Слайд 2
.
Одним из самых древних народов, следы которого
обнаружены учёными на территории Пензенского края, была мордва.
Слайд 3
Мордва
Мордва - многочисленная историческая общность представителей финно-угорской группы
языковой семьи на территории России.
Народ делится на две
основные языковые группы: мордва-мокша и мордва-эрзя.
При этнографической и культурной общности каждая группа сохранила собственное самоназвание – мокша и эрзя, а также различия в языке, материальной и духовной культуре
Слайд 4
Расселение
В Пензенской области мордва – мокша расселена в
основном в Мокшанском, Наровчатском, Белинском и Шемышейском районах, мордва-эрзя
– в Шемышейском районе. В Городищенском, Никольском, Пензенском и Сосновоборском районах находится значительное количество смешанных мокшанско-эрзянских поселений, составляющих отдельную группу мордвы.
Слайд 5
Татары и чуваши
Пензенскую землю также обживали с древности
татары и чуваши.
Слайд 6
Заселение
татарами-мишарями Пензенского края. началось в 17 веке.
Слайд 7
Активное заселение Пензенского края чувашским
народом относится к 16-17 вв., когда началось строительство засечно-сторожевых
черт.
Слайд 8
Активная колонизация поволжских земель
русскими начинается после взятия Казани и Астрахани.
Слайд 9
В 16-17 вв. Пензенский край
стихийно заселяется русскими переведенцами из Новгородской, Воронежской, Казанской губерний,
Краснослободска, Шацка, Козлова, Алатыря, Суздаля, Москвы (ссыльные, участники Медного бунта), а в 18 веке – из Санкт-Петербурга, Архангельской, Киевской губерний.
Слайд 10
Особенности русского народного костюма
Все
предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом.
Слайд 11
Прялка
Они гарантировали изготовление вещи,
которая могла служить оберегом от нечистой силы.
Слайд 12
Предметы для изготовления одежды
Прялка и веретено
издавна вошли в человеческий быт.
Слайд 13
Рубаха
Основным видом одежды, которую человек носил
от рождения до смерти, была рубаха.
Слайд 14
Поверье
Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно
с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так
ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.
Рубаха обладала магической силой — если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинания, то есть навести порчу.
Слайд 15
Пояс
На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный
пояс сопровождал человека всю жизнь.
Особенно неприличным считалось молиться
Богу без пояса, обедать или спать без него.
Слайд 16
Поверье
В народе говорили, что без пояса ходить грех.
По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший
в лес не заведет. Поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом.
Слайд 17
Полотенце
Поверхность пояса, изготовленного на ткацком станке, увеличилась, а
горизонтальный орнамент стал вытеснять более древний — вертикальный. Постепенно
пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна — это полотенце.
Слайд 18
Мужской костюм.
Основу мужского костюма составляли рубаха и
порты (штаны).
Порты шились из неотбеленной ткани, домашней крашенины
или из пестряди и собирались на поясе на шнурок-гашник.