Слайд 2
Физика цвета
В 1676 г. физик Исаак Ньютон с
помощью трехгранной призмы разложил белый (прозрачный) солнечный свет на
цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон пропускал солнечный свет через узкую щель и направлял на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета, что напоминало радугу. Разложенный таким образом свет направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зелёный, синий заканчивалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления.
Слайд 4
Физика цвета
Уже давно стало ясно, что свет по
природе своей – электромагнитные волны. На Земле электромагнитные волны
представленышироко.
С точки зрения физики цвет – это электромагнитные волны определенной длины и частоты, испущенные источником света или отраженные поверхностью предмета. Человеческий глаз может воспринимать свет с длиной волны только в интервале от 380 нанометров (нм) до 770 нанометров (еще встречается устаревшее название - миллимикрон). Отдельным цветам спектра соответствует свой участок с определенной длиной волны в нм.
Красный — 760...650; Оранжевый — 640...590; Жёлтый — 580...550; Зелёный — 530...490; Голубой — 480...460; Синий — 450...440; Фиолетовый — 430...380.
Слайд 6
Физика цвета
Границами видимого (глазом человека) диапазона принято считать
ультрафиолетовую УФ (длина волны 380 нм) и инфракрасную ИК
(длина волны 760 нм). Все лучи, что находятся за пределами этого отрезка, глаз не различает.
Сетчатка, однако, чувствительна и к более коротковолновой зоне спектра, ультрафиолетовой. Но хрусталик и стекловидное тело защищают ее от относительно «жесткого» излучения. Тем не менее, сетчатка может воспринимать «остатки» ультрафиолета в виде флюоресцентного голубоватого свечения хрусталика (переизлучения в более длинноволновой зоне спектра).
Также известны факты, когда человек с удаленным хрусталиком видит ультрафиолетовый спектр в виде голубоватого свечения. В ИК диапазоне мы не видим, так как в противном случае слепили бы себя своим же теплом.
Слайд 7
Физика цвета
Сами предметы такой характеристики, как цвет, не
имеют. Существуют лучи, поверхность и ее отражательно-поглощательные свойства. Вот
от этих свойств поверхностей и зависит, какие лучи попадут в наш глаз и какой образ цвета там получится.
Если отражаются все лучи белого света, мы имеем образ белого цвета, поскольку в глаз попадают вся сумма лучей от 380 до 760 нм. Если поглощаются все лучи, не отражается ни один, то в мозгу формируется образ черного цвета.
Разумеется, это две идеальные ситуации, которых в жизни не бывает. Любая черная поверхность отражает хоть чуть-чуть лучей, иначе мы бы не различили на ней ни фактуры, ни одной детали.
Слайд 8
Физика цвета
Также любая белая поверхность поглощает или преломляет
с потерей попадания в глаз хоть пары лучей, отчего
любой белый предмет не идеально белый, а с минимальным цветовым оттенком.
Поэтому в цветоведении принято говорить не черный, а бесконечно приближающийся к черному, не белый, а бесконечно приближающийся к белому и не средне серый, а бесконечно приближающийся к нему.
Слайд 12
Физиология цвета
Зрительная система дает мозгу более 90% сенсорной
информации. Зрение это многозвеньевой процесс.
Сзади глазное яблоко выстлано светочувствительной
оболочкой –сетчатой оболочкой или сетчаткой.
На пути к сетчатке лучи света проходят через несколько прозрачных сред:
- роговицу;
- хрусталик;
- стекловидное тело.
Определенная кривизна и показатель преломления роговицы и в меньшей мере хрусталика определяют преломление световых лучей внутри глаза.
Слайд 13
Физиология цвета
В сетчатке находятся фоторецепторные клетки: 1 вид
светочувствительных клеток - палочек и 3 вида цветочувствительных клеток
- колбочек.
Палочек 110 - 123 млн., колбочек 6 - 7 млн.
Они распределены в сетчатке неравномерно. Центральная ямка сетчатки (fovea centralis) содержит только колбочки (до 140 тыс. на 1 кв.мм). По направлению к периферии сетчатки их число уменьшается, а число палочек возрастает, так что на дальней периферии имеются только палочки. Колбочки обеспечивают дневное и цветовое зрение, так как функционируют только в условиях больших освещенностей, поэтому «ночью все кошки серы». Намного более светочувствительные палочки ответственны за сумеречное зрение.
Палочку может возбудить всего один квант света, а для активации колбочки требуется больше сотни квантов.
Слайд 14
Физиология цвета
С точки зрения физиологии определение цвета остается
верным: цвет – это ощущение, возникающее в мозгу в
ответ на свет, попадающий на сетчатку глаза.
Образ цвета формируется на основе индивидуального восприятия и при воздействии освещения (естественное, искусственное, слабое, сильное) и цветовой среды (рефлексы, блики).
Слайд 15
Цветовой круг
Ньютона и некоторые закономерности
Исаак Ньютон раскладывал
белый свет, складывал его составляющие, сравнивал с радугой (разложение
света в атмосфере), с музыкальной гармонией и пр. В итоге родился цветовой круг, некий цветовой график, круглая таблица, в которой отражаются главные закономерности цветовосприятия.
Ньютон полагал, что основными различимыми цветами в солнечном спектре являются 7 цветов: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый.
Спустя 140 лет после Ньютона цветовой круг был усовершенствован великим немецким поэтом Иоганом Вольфгангом Гете, он добавил в цветовой круг пурпурный (красно-фиолетовый) цвет, которого нет в спектре, и с тех пор цветовой круг более принципиальных изменений не претерпел.
Слайд 16
Цветовой круг
Ньютона и некоторые закономерности
Слайд 17
Цветовые системы
Цветовые круги Гете, Геринга, Манселла
Слайд 18
Цветовой круг
Ньютона и некоторые закономерности
Ньютон же заметил,
что есть 3 цвета, которые нельзя получить никаким смешением
цветов. Они называются основными или первичными: красный, желтый и зеленый.
При их различном смешении получаются все остальные цвета. А если смешать все три основных цвета, то получается средне-серый цвет.
Ньютон работал с лучами, то есть с цветным светом. В области оптических процессов действительно эти три цвета первичны. А в области материальных носителей цвета (краски, пигменты) такими первичными будут:
- красный;
- желтый;
- синий.
Слайд 19
Цветовой круг
Ньютона и некоторые закономерности
При попарном смешении
первичных цветов получаются вторичные. При смешении красного и желтого
– оранжевый, при смешении желтого и синего –зеленый, при смешении красного и синего – фиолетовый.
При смешении одного первичного и одного вторичного получаются третичные цвета: желтый + оранжевый = желто-оранжевый,
желтый + зеленый = желто-зеленый,
красный + оранжевый = красно-оранжевый,
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый,
синий + зеленый = сине-зеленый,
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый.
Слайд 20
Цветовой круг
Ньютона и некоторые закономерности
Слайд 21
Цветовой круг
Ньютона и некоторые закономерности
Еще одно замечание,
что цвета, стоящие в цветовом круге напротив друг друга,
при смешении дают серый цвет.
Такие пары цветов называются дополнительными. Если в цветовой среде тотально доминирует один цвет, то зрение достраивает дополнительный к нему в виде оттенка, который может создавать нежелательные эффекты, искажая задуманный цветовой образ всей композиции.
Основные дополнительные пары: желтый и фиолетовый, оранжевый и синий, зеленый и красный. Причем первичные цвета считаются основными, а вторичные – дополнительными. Это условность, так как если Вы работаете с фиолетовым и надо добавить немного желтого для гармонии, то в этом случае фиолетовый будет главным, а желтый –в дополнение. Также в дополнительных парах, составленных из третичных цветов, например, красно-оранжевый и сине-зеленый, вообще нет первичных или основных и вторичных цветов.
Слайд 22
Цветовой круг Иттена
На основе 6 - ступенного круга
он составил 12 - ступенный путем добавления промежуточных цветов.
В круг Иттена входят следующие цвета: красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, пурпурный.
Этим кругом пользуется на сегодня весь мир в области художественных практик.
Слайд 24
Цветовые системы
В дальнейшем разные ученые занимались изучением цвета
и цветовосприятия. Среди них были художники, физиологи, поэты, философы,
физики. Каждый из них опирался на теорию цветовосприятия, созданную предшественниками или самостоятельно. Итогом любой теории была цветовая модель. Все вместе (теория и модель) стало называться цветовыми системами.
В итоге были созданы различные цветовые системы на основе моделей круга, шара, цилиндра, треугольной призмы и пр., многие из которых имеют сейчас сугубо историческое значение.
Слайд 25
Цветовые системы
Цветовые модели Рунге, Оствальда, Манселла.
Слайд 26
Основные характеристики цвета
Выделяют три характеристики цвета.
Цветовой тон -
качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять
к одному из спектральных или пурпурных. Пурпурные цвета образуются при смешении красного с фиолетовым. Цветовой тон измеряется длиной волны излучения, преобладающего в спектре данного цвета.
Слайд 27
Основные характеристики цвета
Светлота - степень отличия данного цвета
от черного, измеряемая числом порогов различения от данного цвета
до черного.
Яркость (синоним светлоты для оптических процессов) - отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее (коэффициент отражения).