Слайд 2
Слово история (Ιστορία или ίστορέω) – древнегреческое (ионийское).
В древности оно имело несколько значений:
Расспрашивание, расспросы, исследование,
изыскание, наблюдения;
Знание, наука;
Историческое повествование, рассказ о прошлых событиях.
Ιστορία - рассказ об увиденном и услышанном
«Отец истории» Геродот предупреждает о разной степени достоверности фактов, о которых он говорит.
Он указывает, что источники передаваемых им известий были различны, а именно:
личное наблюдение (ὄψις),
умозаключение (γνώμη),
расспросы (ίστορίη)
передача со слов других (κατὰ τὰ ἤκουον).
Геродот неоднократно замечает, что он передает только слышанное, не обязывая ни себя, ни читателя принимать подобного рода известия на веру:
«Я обязан, передавать то, что говорят, но вовсе не обязан верить этому, и это замечание мое касается всего моего повествования» (VIII, 152).
«Действительно ли это так, я не знаю, а пишу, что рассказывают» (IV, 195).
«Пускай принимает рассказы египтян тот, кому они кажутся вероятными, а я во всем своем повествовании держусь правила писать то, что каждый рассказывает» (II, 123).
Слайд 3
Ноумен (греч. «умопостигаемое») - «вещь в себе», «сущность
вещи», скрытая, непознаваемая и т.п.
Феномен (греч. «являться») -
внешняя, «проявленная» сторона сущности, доступная для изучения и описания, явление, предмет, данный в чувственном созерцании.
Символ (греч. «знак») - изображение условный знак каких-либо понятий, идей, предметов, явлений.
Каждая область познания имеет свои ноумен, феномен и символы (категории и понятия).
История: ноумен - прошлое как процесс развития общества; - знание о прошлом; символ – рассказ, повествование о прошлом.
Ноумен
Феномен
Символ
Прошлое
Знание о прошлом
Рассказ о прошлом
Р
Е
А
Л
Ь
НО
С
Т
Ь
и
с т
о
р
и
я
Слайд 5
Клио («дарующая славу»)
Муза истории, дочь Зевса и
Мнемосины, записывающая деяния героев и других достойных граждан.
Лета
— нимфа, дочь титанов Океана и Тефиды.
Ле́та (греч. «забвение») - одна из пяти рек, протекающих в подземном царстве Аида, река забвения.
Слайд 6
Лосев Алексей Фёдорович (в монашестве Андроник). 1893 -
1988.
«Миф есть в словах данная чудесная личностная история.
Это и есть всё, что я могу сказать о мифе».
Слайд 7
Концепция коллективного бессознательного К. Юнга
Карл Густав Юнг. 1875
– 1961.
Слайд 8
А́нима и а́нимус - от лат. anima и
animus - «жизненное начало», «душа» в женском и мужском
родах
Архети́пы (др.-греч. - первообраз) - универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного.
Тень - архетип, относительно автономная часть личности, складывающаяся из психических установок, которые не могут быть приняты личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе.
Персона - то, что человек демонстрирует окружению, что
определяет его социальную роль - еда, стиль одежды, увлечения и так далее.
Личность состоит из архетипов, которые составляют ее фундамент : Самость, Персона, Тень, Эго, Анима и Анимус.
Самость - определяет
целостность личности.
Слайд 9
Кессиди Феохарий Харлампиевич. 1920 – 2009.
Миф - это
чувственный образ и представление, своеобразное мироощущение, а не миропонимание,
не
подвластное разуму сознание, скорее даже доразумное сознание
Слайд 10
Прошлое
Настоящее
Будущее
Аврелий Августин (354 - 430 гг.)
Время в нашем представлении распадается на прошлое, настоящее и
будущее.
Но прошлого уже нет, будущего еще нет.
Реально только то, что существует в настоящем, которое лишь краткий миг между прошлым и будущим.
Парадокс времени
Слайд 11
Есть ли у времени начало и конец? Два
варианта ответа:
1. Время бесконечно. С появлением человека у
времени появляется новое качество – историческое, ибо история там, где есть человек.
2. У времени, как и истории, есть начало и конец («конец света»).
Эсхатология (от греч. ἔσχατον - «конечный», «последний» + λόγος - «слово», «знание») - система взглядов и представлений о конечности нынешнего мироздания, о конце истории, ее разрешении, исходе.
Всегда была, есть и будет вечность, в которой пребывает Бог.
Вечность – не бесконечность времени, а его отсутствие.
Время историческое - промежуток между Сотворением мира и Концом времен.
Кульминация его - Боговоплощение, открывающее падшему человеку путь к Спасению, вечной жизни в новом, преображенном мире.
«Два града созданы двумя видами любви: земной - любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный - любовью к Богу вплоть до забвения себя». Путь к Граду Небесному – истинный смысл существования человечества. Забвение этого предназначения – истинная причина потрясений и катастроф, переживаемых народами.
AD - anno domini
BC - before Christ
Слайд 13
Николай Александрович Бердяев. 1874 – 1948.
«История есть
не что иное, как глубочайшее взаимодействие между вечностью и
временем, непрерывное вторжение вечности во время...
… историческая действительность… которую мы считаем прошлым, есть действительность подлинная и пребывающая, не исчезнувшая, не умершая, а вошедшая в какую-то вечную действительность;
она является внутренним моментом, внутренним периодом этой вечной действительности, отнесенной нами к прошлому, которое нами непосредственно не воспринимается, как воспринимается настоящее только в силу того, что мы живем в испорченном, больном времени…
Мы можем жить в историческом прошлом, как мы живем в историческом настоящем и как уповаем, что будем жить в историческом будущем.
Есть какая-то целостная жизнь, которая совмещает три момента времени - прошлое, настоящее и будущее в едином целостном всеединстве, поэтому историческая действительность, отошедшая в прошлое, не есть умершая историческая действительность;
не менее реальна она, чем та, которая свершается в данное мгновение, или та, которая будет свершаться в будущем и которую мы тоже не воспринимаем, а на которую лишь уповаем, которую ожидаем».
«Смысл истории». Глава IV. О небесной истории. Время и вечность.
Слайд 14
Дэвид Джозеф Бом. 1917 – 1992.
Вселенная -
голограмма, в которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно,
в каждом фрагменте, во всей полноте, нераздельно, но не слитно.
Для того, чтобы разделить их нужен наблюдатель, который решал бы, что есть прошлое, настоящее и будущее
Слайд 15
«То, что мы есть сегодня, порождается тем, что
мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу
завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли».
Гаутама Будда. 624 – 544 гг. до н.э.
Слайд 16
Знание о прошлом (историческое знание) - накопленная человечеством
сумма фактов и совокупность основанных на них гипотез и
теорий.
Синонимами истории как знания о прошлом выступают понятия «историческая память», «историческое сознание», «историческая наука» (принято считать знанием наивысшей достоверности).
Знание, в отличие от прошлого, постоянно изменяется за счет открытия новых фактов, выдвижения новых гипотез и появления общепринятых теорий.
Историческое знание правильнее представлять непрерывным бесконечным процессом познания прошлого.
В ходе этого процесса закономерно возникают вопросы, в том числе:
1. Вопрос о достоверности исторического знания, возможности адекватного отражения исторического процесса в сознании.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете.
Относительная истина - неполное знание о том же самом предмете.
Релятивизм (относительность) исторического знания в любой конкретный исторический момент
II. История как знание о прошлом
Гуревич Арон Яковлевич. 1924- 2006.
«Сама постановка вопроса об объективности исторических знаний некорректна».
Слайд 17
Бернар Клервосский (1090 –1153 гг.).
«Верую, чтобы понимать».
Пьер
Абеляр (1079 – 1142 гг.)
«Надо понимать, чтобы верить».
Аврелий Августин.
Метод «рационалистического интуитивизма» - единство рационального, интуитивного и чувственного в процессе познания.
Слайд 18
Позитивизм.
Единственный источник истинного, действительного, научного знания являются эмпирические
(опытные) исследования.
Подлинное знание - совокупный результат специальных наук.
В области истории позитивистская парадигма включает:
- убежденность в наличии прогресса в истории человечества;
- развитие общества в соответствии с имманентно присущими ему объективными законами;
- возможность познания законов общественного развития и использование этого знания для преобразования мира;
- стремление поднять историю до уровня точных наук за счет применения естественно научных методов;
- убежденность в возможности адекватной реконструкции исторического процесса.
Слайд 19
В рамках методологии позитивизма –
историко-сравнительный метод.
Включает:
- внутреннюю
и внешнюю критику источников;
- анализ и сравнение нескольких источников;
-
выявление связи исторических теорий с соответствующими общественными течениями;
- выявление того, какие течения – прогрессивные или регрессивные отражают исторические теории;
- применение математических и других методов точных наук;
- чистый эмпиризм, отвергающий любые умозаключения по поводу того, что лежит за пределами установленных фактов.
Слайд 20
Кризис в физике конца XIX века нанес удар
по позитивизму, породив сомнение во всемогуществе человеческого разума.
Последствия
для исторической науки:
Остро встал вопрос о принципиальном отличии наук гуманитарных от естественных.
Мир делился на природу (объект естественных наук) и культуру (объект гуманитарных наук).
Науки о природе изучают повторяющиеся, закономерно происходящие явления.
Историческая наука, напротив, изучает индивидуальные, особенные явления.
К ним не применим механистический подход. Акцент в историческом исследовании должен быть смещен на человека как духовного существа, обладающего индивидуальностью.
«Человек в истории». Широкое использование жанра биографии, рассматриваемой в тесной связи с исторической ситуацией, в которой проходит жизнь и деятельность героя.
Слайд 21
Марк Блок. 1886 – 1944.
«Апология истории». - М.:
Наука, 1973.
Люсьен Февр. 1878 - 1956
«Анналы»
«Бои за историю».
— М.: Наука, 1991.
Слайд 22
2. Возвращение в историю трансцендентного фактора.
Характер «исторического
процесса предполагает глубочайшее столкновение и взаимодействие Божества и человека,
Божественного Промысла, Божественного фатума, Божественной необходимости и неизъяснимой таинственной человеческой свободы».
Н.А. Бердяев: «Смысл истории». Глава II. О сущности исторического. Метафизическое и историческое.
Слайд 23
История как повествование о прошлом.
Особенности:
1. Субъективность рассказа. Он
зависит от личности рассказчика, отбирающего те факты, которые полагает
существенными, опирающегося на гипотезы и теории, которые считает приемлемыми, «научными» и т.п.
2. «Символизм». Использование специфического языка - понятий и категорий. Слово – символ, за которым семантическое поле, несовпадающее не только в разных языках, но и для представителей различных религиозных конфессий, научных школ и т.д.
3. «Схематизм» рассказа, не позволяющий всесторонне описать прошлое, включить в него те измерения, которые невозможно познать и выразить в символах.
Главный вопрос, относящейся к этому лицу истории:
Рассказ — это «реконструкция» прошлого или его «конструирование»?
А. Гуревич: «Всякая историческая реконструкция (восстановление прошлого) есть ничто иное, как «определенная конструкция видения мира, относительно которой историки достигли определенного консенсуса».
Слайд 24
Постмодернизм:
- рассказ историка является не отражением реальности
минувшего, а всего лишь способом выражения им собственного понимания
прошлого;
- историк не является нейтральным посредником между исторической реальностью и личностью, которая его познает: он всегда является человеком своей эпохи, принадлежащим к определенной этнической или социальной группе и т.д.;
- может существовать столько «историй», сколько существует историков и их интерпретаций прошлого;
- историческое повествование является, по сути, художественным произведением, относительным к истине и целиком субъективным;
- нет и не может быть никакой общей, единой, установленной, обязательной картины прошлого.
Постмодернистская концепция ведет:
- к «десайентизации истории», выведению ее из ряда гуманитарных наук;
- к отказу от культа исторических источников, признание равноправия с ними мифов, легенд, преданий, религиозных откровений и др.;
- к отрицанию возможности охватить «макроисторию», распаду ее на «микроистории», принципиально не складывающиеся в единую картину прошлого;
- К отказу от объяснения исторических процессов социально-политическими и экономическими причинами, упор на факторы, находящиеся за их пределами.