Слайд 2
В музыкальной жизни начала XX века продолжали
свою деятельность общепризнанные мастера:
Н.А.Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане»,
«Золотой петушок»)
А.К.Глазунов (балеты «Раймонда», «Времена года»
Слайд 3
Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности,
поисков новых форм был характерен и для русской музыки
конца ХIХ- начала ХХ в.
Слайд 4
В известной степени эти поиски обогащали музыкальную культуру,
во всяком случае, когда их вели такие великолепные мастера,
как:
А.Н. Скрябин
С.В Рахманинов
И.В. Стравинский
Слайд 5
Александр Николаевич
Скрябин (1871-1915)
Музыка Скрябина очень своеобразна.
Форма
в его музыке практически всегда ясна и завершена.
Композитора
привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.
Слайд 6
Звучит отрывок из композиции А.Н.Скрябина «Мазурка»
В музыке Скрябина
отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма.
С точки зрения композиторской техники его музыка близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности.
Слайд 7
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
Основным творческим методом искусства
этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и
в творчестве Рахманинова.
Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов. Эти мотивы выражают у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
Слайд 8
Звучит отрывок из композиции С.В.Рахманинова «Вальс»
В творчестве Рахманинова
очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов
не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Слайд 9
Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971)
Игорь Стравинский - легендарная
фигура в музыке XX века.
За долгую жизнь этому
композитору удалось использовать все достижения современной авангардной музыки.
Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа.
Слайд 10
Звучит отрывок из композиции И.Ф.Стравинского «Танго»
Стравинский никогда не
был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистическая модель
преображалась им в исключительно индивидуальное творение. Стравинский утверждал, что его музыка словно развивается сама по себе, но все же и в ней содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию.
Слайд 11
Русское оперное искусство
На сцене театра, организованного С.И.Мамонтовым, прославился
Ф.И.Шаляпин.
Сочетая вокальные данные с талантом актёра, он создал
реалистические образы, ставшие образцами мирового оперного искусства.
Слайд 12
В начале ХХ в. русская музыка становится все
более заметным явлением
мировой культуры.
Немалую роль в популяризации
творчества отечественных композиторов, мастеров балетного и оперного искусства, художников сыграли так называемые Русские сезоны за границей, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем
С.П. Дягилевым.
Слайд 13
Сделайте, пожалуйста,
вывод.
Николаева Ирина Петровна,
учитель истории и
обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №
15 с углублённым изучением
отдельных предметов
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан»