Слайд 2
Исторический контекст политических идей св. Августина
Слайд 3
Августин был современником падения Рима. В 310 г.
готы захватили и разграбили Город.
Это событие потрясло всех, но
особенно — сохранявшуюся еще языческую партию на западе империи. Они обвинили в гибели Рима христиан: якобы из-за них прекратилось почитание старых богов, которые некогда дали римскому народу власть над миром.
В качестве ответа на подобные обвинения Августин создает трактат «О Граде Божьем».
Слайд 4
Град Небесный — новая республика
По мнению Августина, христиане
меньше связаны со своим земным отечеством, чем с небесным.
Они — граждане Небесного Града, вне зависимости от национальности и происхождения.
Новообретенное братство христиан преодолевает законы войны:
«Все убийства, грабежи, пожары, страдания — все это породил обычай войны. А то, что народу было позволено найти убежище в храмах, где никого не убивали, откуда никого не брали в плен, куда сострадательные враги приводили многих для освобождения, это следует приписать имени Христа».
Слайд 5
«До сих пор никогда победители не щадили побежденных
ради их богов». Но во Христе римляне и варвары
впервые могут ощутить себя единой христианской семьей.
Слайд 6
«Бог раздает земные царства и добрым, и злым.
И делает Он это не без разбора, но сообразно
с порядком вещей и времен, – порядком для нас сокровенным, а Ему вполне известным. Этим порядком Он располагает как Правитель».
Вся власть на земле и на небе принадлежит Богу
Слайд 7
Происхождение государственной власти
Протестантизм
Светское правительство обладает полнотой власти, в
том числе и над Церковью.
Принцип «Cujus regio – ejus
religio».
Духовная и светская власти независимы друг от друга; обе — от Бога и, сотрудничая, заботятся соответственно о духовной и земной жизни.
Принцип Συμφωνία.
Римо-католичество
Во власти церкви находятся два «меча» — светская и духовная власть. Земную власть Римский епископ вверяет тому, кому сочтет необходимым.
Булла «Unam Sanctam»
Православие
Слайд 8
Равенство и неравенство
Все люди сотворены равными; причиной разделения
рабов и господ является грех:
Это предписывает естественный порядок, так
создал человека Бог. «Да владычествуют, – говорит Он, – над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею» (Быт. I, 26). Он хотел, чтобы разумное по образу Его творение господствовало только над неразумным: не человек над человеком, а человек над животным.
Слайд 9
Поскольку причиной общественной несправедливости является грех, преодолеть её
можно только христианской любовью и смирением.
Слайд 10
«Каждый отдельный человек, как буква в предложении, представляет
собою своего рода элемент государства, как бы обширно оно
ни было».
Слайд 11
Обязанности начальствующих и подчиненных
«Апостол увещевает и рабов подчиняться
господам и служить им от души с готовностью (Ефес.
VI, 6–7), т. е. если они не могут получить от господ своих свободу, то сами они могут сделать служение свое свободным, служа не из притворного страха, а по искреннему расположению».
«Истинные отцы семейства заботятся обо всех домочадцах как о детях, желая достигнуть дома небесного, где уже не будет необходимости повелевать другими, потому не нужно будет заботиться об их счастье в том бессмертии. Пока же это наступит, господствование требует от отцов большего терпения, чем служение — от рабов.
Если же кто-нибудь в доме противится домашнему миру своим неповиновением, такой укрощается или словом, или справедливым и дозволенным родом наказания, насколько это допускает человеческое общество, ради пользы самого укрощаемого, чтобы присоединить его к миру, от которого тот уклонился».
Слайд 12
Справедливость
Следует ли людям добрым радоваться расширению государства?
«При
более счастливых условиях человеческой жизни все государства оставались бы
малыми, наслаждаясь дружелюбием соседей, так что в мире было бы так же достаточно много государств разных народов, как в городе достаточно много домов разных граждан».
«Поэтому вести войны и путем покорения народов расширять государство представляется делом хорошим для людей дурных, но для добрых – это только дело необходимости. Может это быть названо и делом хорошим, но только потому, что было бы хуже, если бы люди более несправедливые господствовали над более справедливыми».
«Желание ненавидеть или бояться кого-нибудь, чтобы было кого побеждать, – желание дурное».
Слайд 13
Христианин и благо государства
«Неблагоразумно хвалиться величием и могуществом
государства. Не будем говорить даже о царствах и империях,
возьмем двух людей:
Один будет беден, но доволен и малым и любим семьей. Он будет жить в мире с родственниками, соседями и друзьями. В религии он будет благочестив, приветлив характером, чист в нравственном отношении и спокоен в совести.
Другой – весьма богат, но сильно удручен страхами. Его будут терзать страсти, он не будет иметь ни минуты спокойствия и душевного мира в постоянном желании сохранить и приумножить свое имение.
Не знаю, будет ли кто-нибудь настолько сумасброден, чтобы усомниться, кому из них отдать предпочтение».
Слайд 14
«Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как
не большие разбойничьи шайки?»
Слайд 15
«Когда почитается истинный Бог и Ему воздается поклонение
действительными священнодействиями и добрыми нравами, бывает полезно могущественное и
долговременное управление людей добродетельных. И полезно оно не столько для них самих, сколько для тех, кем они управляют».