальчики» в строительную контору «В. Залесский и В. Чайлин», он привлек внимание Чайлина, выдающегося русского инженера-теплотехника, своими художественными способностями. Чайлин помог подростку Мельникову подготовиться к поступлению в 1905 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он последовательно окончил различные отделения: общеобразовательное в 1910 году, живописное – в 1914 году и архитектурное – в 1917 году.
Константин Мельников (второй справа) с семьей В. М. Чаплина (второй слева). 1904 г.
Слайд 4
«Махорка»
Деревянный павильон «Махорка» Всероссийского махорочного синдиката на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной
выставке 1923 года в Москве стал первым осуществлённым сооружением Мельникова
в новаторском духе. Из одноэтажного сооружения, которое мыслилось заказчиками, «Махорка» превратилась в концептуальное сооружение с консольными свесами, большими плоскостями рекламных плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор — всё это резко выделяло проект из многочисленных построек выставки.
Проект «Махорки» был резко негативно встречен заказчиками, однако Мельникова поддержал главный архитектор выставки А. В. Щусев, за что Константин Степанович до конца жизни был ему благодарен, несмотря на резкие необъективные выступления Щусева против Мельникова в 1930-х годах.
Слайд 5
Ново-Сухаревский рынок
К. Мельников предложил застроить всю отведённую под
рынок территорию однотипными сблокированными деревянными торговыми павильонами-киосками, каждый блок
которых состоял из двух изолированных друг от друга помещений, выходящих входом и торговой витриной на противоположные стороны. От четырёх до двадцати блоков собиралось в ряды таким образом, чтобы на обе стороны их лицевые стены выходили под углом. В результате такой планировки перед каждым торговым киоском создавалось выделенное пространство
Здание конторы Ново-Сухаревского рынка
Слайд 6
Советский павильон в Париже
Павильон представлял собой лёгкую каркасную
двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных
стен павильона была остеклена. Прямоугольное в плане здание перерезалось по диагонали ведущей на второй этаж открытой лестницей, на которой было сооружено оригинальное перекрытие в виде наклонных перекрещивающихся деревянных плит.
Находясь в Париже, Мельников разрабатывает также проект застройки небольшого участка, отведённого на выставке для советского Торгсектора. По проекту архитектора возводятся небольшие «бутики» — торговые киоски, пилообразно блокированные друг с другом. В архитектуре комплекса Торгсектора прослеживается влияние как основного павильона СССР, так и торговых киосков московского Ново-Сухаревского рынка, над цветовым оформлением которого Мельников продолжал работать в Париже, высылая эскизы рабочим в Москву.
Слайд 7
Гараж Госплана СССР
Построенный в 1936 году комплекс гаража для Госплана
состоит из одноэтажного помещения для автомашин, которое освещается большим
выходящим в сторону Авиамоторной улицы круглым окном («глазом», как называл его сам К. Мельников[11]) и четырёхэтажного корпуса мастерских, фасад которого подчёркнут вертикальными каннелюрами.
В 1955 году на территорию гаража и на соседние с ним участки был переведён 8-й таксомоторный парк г. Москвы[12]. В 1995 году парк был преобразован в ОАО «Легавтотранссервис-8». В настоящее время таксомоторная компания работает под маркой «Старое доброе такси» и выполняет услуги по перевозке пассажиров и ремонту автомашин отечественного производства.
Здание Гаража Госплана СССР является самой поздней из дошедших до наших дней построек К. С. Мельникова.
Слайд 8
Дом-мастерская архитектора
Объёмная композиция дома представляет собой два разновысоких
вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса, образуя тем
самым необычную форму плана в виде цифры «8». Окнам в одном из цилиндров придана необычная шестиугольная «сотовая» форма. Наряду с оригинальными конструкциями и необычной пространственной организацией функциональных процессов, Мельников использовал и целый ряд художественных находок, экспериментируя с формой, пространством и освещением. Дом-мастерская является вершиной творчества К. С. Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями, оригинальным художественным образом и пространственной композицией, продуманной функциональной планировкой. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки
Слайд 9
Русский архитектор, представитель русского авангарда, конструктивизма, мастер «бумажной
архитектуры».
Иван Ильич Леонидов
Слайд 10
Биография
Родился 9 февраля 1902 года на хуторе Власиха Старицкого уезда Тверской губернии в семье
сторожа-лесника. Окончил четырёхклассную сельскую школу. Некоторое время был учеником
у деревенского иконописца. Часто выезжал в Петроград, где работал сезонным рабочим.
В 1921 году был направлен для продолжения учёбы в Москву на живописный факультет ВХУТЕМАСа. Через год перешёл в архитектурную мастерскую Александра Веснина.
В 1925—1926 был премирован за конкурсные проекты улучшенной крестьянской избы, жилых домов Гостекстильтреста в Иванове, здания Государственного Белорусского университета в Минске, типовых рабочих клубов на 500 и 1000 человек.
В 1931 году поступает на работу в Государственный институт.
В 1941 году был призван в армию.
Слайд 11
Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских
горах
Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории
на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трех направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты. Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путем введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием.
Слайд 12
Алексей Викторович Щусев
Русский и советский архитектор. Заслуженный архитектор
СССР. Академик архитектуры. Академик АН СССР.
Слайд 13
Биография
А. В. Щусев родился 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1873
года в Кишинёве в дворянской семье. Отец — Виктор Петрович Щусев, смотрительбогоугодных
заведений. Мать — в девичестве Мария Корнеевна Зозулина.
В 1891—1897 годах Щусев учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств у Л. Н. Бенуа и И. Е. Репина. В 1895 году, узнав из газеты о смерти генерала Д. П. Шубина-Поздеева, без рекомендаций пришёл к вдове с готовым эскизом надгробия и сумел убедить отдать заказ именно ему. На кладбище Александро-Невской лавры была построена квадратная часовенка под шатром.
Дом-музей Щусева в Кишинёве
Слайд 14
Мавзолей Ленина
Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве.
Самый первый деревянный мавзолей был возведён под руководством архитектора
в считанные часы ко дню похорон В. И. Ленина 27 января 1924 года Уже самое первое сооружение представляло собой кубический объём со ступенчатым завершением. Весной 1924 года Щусев создал вторую версию здания, к которому были пристроены две трибуны. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл А. В. Щусев и в октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнемгранитом и лабрадоритом. В его форме можно видеть сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко.