Слайд 2
МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ
(1596-1645)
7 февраля 1613г. Земскиим Собором был избран
на царствие Михаил Фёдорович Романов. Тем самым было положено
начало новой династии - Романовых.
Родился 12 июля 1596 в Москве. Сын боярина Фёдора Никитича Романова, митрополита (позднее патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (позднее Инокиня Марфа). При восшествии на престол ему исполнилось 16 лет.
Избранием Михаила Фёдоровича был положен конец смутному времени
Слайд 3
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
1629-1676
Сын Михаила Фёдоровича. Отличаясь как и отец,
мягкостью, кроткостью характера, он мог проявлять и вспыльчивость и
гнев.
Его непременными чертами являлись: чинность, кроткость, благообразность, милосердие, богобоязливость. Совокупность этих черт воплотились в его титуле "Тишайший"
На время правления Алексея Михайловича пришлось несколько народных восстаний. При нём произошло присоединение Левобрежной Украины.
Слайд 4
ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА.
Патриарх Никон был выдающейся личностью.
Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652
г. был избран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Москве как третьем Риме, стал стремиться к тому, чтобы Россия, Русская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как и у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.
Слайд 5
ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА.
Патриарх Никон стремился к тому,
чтобы Русская Церковь стала наследницей Константинопольской. Но для этого
требовалось перейти на греческий церковный устав, привести тексты богослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Эта работа началась в 1653 году. Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, других слоев населения. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признавать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Во главе старообрядцев стал протопоп Аввакум.
Слайд 6
ВНЕШНИЕ РАЗНОГЛАСИЯ СВОДИЛИСЬ:
1: По каким образам – греческим
или русским унифицировать церковные книги
2: Крестится двумя или тремя
перстами, аллилуйю петь 2 или 3 раза, поклон должен быть земным или поясным
3: Как совершать крестный ход – по ходу солнца или против хода солнца.
Слайд 7
Но причина раскола и неприятия реформ была более
глубокой. Церковные дискуссии в Византии были обычным делом. Они
впитали культурное наследие Рима, в том числе и по практике этих дискуссий. У восточных славян такого культурного наследия не было в том числе и традиции вести богословские споры. Поэтому ещё со времён Древней Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу. Настоящим, истинным и ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было проверено временем. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.
Слайд 8
В это же время на страну обрушились голод
и моровая язва. Среди народа поползли слухи о том,
что бедствия - кара Божья за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал и Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий.
Были приняты жесткие меры к старообрядцам, Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Север в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрёкся, за что он и его единомышленники были сожжены на костре.
Слайд 9
Патриарх Никон также впал в немилость царя. В
1666 г. на церковном соборе он был смещен с
поста патриарха и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было разрешено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. Похоронен патриарх - реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который построен по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Слайд 10
С тех пор единая Русская Церковь расколота на
две - Русскую Православную Церковь и Русскую Православную Старообрядческую
Церковь.